Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Узбекистан: Вялотекущая президентская «гонка» проходит по старым правилам и с тем же фаворитом

ИА ФерганаИА Фергана
27 февраля 2015
Узбекистан: Вялотекущая президентская «гонка» проходит по старым правилам и с тем же фаворитомДо выборов президента Узбекистана остался месяц. По центральной части Ташкента расклеены плакаты с портретами и биографиями кандидатов, СМИ сообщают об их активных передвижениях по стране с агитационными поездками. Уже отчетливо заметно превалирование информации о предвыборной деятельности единственного реального претендента на пост главы государства - Ислама Каримова, о встречах которого с избирателями СМИ рассказывают более подробно. Но ряд средств массовой информации вынуждены следовать постановлению Центризбиркома, требующему в период избирательной кампании предоставить всем кандидатам равные 900 минут эфирного времени на теле- и радиоканалах «Узбекистон» и «Ешлар», а также по десять полос в правительственных газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока».

Например, 25 февраля телеканал «Узбекистон» продемонстрировал выступление кандидата от партии «Миллий Тикланиш» («Национальное возрождение») Акмаля Саидова на встрече с избирателями Кашкадарьинской области. Излагая свою предвыборную программу, основной упор Саидов сделал на особенностях национального менталитета и заявил, что, став президентом, не потерпит искажения национальной истории Узбекистана, продолжит развивать национальный институт махалли (общины) и потребует сочетания национальных особенностей с современными технологиями в архитектуре.

Примечательны взгляды доктора юридических наук и директора Национального центра по правам человека на реформирование судебной системы. «Наш народ не любит ходить по судам. Поэтому мы должны дать людям возможность разрешать спорные вопросы семейного, бытового или жилищного характера мировым соглашением, не ходя по судебным инстанциям», - заявил Акмаль Саидов. При этом он предложил передать функции досудебного разбирательства не какому-нибудь правовому органу, а квартальному (махаллинскому) комитету, в котором, как известно, нет профессиональных юристов. Планируется ли при этом реформировать жилищное, семейное и административное право и какую силу будут иметь принятые махаллинским комитетом решения, Саидов, к сожалению, не поясняет.

На усиление роли махалли и на реформирование судебной системы напирает и кандидат от партии «Адолат» Нариман Умаров. В частности, он выступает за «дальнейшее» развитие самостоятельности судов, а также за их открытость: судебные заседания должны проходить в присутствии не только представителей государственных и негосударственных организаций, но даже СМИ! Так прямо и заявил.

Каким конкретно способом следует усилить роль махалли, Умаров не уточнил. Впрочем, и без того граждане Узбекистана шагу без махалли ступить не могут: устраиваешься на работу – неси справку «с махалли», заболел ребенок и пропустил школьные занятия - справку поликлиники должна заверить махалля; требуется выписать родственника из психбольницы - махалля (а не врач) должна подтвердить возможность такой выписки... Гражданин Узбекистана даже развестись не может без согласия махалли.

Зато оба кандидата, представленные на телеканале «Узбекистон» 25 февраля, не обмолвились ни словом о насущных проблемах населения. Обещая молодежи создать рабочие места, они не объяснили, где и каким образом они собираются это делать, почему в Узбекистане не хватает работы, каковы причины такой масштабной безработицы, что вынуждает миллионы граждан страны выезжать на заработки за рубеж. Ни один из кандидатов не объяснил, почему падает национальная валюта, как они собираются, если вообще собираются, поддерживать и укреплять сум.

Говоря об уважении к пожилым людям и старикам, кандидаты обошли стороной самый острый вопрос: постоянные задержки пенсий, неизвестно как образовавшаяся у пенсионеров ответственность за задолженности перед государством, причиной которых стали ошибки отделов социального обеспечения и так далее.

Не говорится об этом и в программах кандидатов, публикуемых в официальных СМИ, например, газете «Правда Востока». Здесь пока размещены программы двух кандидатов – Акмаля Саидова и выдвинутого Народно-демократической партией (бывшая коммунистическая партия УзССР) Хатамжона Кетмонова. Если Саидов главный упор делает на защите национальных ценностей, то Кетмонов объявляет приоритетом социальную политику и выглядит чуть более конкретным.

В частности, последний отмечает необходимость «постоянно совершенствовать систему обеспечения занятости населения», развивать систему льготного кредитования, оптимизировать налогообложение, добиться, чтобы рост цен и тарифов на социально значимые товары и услуги первой необходимости не превышал уровня инфляции, обеспечить населению доступность и высокое качество медицинской помощи и так далее.

По мнению наблюдателей, несмотря на требование предоставить кандидатам равный объем внимания, СМИ кроме действующего президента все же несколько выделяют и Хатамжона Кетмонова, да и на улицах чаще встречаются билборды и плакаты с его изображением. Но, разумеется, гораздо реже, чем рекламные материалы в пользу Ислама Каримова.

Очевидно, что назначенные действующему президенту в соперники не особо стараются победить в выборах и добраться до высшего в стране поста. Много места в своей речи они уделяют достижениям независимого Узбекистана, говорят скороговоркой и не от своего имени, а «от имени партии», словно давая понять, что в президентской гонке они участвуют не по своей воле.

А избиратели принимают эти правила игры. Потому что, прожив под властью Каримова четверть века и приноровившись к предложенным им и его приближенными условиям жизни и правилам игры, они боятся ухудшения своего положения. Улучшения не ждут, но большинство с этим смирилось, утешаясь мирным небом и ежедневным куском хлеба.
0
    580