Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

ЕАЭС и «украинский фактор»

Кирилл СоковCentral Asia Monitor
29 октября 2014
ЕАЭС и «украинский фактор»Парадокс ситуации в том, что окончательный отказ нынешних киевских властей от присоединения к ТС и подписание соглашения об евроинтеграции, а выбор между двумя векторами и стал одной из главных причин политического кризиса, не разъединил государства ТС, а, напротив, работает на их более тесное объединение. Самый глубокий за последние полвека геополитический кризис, обернувшийся невиданными по ожесточенности нападками коллективного Запада на Россию, заставляет ее и других участников евразийской интеграции ориентироваться на внутренние рынки стран ТС и тяготеющих к ним государств.

Прежде всего, Западу в условиях украинского кризиса не удалось сорвать подписание договора о Евразийском экономической союзе, означающего переход к новой, более глубокой форме интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Не удалось ему воспрепятствовать и расширению ЕАЭС: подписан договор о присоединении к союзу Армении, в этом же направлении, несмотря на многочисленные трудности, продолжает двигаться Киргизия. Но и без того экономическая интеграция между "старыми" участниками ТС в течение этого года усилилась, и украинский кризис этим процессам помешать не смог.

Сложности в торгово-экономических отношениях между Россией и Украиной, которые обнаружились вскоре после февральского госпереворота и прихода к власти в Киеве националистов, открыли новые возможности для Казахстана и Белоруссии. Более того, без украинского кризиса эти возможности, скорее всего, никогда и не появились бы. Первым от кризиса пострадал украинский военно-промышленный комплекс и тесно связанные с ним предприятия машиностроительной отрасли. В марте, когда противостояние в Донбассе еще только начиналось, государственный оружейный концерн "Укроборонпром" прекратил поставки во­оружений и военной техники в Россию. 17 июня президент П.Порошенко запретил любое сотрудничество с Россией в военно-промышленной сфере. До этого украинские предприятия не имели права поставлять в РФ оружие, но могли экспортировать продукцию двойного назначения, например, двигатели к вертолетам, которые можно использовать и на военных, и на гражданских машинах.

Сразу после этого Россия предложила перенести производство нескольких тысяч наименований продукции для ВПК из Украины в Белоруссию. "Мы предложили Белоруссии большое количество. Несколько тысяч наименований комплектующих предложено рассмотреть белорусскому комитету по военной промышленности, - заявил посол России в Минске Александр Суриков. - И мы не исключаем, что загрузка Барановичского, Оршанского авиационных заводов увеличится из-за этого осложнения (с Украиной)".

Премьер-министр Белоруссии Владимир Мясникович пошел еще дальше и в начале июля предложил не только выстраивать промышленную кооперацию, а создавать совместные предприятия. "Надо идти на создание совместных компаний, которые не требуют специальных разрешений на поставку комплектующих для оборонно-промышленного комплекса России, - заявил он на открытии выставки вооружения и военной техники "Милекс-2014" в Минске. - И не важно, где будет резидентство, тогда это весь процесс делает необратимым". Белорусская сторона, по его словам, готова рассматривать конкретные предложения и предлагать России необходимые для нужд ее оборонной промышленности комплектующие.

Объем украинского экспорта вооружения и товаров двойного назначения в Россию составляет около 1 млрд. долл. в год. По оценке главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, по состоянию на апрель 2014 г. общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, составлял 15 млрд. долларов, или 8,2% ВВП Украины. Прекращения сотрудничества с РФ в военно-промышленной сфере грозит ей большими проблемами, которые в перспективе могут привести к потере собственного машиностроения и, как следствие, снижению спроса на металлы и необходимый для их выплавки уголь. Белоруссия же, сумевшая сохранить производственные мощности советского периода, получит дополнительный толчок для развития высокотехнологичной промышленности.

Схожая ситуация складывается и по другим статьям украинского экспорта в Россию. Одним из его ключевых направлений были поставки продовольствия, которое нередко было дешевле российского из-за благоприятных климатических условий и более низкого уровня оплаты труда. Однако в течение этого года Россия из-за несоответствия требованиям законодательства в области защиты потребителей запретила поставки большей части украинских продовольственных товаров, включая свинину, картофель, овощные, фруктовые и рыбные консервы, молоко и молочную продукцию, фруктовые соки, спиртные напитки, пиво и кондитерские изделия. В результате на российском рынке появились новые возможности для казахстанских и белорусских производителей продовольствия. Еще более широкие перспективы открылись после того, как Россия в августе ввела запрет на импорт целого ряда продуктов из стран Запада, поддержавших антироссийские санкции.

В особенно выгодном положении оказалась Белоруссия, активно развивавшая в последние годы сельское хозяйство и пищевую промышленность как экспортные отрасли, ориентированные, прежде всего, на российский рынок. 15 августа белорусский премьер М. Мясникович заявил, что в течение августа-декабря этого года республика планирует увеличить поставки продовольствия в Россию в денежном выражении в 1,5 раза. Так, резко возрастут поставки на российский рынок масла, сыров, сухого обезжиренного молока и другой молочной продукции. Благодаря этому, Белоруссия дополнительно получит 200-300 млн. долл. "Для нас это клондайк, - заявил первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. - Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия". Помимо украинских продуктов Белоруссия готова заместить поставки финского мяса и цельного молока, голландского картофеля и польских яблок.

В течение 2013 г. доходы республики от экспорта продовольствия составили 5,8 млрд. долл., около 80% из которых приходится на долю России. Только доходы от поставок в РФ молока, масла, сыров, творога и говядины достигли 2,6 млрд. долл. Благодаря российским продовольственным санкциям, у республики, по мнению декана экономического факультета Белорусского госуниверситета Михаила Ковалева, появились блестящие возможности. Причем касаются они не только молочной, но и мясной промышленности. Так, можно нарастить поставки свинины, говядины и мяса птицы, заместив поставки знаменитых "ножек Буша". В совокупности все это позволит Минску дополнительно заработать в этом году на 1 млрд. долл. больше, чем в 2013-м.

Возможности Казахстана по экспорту продовольствия в РФ не так велики. Однако воспользоваться антизападными санкциями планирует и он. По оценке главы Союза фермеров Казахстана Ауезхана Даринова, республика может на 20% увеличить поставки в Россию мяса и пшеницы. Причем рост казахстанского продовольственного экспорта происходил и без введения Россией антизападных санкций. Если в первом полугодии прошлого года из Казахстана в РФ было поставлено 11,8 тыс. тонн замороженного мяса на 61,9 тыс. долл., то в январе-июне 2014 г. - уже 280,1 тыс. тонн стоимостью 1,2 млн. долл. Запрет на поставки мясной продукции из Европы и Северной Америки в РФ открывает перед казахстанскими аграриями новые перспективы.

В случае отмены режима беспошлинной торговли, которое произойдет после вступления в силу соглашения об евроассоциации Украины, объем ее экспорта в Россию, по оценкам украинских экономистов, может сократиться на 35%, а при самом негативном сценарии - на 50%. Общий объем продовольственного экспорта с Украины в РФ по данным за 2012 г. оценивался в 2 млрд. долл. Около половины этой суммы в скором времени могут получить партнеры России по Таможенному союзу.
0
    759