Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Гастарбайтеры «Аль-Каиды»... Душанбе на фоне активизации боевиков в приграничных районах Афганистана готовится к вторжению террористов

Виктория КузьменкоРусская планета
29 октября 2014
Гастарбайтеры «Аль-Каиды»... Душанбе на фоне активизации боевиков в приграничных районах Афганистана готовится к вторжению террористовТеррористические группировки, орудующие на северо-востоке Афганистана, периодически пополняются добровольцами из Таджикистана: по уверениям местных властей, примерно половина воюющих в приграничных районах с бывшей советской республикой боевиков могут быть выходцами из этой страны. Накануне глава полицейского штаба провинции Бадахшан в Афганистане Саид Абдулкодир Сайед сообщил таджикскому радио «Озоди», что сейчас в этом районе насчитывается более 110 боевиков, среди которых много таджиков. «Как они сюда попали, к каким группам относятся, нам пока не известно», — добавил он.

Последние две недели афганские силы безопасности проводят в регионе спецоперацию по борьбе с боевиками из группировок «Аль-Каида», «Джаммат Ансорулло» и «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Предположительно, они прибыли в Бадахшан из Пакистана. За прошедшие несколько дней силовики убили четверых боевиков в селе Самдара, еще троих — в селе Суфиен. Среди последних, по оперативным данным, был гражданин Таджикистана.

Нынешняя активизация Талибана в регионе — уже вторая в этом году. Предыдущее нашествие талибов на Бадахшан произошло летом — тогда боевики также проникли в Афганистан с территории Пакистана. В июле 2014 года в ходе спецоперации силовики убили 14 членов террористических организаций, один из которых также оказался таджиком.

Тогда же в Государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана обеспокоились деятельностью боевиков в приграничных с республикой районах. На тот момент афганские власти считали, что поводов для опасения нет — по словам секретаря посольства Афганистана в Душанбе, озабоченность таджикской стороны в связи со сосредоточением террористических групп у границы безосновательна.

Однако уже спустя месяц Саид Абдулкадир Сайед признался, что за последние несколько лет число действующих в Бадахшане боевиков значительно увеличилось — с 15 человек до более тысячи. Он также отмечал, что теперь из-за возросшего числа приверженцев террористических организаций силам безопасности провинции не хватает кадров для противостояния талибам. По его словам, в некоторых районах на 40 полицейских приходится до 100 боевиков, среди которых представители различных стран и народов: таджики, узбеки, чеченцы, пакистанцы и арабы.

Сейчас глава полицейского штаба Бадахшана уверен, что на этот раз талибы нацелились на пограничные посты и силы местной полиции — за последнее время убиты четверо полицейских, некоторые ранее были взяты в плен. Кроме того, по словам Сайеда, на сегодняшний день под контролем боевиков находится один из населенных пунктов на северо-востоке Афганистана.

Сайед, основываясь на показаниях некоторых попавших в плен боевиков, полагает, что конечной целью талибов может стать как раз Таджикистан. В Министерстве обороны республики радио «Озоди» сообщили, что таджикские власти готовы к отражению любой угрозы извне. В частности, пресс-секретарь ведомства Фаридун Махмадалиев отметил, что на второй линии границы с Афганистаном уже выставлены силы Минобороны.

Боевики активизировались в северных регионах Афганистана после начала вывода американских и британских войск с территории страны. До 2006 года охранять 1344-километровую таджикско-афганскую границу помогали российские пограничники. Впоследствии контроль над приграничными пунктами полностью перешел под ответственность таджикской стороны, однако союзные государства продолжают время от времени оказывать республике свою поддержку для обеспечения безопасности.

Эксперт Центра изучения современного Афганистана востоковед Дмитрий Верхотуров в разговоре с «Русской планетой» подчеркнул, что Бадахшан всегда был неспокойным районом. Здесь же находится достаточно удобная переправа через реку Пяндж, часто используемая для транспортировки наркотиков.

За последние несколько лет боевики сократили радиус своих действий в Афганистане и потеряли много командиров. Афганская армия стала намного сильнее и многочисленней, отмечает востоковед. Бадахшан, говорит Верхотуров, приобрел для талибов стратегическое значение, так как через него можно попытаться прорваться в Центральную Азию, где им пока не оказывают такого сопротивления, как в Афганистане.

«Первоначально талибы пытались прощупать почву в Туркмении. Но, видимо, там у них ничего не получилось, и они решили снова взяться за Таджикистан, через который они в дальнейшем могут попробовать прорваться дальше, пойдя в Киргизию или Узбекистан», — добавил эксперт.

Верхотуров отметил, что вооруженные силы Таджикистана при военно-технической помощи извне способны противостоять угрозе вторжения боевиков. По его словам, безрезультатные попытки прорваться на территорию республики талибы уже предпринимали в 2009, 2010 и 2011-м годах.

В то же время, как писало в начале 2014 года аналитическое издание «Внешняя политика», Таджикистан — наименее подготовленная к возможным внешним угрозам страна в Центральной Азии. На вооружении республики находится устаревшая техника советского образца, а самих военных не хватает. Главным же гарантом безопасности страны является 201-я российская военная база.

По данным издания, сейчас вооруженные силы Таджикистана состоят из двух моторизованных и одной артиллерийской бригад, военно-воздушных сил, частей противовоздушной обороны и мобильных войск, которые считаются наиболее боеспособными. На вооружении военных — около 80 единиц бронетехники, 12 реактивных систем залпового огня (РЗСО), 27 орудий и минометов, около 600 различных зенитных ракетных комплексов и 21 вертолет. Численность личного состава всех силовых структур — менее 20 тысяч человек. По данным Deutsche Welle, на таджикско-афганской границе находятся около 16 тысяч пограничников, что почти в два раза меньше, чем в 1980-е годы. Кроме того, в распоряжении погранслужбы нет авиационного обеспечения.

Для модернизации армии и в связи с выводом американских войск из Афганистана Москва еще в середине 2013 года пообещала Душанбе $200 млн. Позднее в Министерстве обороны России сообщили, что Таджикистану также безвозмездно будет предоставлена военная техника на несколько миллиардов рублей. А в начале марта этого года на международной конференции по вопросу охраны таджикско-афганской границы силовики Таджикистана попросили у мирового сообщества помощь в $45 млн для усиления охраны таджикско-афганской границы.

По мнению политолога и главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова, сейчас в Афганистане после смены власти и сокращения присутствия в стране американцев — как военного, так и финансового, — проблемы будут только нарастать, прежде всего, в плане возобновления нового витка гражданской войны.

«В этой гражданской войне будут участвовать самые разные силы, как стремящиеся захватить власть в Кабуле, так и стремящиеся решить свои собственные проблемы. Поэтому находящиеся в приграничных регионах силы могут быть реально представлены выходцами из стран Центральной Азии. Они будут воевать в том числе за установление исламских порядков на своей родине. Поэтому именно от них исходит основная угроза стабильности для центральноазиатского региона», — предположил политолог.

Куртов считает, что опасность действующих на территории Афганистана террористических группировок не стоит преувеличивать — их общая численность в приграничных районах не превосходит 20 тысяч человек. Поэтому они вряд ли смогут противостоять армиям как Таджикистана, так и Узбекистана или Туркмении.

Он отметил, что Таджикистан является членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поэтому страна имеет по сравнению с другими соседями Афганистана наибольшее преимущество в получении помощи от союзников. Кроме того, в отличие от своих соседей, в Таджикистане вооруженные силы имеют опыт ведения современных военных действий.
0
    698