Минувшие выходные не обошлись без очередной политической интриги, связанной с Украиной.
Известно, что в ночь на субботу Владимир Путин позвонил по телефону Бараку Обаме. Президенты говорили около часа. Причем в Москве и Вашингтоне предлагают разные толкования этой беседы. В Кремле говорят, что лидеры обсуждали российские предложения по стабилизации ситуации на Украине и согласились с ними; в Белом доме утверждают, что новый проект урегулирования придуман ими.
Как бы то ни было, через несколько часов теперь уже по инициативе американской стороны по телефону связались госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Они договорились о встрече в Париже. Керри, который после поездки по странам Ближнего Востока возвращался в Вашингтон, решил срочно изменить маршрут. Настолько срочно, что Министерство иностранных дел Франции не сразу узнало о прибытии высоких гостей: ведомство известили о предстоящих переговорах, что называется, постфактум.
В скупых комментариях о беседе двух президентов сообщается, что Владимир Путин высказал обеспокоенность «продолжающимся разгулом экстремистов, безнаказанно совершающих акты устрашения в отношении мирных жителей, властных структур, органов правопорядка в различных регионах и в Киеве».
Также российский президент «привлек внимание к фактической внешней блокаде Приднестровья, что приводит к существенному осложнению условий жизни жителей региона, препятствует их передвижению, нормальной торговой и экономической деятельности».
Обама считает, что украинское правительство «продолжает идти по пути сдерживания и деэскалации ситуации в стране, делает шаги навстречу конституционной реформе и демократическим выборам». Американский президент попросил российского коллегу «поддержать этот процесс и избежать дальнейших провокаций, в том числе наращивания военных сил на границе с Украиной».
И, конечно же, дежурная фраза: «США решительно выступают против действий, предпринятых Россией в нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины».
В общем, поговорили...
Последние опросы общественного мнения в США показывают, что американцы очень недовольны своим президентом. Рейтинг Обамы достиг рекордно низких значений: лишь 39% граждан одобряют его деятельность, а 59% его работа не нравится.
Чувствительный удар по самолюбию, если учесть, что рейтинг Путина достиг невиданных для современного политика значений – 80%.
Конечно, США располагают куда более значительными материальными ресурсами для распространения своего влияния на другие страны. Но оказывается, что бездумно швырять миллиарды на сомнительные проекты явно недостаточно для уважения окружающих.
На завершившемся на прошедшей неделе саммите ЕС и США, где речь шла в основном об Украине и перспективах ее участия в программах НАТО, Обама решил показать себя рачительным хозяином, которому надоело платить за всю компанию. Американский президент неожиданно завел речь о необходимости совместных материальных усилий в обеспечении деятельности Североатлантического блока.
«Я снова повторю: если у нас коллективная оборона, то каждый должен вносить вклад в нее. У меня есть обеспокоенность по уменьшению оборонных расходов в некоторых наших партнерах НАТО, – заявил Обама. – Ситуация на Украине напоминает нам, что наша свобода не бесплатна. Мы должны быть готовы платить за оборудование, персонал, обучение, что предоставляет уверенность, что НАТО – надежная оборонная структура и фактор сдерживания. Все должны делать вклад, не должно быть только американских или британских учений, а к этому должны привлекаться все, чтобы быть уверенными, что границы являются безопасными».
Это надо понимать так: за защиту Украины от «северного агрессора» придется платить самим украинцам, а также тем членам НАТО, которым вся эта история с Майданом и сменой режима в Киеве совершенно неинтересна.
Делать повышенные взносы придется в первую очередь Евросоюзу. Это озвучил выступавший вместе с Обамой на заключительной пресс-конференции саммита президент ЕС Херман ван Ромпей. После дежурной фразы о единстве взглядов США и Европы в отношении Украины он заявил следующее: «Лучший ответ – усилить Украину и сделать ее сильной валютой, а не слабой. Именно поэтому мы подписали Соглашение об ассоциации с Украиной. Именно поэтому мы предоставляем макроэкономическую помощь Украине, если она, конечно, согласится на реформы с МВФ. И именно поэтому мы в одностороннем порядке снимаем пошлину. Мы беремся за широкий ряд инициатив, чтобы стабилизировать Украину, кроме тех действий, которые касаются санкций».
Желание США переложить материальное бремя помощи Украине на союзников нашло отражение в соглашении, принятом по итогам работы выездной сессии МВФ в Киеве. Администрация США дает миллиард долларов, Всемирный банк – 3 миллиарда, а Евросоюзу предписано раскошелиться на 15 миллиардов долларов.
Кроме того, на Европу американский президент возложил ответственность за обеспечение энергетической безопасности Украины. «Что касается энергетики, то я уже сказал Ромпею, что Европе полезно посмотреть на собственные энергоресурсы, кроме того что США могут предоставить дополнительные энергоресурсы, – заявил Обама. – Правда заключается в том, что нет легкого, простого способа защитить себя, нет совершенных, бесплатных, идеальных, дешевых энергоресурсов. Любой источник имеет определенные неудобства или недостатки. Европа коллективно должна изучить то, что произошло, чтобы в их энергетических политиках были найдены дополнительные способы диверсифицировать и увеличить свою энергонезависимость».
Обама поставил на место некоторых лидеров Украины и Грузии, мечтающих спрятаться под зонтиком НАТО от ненавистной им России.
«Я думаю, что ни Украина, ни Грузия не находятся на пути в НАТО. И у нас не было никаких немедленных планов по расширению НАТО. Я знаю, что Россия в кулуарах даже заявила, что одна из причин, почему у нее вызывает обеспокоенность Украина, это было потенциальное членство в НАТО», – отметил американский президент.
Коротко и ясно: в НАТО своих голодранцев и нахлебников хоть отбавляй, только вас там еще не хватало!
Министр иностранных дел Сергей Лавров, отправившийся на парижскую встречу с Джоном Керри, был настроен весьма скептически. В интервью, записанном накануне, он заявил по поводу последних заявлений киевских властей и западных лидеров: «Мелочность тех, кто сейчас захватил власть на Украине, меня не сильно удивляет. Но мелочность их зарубежных спонсоров поразительна».
Многочасовые переговоры глав внешнеполитических ведомств закончились безрезультатно.