Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Узбекская политическая математика: от перемены партий… президент не меняется

Рустам БурнашевToday.кз
27 января 2015
Узбекская политическая математика: от перемены партий… президент не меняетсяПрезидентские выборы в Узбекистане ничего не изменят

Мы уже неоднократно говорили о южном направлении внешней политики Казахстана, и на рубеже 2014-2015 годов одно из ключевых событий, которое будет происходить в Средней Азии – это, конечно, электоральный блок происходящего в Узбекистане. Первый этап парламентских выборов прошел 21 декабря, второй – 4 января. И по итогам этих выборов на 25 марта в Узбекистане запланированы президентские выборы.

На постсоветском пространстве, особенно в странах Центральной Азии, процедура выборов является во многом формальной. Тем не менее, именно в Узбекистане выборы в значительной степени определяют стадии политического строительства.

Для того, чтобы мы понимали этот электоральный процесс, прежде всего имеет смысл остановиться на особенностях парламентских выборов. Прежде всего, в Узбекистане сохранились, в отличие от России и Казахстана, мажоритарная система - выборы в так называемых одномандатных округах. По большому счету, люди голосуют не столько за какую-то абстрактную партию, сколько за конкретных людей. При этом в Узбекистане, во всяком случае формально, позиционируется достаточно сильная позиция партий, потому что кандидатов в одномандатных округах могут выдвигать только партии. И все четыре партии, зарегистрированные в Узбекистане, стремятся выдвинуть своего кандидата практически в каждом одномандатном округе. Соответственно, если на последних выборах в Узбекистане выбиралось 135 кандидатов, соответственно, и каждая из четырех партий заявляла около 135 кандидатов.

Заинтересованность каждого из кандидатов в попадании в парламент достаточно высокая. Потому что это и статус, и материальное положение, и возможность влиять, хотя бы относительно, на политический процесс, и самое главное - это возможность заявить о себе на политической арене, получить некий толчок к выстраиванию своей политической карьеры, ее продолжению или завершению. Поэтому конкуренция в одномандатных округах достаточно высока. При этом понятно, что те или иные силы могут подключать административный ресурс, но, насколько показывает мой опыт наблюдения за выборами в Узбекистане начиная с парламентских выборов 1999 года, административный ресурс если и подключается, то, как правило, на локальном уровне. Административный ресурс центральной власти в данном случае практически не задействован, поскольку парламентские выборы рассматриваются центральной властью в Узбекистане как некий «пробный шар» или оценка электорального процесса в целом, и мощи в электоральном процессе той или иной партии.

В данном случае показательно, что начиная с президентских выборов 2000 года Ислам Каримов всегда выдвигался от той партии, которая на парламентских выборах получала большинство. Так было в 2000 году, когда Ислам Каримов выдвигался партией «Фидокорлар», которая на парламентских выборах 1999 года из 120 мест получила 50. Так было в 2007 году – эти выборы шли на основе выборов 2004 года, когда Ислам Каримов выдвигался от победившей партии ОзЛиДеП. По сути, так происходит и сейчас, потому что именно партия ОзЛиДеП, получившая на последних парламентских выборах 52 места в парламенте, объявила о выдвижении от своего имени в качестве кандидата на президентские выборы Ислама Каримова.

Этот механизм очень важен для центральной власти в Ташкенте, поскольку это позволяет с одной стороны в значительной степени сэкономить ресурсы, а с другой - провести президентскую избирательную кампанию более эффективно, так как президент избирается от той партии, которая продемонстрировала свой значительный электоральный потенциал и умение привлекать избирателей.

Второй момент парламентских выборов в Узбекистане, на котором я бы остановился – факт присутствия на них пяти политических сил. Это четыре партии и экологическое движение. При этом традиционно, фактически - начиная с 1999 года, победившая партия никогда не набирает более 50% голосов. Если мы обратимся сейчас к партии ОзЛиДеП, победившей на всех выборах с 2004 года, можно заметить, что она набирает порядка 50-53 голосов из 150, имеющихся в парламенте, это примерно 30% всех голосов. О чем это говорит? Даже победившая в парламенте партия должна идти на компромисс и взаимодействия с другими партиями. Потому что для того, чтобы получить конституционное большинство, например, в 60%, в настоящий момент «ОзЛиДеП» должна объединиться, как минимум, с двумя другими партиями. Так как распределение идет в районе 20-30 парламентских мест, соответственно, такая координация становится необходимой.

Безусловно, в настоящий момент, когда в Узбекистане действует вертикаль власти, выстроенная Исламом Каримовым, фактор партийного компромисса имеет достаточно свернутое значение. Но в случае переходного периода и передачи власти по тем или иным обстоятельствам к новому лидеру, этот фактор необходимости согласования позиций между разными партиями и тот фактор, что ни одна партия в Узбекистане единолично не доминирует, может выступать достаточно сдерживающим для того, чтобы баланс интересов, выстроенный с конца 80-х годов, сохранялся.

Важность компромиссности процедур в парламенте во многом определяется еще и тем, что, начиная с 2010-х годов в Узбекистане постепенно происходит передача ряда полномочий от президента к парламенту. Понятно, что в настоящее время эта передача носит формальный характер, так как ключевые решения принимаются либо президентом, либо администрацией президента. Но, в случае переходного периода эта передача начнёт действовать, поскольку не позволит новому лидеру сконцентрировать в своих руках такие же полномочия, которые имеются сейчас у Ислама Каримова. Соответственно, то, что ни одна партийная сила не является однозначно доминирующей, в данном случае тоже будет играть достаточно серьезную сдерживающую роль.

Именно парламент сейчас получил полномочия выдвигать премьер-министра. Естественно, фигура премьер-министра затем утверждается президентом, но формально сама процедура выдвижения уже зафиксирована. Параллельно с тем, что Ислам Каримов буквально на днях был выдвинут как кандидат в президенты от «ОзЛиДеПа», одновременно «ОзЛиДеП» как партия, набравшая большее количество голосов, выдвинула и кандидатуру премьер-министра. В парламенте, например, происходит утверждение персоналий чрезвычайных и полномочных послов и ряд других процедур. Даже при том, что сейчас это происходит в значительной степени формально, в перспективе такое усиление парламента будет иметь достаточно серьезное значение.

Что касается президентских выборов - заявление о том, что «ОзЛиДеП» выдвинула в качестве кандидата Ислама Каримова, уже позволило ряду наблюдателей заявить о том, что президентские выборы, по сути, предрешены, а вектор политики Узбекистана, который был обозначен еще в 80-х годах, будет сохраняться. Думаю, эти заявления несколько преждевременны. Очевидно, что ни одна политическая сила в Узбекистане не взяла бы на себя ответственность за, скажем, выдвижение Ислама Каримова в качестве президента или действия от его имени без согласования, как минимум, с аппаратом президента. Видимо, этот вектор согласован. Тем не менее, процесс выдвижения кандидатов только начался, и сам Ислам Каримов еще не заявлял о том, что он согласен с баллотированием на пост президента. В данном случае определенный люфт возможностей сохраняется. Но раз такие согласования были, то шанс выдвижения Ислам Каримов в качестве кандидата действительно очень высок. Соответственно, если это произойдет, то в победе Ислама Каримова сомневаться практически не приходится.

Но я не думаю, что в Узбекистане из-за этого ничего не будет меняться. Мой опыт говорит о том, что политическая и социально-экономическая трансформация в Узбекистане запланирована. Важно понимать, что это планирование является крайне долгосрочным и постепенным. Это одна из важнейших идеологем вертикали власти, выстраиваемой Исламом Каримовым - постепенность изменений, но присутствие этих изменений. Безусловно, изменения во многом связаны с внешними факторами, которые могут влиять на политическую систему, но, тем не менее, они будут происходить.

Поэтому предполагать, что в 2015 году произойдут какие-то существенные изменения во внешней или внутренней политике Узбекистана, я не стал бы - даже в том случае, если, например, завтра Ислам Каримов поблагодарит партию ОзЛиДеП и заявит о том, что он не будет баллотироваться. Этот отказ будет, по сути, запланированным, так же, как процессы и политические вектора для реализации новым лидером государства. Для Узбекистана принципиально, что это будет происходить постепенно, без каких-либо резких и жестких отклонений от той позиции, которой страна придерживается на настоящий момент.
0
    344