Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Бриллиантовый дым альтернативной энергетики

Сергей СмирновOilNews.kz
11 декабря 2013

В ходе прошедшего в Астане инвестиционного форума «Возобновляемая энергетика Казахстана» министр охраны окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров заявил о том, что Казахстан ставит цель к 2050 году около 50% электроэнергии вырабатывать за счет возобновляемых и альтернативных источников. «Скажем из 50% больше 40% – это будет доля солнца, ветра, биомассы и так далее, и чуть меньше 10% – это будет атом», – уточнил министр.

 

Кроме того, отметил министр, становление сектора ВИЭ будет содействовать развитию местных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, появлению новых высококвалифицированных рабочих мест. Каппаров сослался на пример Германии, где «в секторе ВИЭ занято 368 тысяч человек. В Казахстане тоже появится целая отрасль. В перспективе мы думаем, что и другие страны СНГ пойдут по зеленому пути развития, и Казахстан, который первым начинает этот путь, будет иметь конкурентное преимущество».

 

«Впереди планеты всей», согласно фантазиям министра, окажется страна с «отверточным» машиностроением, в которой сегодня на долю альтернативных источников в энергобалансе приходится лишь 0,5%, а действующие ветроэнергетические установки являются опытно-демонстрационными и их серийного производства в стране нет. Впору цитировать «12 стульев» Ильфа и Петрова. «Ипполит Матвеевич оглянулся. По темным углам зачумленной дворницкой вспыхивал и дрожал изумрудный весенний свет. Бриллиантовый дым держался под потолком. Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату». Но, разочаровывая министра, продолжим цитату: «Только вы, дорогой товарищ из Парижа, плюньте на все это.

 

— Как плюнуть?!

 

— Слюной, — ответил Остап, — как плевали до эпохи исторического материализма. Ничего не выйдет».

 

Заявляющий о столь грандиозных планах глава министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов, видимо, не курсе, что Мировой энергетический совет (МИРЭС) на прошедшем в октябре Мировом энергетическом конгрессе представил анализ, согласно которому доля возобновляемых энергоносителей в глобальном энергетическом балансе в 2050 году составит не более 20–30%. Приведем ряд озвученных на конгрессе цифр, изрядно подмывающих оптимизм Каппарова.

 

Запасы нефти сейчас на 25% больше, чем были в 1993 году, и это без учета сланцевых залежей, нефтеносных песчаников, сверхтяжелой нефти и битума. Добыча нефти выросла на 20%, но ее доля в энергопотреблении сократилась на 6%, что произошло из-за роста потребления угля на 4,5% и газа почти на 2%. Сегодня в мировом производстве электричества солнце, ветер и другие подобные источники возобновляемой энергии составляют менее 5% и сосредоточены в небольшом круге стран. Так, половина мировых мощностей ВИЭ расположена в четырех государствах – США, Германии, Китае и Испании.

 

Дело в том, что альтернативная электроэнергия дорого стоит. Расчеты показывают, что средняя себестоимость создания 1 кВт мощностей гелиоэлектрогенерации составляет не менее 9 тыс долларов (в ценах 2000 г.) – в 4 раза выше, чем на АЭС, и в 5,5 раза больше, чем на ТЭС. В силу этого, а также низкой мощности и высокой капиталоемкости станций на альтернативных источниках энергии они не могут конкурировать с традиционной электрогенерацией.

 

Производители «зеленой» электроэнергии выживают благодаря льготным налоговым режимам, тарифным преференциям, прямым государственным субсидиям, что стало тяжелым бременем для госбюджета во время затянувшегося финансового кризиса. Европа, избравшая было путь развития, основанный на ВИЭ (согласно стратегическому сценарию Еврокомиссии – «Дорожной карте по энергетике до 2050 г.» — доля ВИЭ в конечном потреблении к 2050 г. определена на уровне 75%, а в электрогенерации – 97%) столкнулась с суровыми экономическими реалиями. Мировой экономический кризис повлек за собой дефицит бюджетов многих государств ЕС и правительства начали пересматривать собственную политику относительно дотаций объектов «зеленой» энергетики.

 

Приняли решения о сокращении объемов субсидирования проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) правительства Италии, Испании, Португалии, Великобритании. Инвестировавшая в последние годы баснословные суммы в развитие солнечной энергетики Германия также намерена сократить, ставшую в условиях кризиса чрезмерной, нагрузку на бюджет.

 

И это понятно. Недостатка ископаемых энергоносителей не ощущается. Во-первых, продолжаются открытия новых месторождений. Во-вторых, разрабатываются новые технологии, позволяющие использовать как нетрадиционные источники нефти и газа, так и увеличивать коэффициент извлекаемости обычных месторождений. Поэтому мировая энергетика в ближайшие десятилетия будет решать свои задачи за счёт более эффективного использования традиционных ресурсов и модификации существующих технологий для получения электрической и тепловой энергии.

 

Таким образом, поскольку энергия солнца и ветра оказалась слишком дорогой, и держались во многом за счет государственных субсидий, в мире начался разворот от альтернативной энергетики к традиционной. Инвестиции вкладываются не в новые виды энергии, а в снижение энергопотребления и новые технологии переработки энергосырья.

 

И в то время как мировые экономические лидеры свертывают внедрение «зеленых энерготехнологий», обладающий огромными запасами нефти, газа, угля и урана Казахстан намерен тратить огромные деньги на альтернативную энергетику. В частности, проявляющий бурную деятельность в создании «зеленой» экономики (строительство солнечных и ветряных электростанций, внедрение энергосберегающих технологий) министр окружающей среды Нурлан Каппаров неоднократно заявлял, что необходимо ежегодно вкладывать в «зеленую» экономику по 3-4 млрд долларов. Учитывая печальные результаты многих предыдущих не менее масштабных программ, следует ожидать не 100 кратного роста доли альтернативной энергетики, а создание широкого поля деятельности для специалистов по «распилу».

0
    1 807