Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Общество

Pro и contra... Эксперты о ходе евразийской интеграции

Олег КолтаковИА Новости-Казахстан
4 марта 2015
Pro и contra... Эксперты о ходе евразийской интеграцииПервое исследование евразийской интеграции, сделанное на основе мониторинга СМИ, представила компания «МКР-Медиа».

Аналитики компании обозначили десять самых конструктивных событий евразийской интеграции и десять событий, негативно отразившихся на развитии единого экономического пространства. Период мониторинга – с июля по декабрь 2014 года. Наиболее резонансные события расставили по значимости профессиональные эксперты: политологи, юристы, экономисты, известные общественные деятели Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана.

PRO

Наиболее ярким событием на евразийском пространстве за полгода стало начало деятельности Евразийского экономического союза в расширенном составе. Новое интеграционное объединение стало ключевой темой обсуждения в экспертном сообществе и, безусловно, активизировало объединительные процессы не только между странами-членами и кандидатами в ЕАЭС, но и государствами, желающими получить выгоду от его образования. Так, активно обсуждается запланированное на май вступление в Союз Киргизии, серьезную заинтересованность в сближении с ЕАЭС демонстрирует отказавшийся присоединиться к антироссийским санкциям Израиль.

Вообще, с конца 2014 года СМИ фиксировали регулярные высказывания представителей государств и политико-экономических блоков, желающих создать зону свободной торговли с ЕАЭС или декларирующих намерения о налаживании сотрудничества с ним. В частности, о своих намерениях развивать сотрудничество заявили представители ряда стран АТР, государства Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) и некоторые из государств Старого Света.

Официальные представители ЕАЭС сообщили, что в зону свободной торговли с ним собираются войти уже более 40 стран.

Помимо этого, ЕАЭС дал старт активной нормотворческой деятельности, направленной на формирование единообразия подходов в наиболее важных экономических сферах стран-членов Союза. В частности, усилилась работа по созданию единого налогового, таможенного, торгового законодательств и формированию общих рынков.

Contra

В числе событий, негативно отразившихся на евразийской интеграции, в частности, названы конфликт на Украине, снижение темпов экономического роста в большинстве постсоветских стран, отсутствие общей идеологии Союза. Эксперты разошлись в оценке тенденций в таких сферах, как углубление экономической интеграции, таможенное и правовое регулирование, развитие рынка труда, миграция населения.

Антироссийские санкции (и неоднозначная реакция на них лидеров Белоруссии и Казахстана), дешевая нефть, значимая для «трех китов» ЕАЭС – России, Казахстана и Белоруссии, ослабление национальных валют и снижение международных рейтингов обусловили пересмотр сроков реализации ряда ключевых интеграционнообразующих проектов и мероприятий. Более того: разной силы девальвация валют даже создала проблему внутрисоюзных расчетов по уже действующим направлениям взаимодействия.

Сдерживающим развитие интеграционных процессов фактором является и активное противодействие ряда западных стран. В течение прошедшего полугодия была развернута активная кулуарная борьба не только в странах-членах, но и на полях потенциальных членов Союза. Попытки «перекупить» Киргизию или экономически и дипломатически «надавить» на Узбекистан и Таджикистан то и дело проявляются в разного рода дипломатических демаршах и систематической эскалации отдельных негативных для интеграции событий.

Многие эксперты отметили, что Киргизия, двигаясь в ЕАЭС, очень болезненно воспринимает потерю статуса главного реэкспортера китайских товаров в регионе. Поэтому она активно ищет пути сохранения прежней связи с Китаем (на самом деле, прямой зависимости) не только в торговой, но и в энергетической сферах, в области инфраструктурных проектов, в частности в рамках создания «Великого шелкового пути». Однако экономический пояс «Великого шелкового пути» по сути является прямым конкурентом ЕАЭС. По понятным причинам соотнести два этих вектора вряд ли удастся. Поэтому неудивительно, что Китай теперь рассматривает возможность сотрудничества не только с отдельными государствами ЕАЭС, а с самим данным объединением в целом.

Еще одна проблема, которую подчеркивают специалисты – неразвитая система коммуникаций внутри Союза. Казахстан и Белоруссия не имеют общей границы, Армения вообще не имеет границ с государствами ЕАЭС и находится в экономической блокаде. Отсутствие инфраструктурного обеспечения интеграционных связей ставит под сомнение возможность полноценной реализации потенциала ЕАЭС.

Казахстан


Что касается Казахстана, то экспертами отмечена болезненная реакция на сообщение, что Центральный банк России обязал усилить контроль над операциями с участием компаний из РК.

В частности, политолог Эдуард Полетаев пишет: «Многими экспертами в Казахстане это было воспринято как проявление недоверия к финансовым системам стран-партнеров. Нужно понимать, что ТС и ЕАЭС работают довольно непродолжительное время, еще нужен опыт притирки бизнеса, а если сравнивать суммы выявленных фиктивных сделок и реального товарооборота, то мощь последнего несопоставима. Вряд ли стоит думать, что казахстанские банки имеют острое желание к отмыванию денег, они законопослушны и трепетно относятся к требованиям отечественного регулятора. Сейчас речь должна идти не только о банках, но и об эффективной работе наднациональных органов, чьи решения в рамках ЕАЭС должны быть приоритетными, именно на них возложены многие задачи, выполнение которых должно пойти на благо бизнеса стран ЕАЭС».

ЕС – ЕАЭС

Заслуживает отдельного внимания осторожно-нейтральная позиция Европейского союза. С одной стороны, влиятельная в ЕС Германия неоднократно заявляла о желании налаживать и развивать отношения с ЕАЭС. С другой – существует весьма влиятельное западное лобби, которое блокирует любые практические начинания во взаимодействии с ним. При этом от позиции ЕС, крупнейшего торгового партнера большинства стран-членов ЕАЭС, во многом будут зависеть темпы развития евразийского объединения.

Многие эксперты подчеркивают, что экономическая конфронтация между ЕС и ЕАЭС активно стимулируется американскими партнерами.

В целом, считают аналитики, начало работы ЕАЭС усилило турбулентность на евразийском пространстве, все сильнее поляризуя позиции сторонников и противников формирования единого европейско-азиатского пространства «от Лиссабона до Владивостока».
0
    341