Неформальный саммит глав государств ОДКБ 28 мая в Бишкеке прошел в усеченном составе, без президентов Белоруссии и Армении, тем не менее круг обсуждаемых вопросов даже вышел за рамки обычных проблем организации. Неприбытие Александра Лукашенко и Сержа Саргсяна принимающая сторона объяснила тем, что повестка дня не касается напрямую указанных двух стран. Насколько такое возможно, чтобы в рамках одной организации были проблемы, касающиеся лишь отдельных ее членов, объяснений не прозвучало. Но так или иначе, прибывшие на саммит главы России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии поработали, судя по всему, весьма интенсивно и плодотворно.
Детальные подробности саммита не известны, поскольку встречи проходили за закрытыми дверями. Как сообщил прессе генеральный секретарь организации Николай Бордюжа, «в ходе закрытой части саммита были обсуждены вопросы, касающиеся развития ситуации в зоне ответственности ОДКБ в связи с предстоящим в 2014 году выводом из Афганистана военного контингента НАТО и мер по минимизации его возможных негативных последствий, также рассматривалась тема усиления госграниц и обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современным вооружением и военной техникой». Те же вопросы обсуждались и на двухсторонних встречах президентов.
Чуть больше сообщил министр иностранных дел Киргизии Эрлан Абдылдаев. Он отметил, что на заседаниях Совета министров обороны, Совета министров иностранных дел и Комитета секретарей Советов безопасности ОДКБ «были обсуждены вопросы совершенствования внешнеполитических проблем организации, вопросов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом и международной организованной преступностью, обеспечения информационной безопасности и безопасности на границах». Он также сообщил, что участники саммита заслушали доклад Н. Бордюжи о состоянии и структуре изменений коллективной безопасности ОДКБ «в свете реально существующих вызовов и угроз безопасности государств-членов организации и мерах по ее совершенствованию».
Но, естественно, наибольшее внимание экспертов и СМИ привлекли те заявления по итогам саммита, которые прозвучали из уст глав государств. Так, президент России Владимир Путин сказал: «Военное и военно-техническое сотрудничество в рамках ОДКБ закрепляется последовательной работой над углублением внешнеполитической координации, и конкретные аспекты такой работы обсуждались нами постоянно. Мы уделяем этому большое внимание и очень рассчитываем, что сегодня в неформальной обстановке посмотрим на то, как развивается ситуация в Афганистане, что мы должны вместе делать, чтобы реагировать на изменения ситуации и обеспечить безопасность наших народов».
В свете высказываний российского лидера одним из ключевых вопросов обеспечения безопасности в регионе и интересов России является вывод из Киргизии американской военной базы. Хотя никаких официальных заявлений по этому поводу на саммите не прозвучало и даже не сообщалось, обсуждался ли этот вопрос или нет, уже на следующий день МИД Киргизии распространил заявление, в котором говорится, что вопрос о выводе Центра транзитных перевозок, как официально именуется авиабаза, из международного гражданского аэропорта «Манас», а также сам проект закона о денонсации соответствующих соглашений с правительством США «не подлежат общественному обсуждению» в связи «с отсутствием необходимости дальнейшего функционирования данного объекта».
Сейчас в Жогорку Кенеше, то есть парламенте, находится на рассмотрении закон о денонсации соглашения о сотрудничестве между правительством КР и правительством США относительно Центра транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас». Местные политологи и эксперты считают, что, несмотря на противодействие оппозиции, документ будет подписан. При этом все же следует отметить, что в последнее время президент Киргизии Алмазбек Атамбаев ни разу не произнес слов «вывод базы», а говорил об «исключении военной составляющей». Будем надеяться, что на закрытии американской базы это обстоятельство не отразится.
На встрече лидеров стран-участниц отдельно обсуждался вопрос о возможности строительства железной дороги Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан. Все варианты по её сооружению согласованы, сообщил журналистам киргизский премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев на следующий день после саммита. «Это проект и только начало работ. Здесь согласованы все варианты, – отметил он. – Нам нужно подготовить ТЭО. Сделан очень удачный вариант выбора трассы. Теперь нужно обосновать, во сколько это обойдется государствам».
В свою очередь, президент Киргизии А. Атамбаев заявил, что «дорога далее будет идти по маршруту Таджикистан – Афганистан – Туркменистан – Иран и в Персидский залив. То есть эта трансазиатская железная дорога, которая необходима всем. Это большой проект, который мы вместе начинаем».
В свете того, что Соединенные Штаты Америки собираются реализовать собственный проект по строительству железных дорог в Афганистане с задачей связать Центральную Азию с Персидским заливом и, обеспечив товарам стран региона выход к морю, «сделать их экономически независимыми» от России, становится понятным, что вопрос строительства трансрегиональной железнодорожной магистрали, поднимавшийся на саммите в Бишкеке, перестает быть чисто экономическим. Эта дорога также может сделать бесперспективным проект Китая проложить рельсы через Киргизию в Узбекистан и Таджикистан.
Соответственно и комментарий к такому «неформатному» вопросу, как строительство железной дороги Север – Юг при участии России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, дал Н. Бордюжа. «Хотя вопрос напрямую ОДКБ не касается, но президенты договорились, что соответствующим ведомствам будет дано поручение проработать вопрос о его экономической целесообразности и возможностях по его финансированию», – сказал генеральный секретарь организации.
Также особое внимание было уделено вопросам укрепления границ, сделано это не только из-за возможной эскалации напряжения в Афганистане, но и в связи с намеченным вхождением в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана. В этом случае ТС получит уже в качестве непосредственного соседа Афганистан, а открытые границы внутри Союза явно не смогут стать препятствием для незаконных мигрантов из других стран, нелегальной торговли и транзита наркотиков, проникновения экстремистских групп.
По мнению экспертов, комплексное решение проблем безопасности может дать новый импульс не только укреплению обороноспособности стран-участниц ОДКБ, но и развитию экономик центральноазиатских республик. Также было отмечено, что государственное участие в таких крупных проектах, как строительство трансрегиональной железной дороги, каскадов мощных гидроэлектростанций, привлечет и частный капитал, который станет вкладывать средства не только в собственные проекты, но и в государственные. В свою очередь, решение вопросов безопасности даст дополнительный стимул для инвесторов не только из стран ОДКБ, Таможенного союза, но и других государств.