Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

«Ребрендинг» Казахстана и его последствия. Мнения экспертов

Александр ЗайцевОкно в Россию
7 февраля 2014

Заявление Нурсултана Назарбаева о возможности переименования Казахстана в Казак елi вызвало бурное обсуждение как к в самой стране, так и за ее пределами. Новый вариант названия может привести к этническим конфликтам в Казахстане, утверждают эксперты, комментируя слова Назарбаева для портала "Окно в Россию"


Во время рабочей поездки в Атыраускую область президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался о возможности официального переименования страны. "Возможно, надо рассмотреть со временем вопрос перехода на название нашей страны "Казак елi", но прежде следует обязательно обсудить это с народом", - цитирует Назарбаева ИТАР-ТАСС.

 

«Казак елi» переводится как «Отечество казахов». Назарбаев отметил, что этническое многообразие Казахстана – это преимущество страны. "При сохранении единства и толерантности наша страна достигнет всех поставленных целей", - сказал президент.

 

Общественность Казахстана по-разному отреагировала на предложение главы государства. Представитель национал-патриотического течения Мухтар Тайжан не только поддержал идею Назарбаева, но и предрек переименование всех жителей страны, независимо от национальности, в казахов.

 

В свою очередь, председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков высказался резко против, назвав подобные заявления смешными и предупредив, что подобное переименование может стать политической ошибкой.

 

Портал «Окно в Россию» попросил экспертов из Казахстана прокомментировать происходящее.

 

Максим Крамаренко, председатель общественного объединения "Республиканское славянское движение "Лад":


- Любое публичное выступление Нурсултана Назарбаева готовят специалисты по идеологии из Администрации Президента (Акорда), которые в случае с предложением «Казак ели» («Земля казахов») оказали ему «медвежью услугу». Так как эта идея, под каким бы внешним прикрытием не преподносилась, в целом сводится к одному – Казахстан с переименованием его в «Казак ели», заявляет о том, что он становится этнократическим государством. Ведь названием «казак ели», грубо говоря, не только утверждается право собственности на это государство только за казахским этносом, но также вслед за этим последует гражданская ассимиляция нетитульного населения – нас всех директивно назовут казахами. Не казахельцами же?! Захотят ли этого русские, украинцы, немцы и другие этнические группы, которых около 40% населения?! Думаю, что подавляющее большинство «нетитульных» будет против.

 

В итоге к чему может привести такая инициатива? Помимо многомиллионных трат из средств государственного бюджета, который формируется налогоплательщиками, то есть каждым из нас; реализация этой идеи приведет к усилению с одной стороны националистических тенденций, с другой – к росту миграционных настроений, которые негативно скажутся на экономике страны. Развитие ситуации в таком ключе также может негативно отразится на интеграционных процессах между РК и РФ. «Казак ели» станет не объединяющим общество символом, а наоборот разъединяющим.

 

Следует отметить, что это не первая «медвежья услуга» идеологов Акорды. В октябре 2012 года, выступая в Турции, глава Казахстана заявил, что «после того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии». Такая трактовка совместного исторического прошлого России и Казахстана не могла не отразиться отрицательно на сфере двусторонних отношений. Впоследствии, реакция российского экспертного сообщества заставила Акорду сослаться на неправильный перевод выступления Нурсултана Назарбаева.

 

Илья Намовир, главный редактор портала «Русские в Казахстане»:


- На самом деле, эта идея отдаёт политическим популизмом, хотя и очень хорошо характеризует, в целом, политику казахстанской власти, в которой чрезмерное внимание уделяется каким-то внешним имиджевым пиар-акциям и ходам, при этом, по большей части, игнорируется насущная внутри- и внешнеполитическая проблематика.

 

Да и сама аргументация подобного предложения выглядит несколько странной и больше похожа на попытку провести «ребрендинг», что обычно советуют маркетологи компаниям, испытывающим затруднения на рынке. Но Казахстан – это, всё-таки, суверенное государство на геополитической арене, а не частная корпорация, и его авторитет и узнаваемость связаны не с именем, а с политическими и экономическими успехами внутри страны и за её пределами.

 

К тому же, данная идея, в случае её реализации, станет ещё одним шагом от общегражданской казахстанской идентичности в сторону национальной идентичности на основе названия титульного этноса, что, безусловно, будет воспринято отрицательно неказахским населением страны, большинство которого, как мне кажется, по меньшей мере, с недоумением воспримет тот факт, что страна полноправными гражданами которой они являются, будет официально называться «Землей казахов», а остальные 40 процентов нетитульного населения, получается, останутся какой-то неназванной статистической погрешностью.

 

Возможно, конечно, это противоречие, политтехнологи Акорды постараются разрешить тем, что предложат всем переименоваться в казахов, но, боюсь, что данный шаг лишь ещё больше усугубит межнациональное напряжение в обществе и усилит миграционные настроения среди русскоязычного населения, которое вряд ли будет готово отказаться от своей национальной идентичности в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.

-1
    3 064