Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Общество

В Туркмении разрешили собираться больше трех... Ашхабад выполняет требования Запада по демократизации страны

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
13 марта 2015
В Туркмении разрешили собираться больше трех... Ашхабад выполняет требования Запада по демократизации страныВ Туркмении с 1 июля 2015 года можно будет устраивать акции, альтернативные организованным властями. Закон Туркменистана «Об организации и проведении собраний, митингов и демонстраций», утвержденный президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, направлен на поддержание демократического имиджа страны и отвечает требованиям Евросоюза и США, без которых дальнейшее сотрудничество, в том числе в газовой сфере, невозможно. Однако эксперты опасаются, что у спецслужб появится больше возможностей для выявления потенциальных противников режима.

Закон, опубликованный на сайте государственного информагентства «Туркменистан – Золотой век», направлен «на реализацию конституционного права граждан Туркменистана мирно собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия и получать обеспечение общественной безопасности при проведении этих мероприятий». В 20 статьях этого закона оговаривается, как и при каких условиях граждане могут выйти на акцию. Главное условие – уведомительный характер массового мероприятия, за исключением пикетирования, проводимого одним участником. Согласно закону, участники митингов не должны скрывать лица, использовать маски и иные вещи, затрудняющие установление личности, а также иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев назвал причины, по которым туркменский президент решился на либеральный шаг. «Это очень важно для поддержания имиджа страны. Бердымухамедов рассчитывает на развитие нефтегазового сотрудничества с Евросоюзом и США. А это невозможно без улучшения имиджа страны в плане соблюдения прав человека», – сказал «НГ» Казанцев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов также считает, что Ашхабад, принимая либеральный закон, «активно заигрывает с Евросоюзом в попытке оживить проект Транскаспийского трубопровода». «Туркмения ожидает предложения от Брюсселя об условиях прямых поставок газа в Европу и цены на этот газ. Именно для этого в Ашхабаде принимаются решения, способные несколько улучшить имидж Туркмении, что, в свою очередь, может помочь в обсуждении газовой сделки в Европарламенте. Ведь до настоящего времени европарламентарии блокировали любые возможные сделки с Ашхабадом, ссылаясь на нарушения прав человека и отсутствие демократии в этой стране», – сказал «НГ» Дубнов. Эксперт напомнил, что в вопросе поставок туркменского газа заинтересована и Турция. «Ашхабад затеял сложную игру, выбирая между возможными предложениями Брюсселя и Анкары. Турция также заинтересована участвовать в проекте Транскаспийского трубопровода – получая туркменский газ, она может стать газовым хабом. Однако после состоявшегося визита Бердымухамедова в Анкару, где конкретных договоренностей достичь не удалось, Ашхабад делает ставку на Европу», – считает Дубнов.

Вторая причина принятия данного закона о митингах, по мнению Андрея Казанцева, – ухудшающаяся ситуация в Туркмении и вокруг нее. «Ашхабаду может потребоваться международная помощь для решения проблем, возникающих вдоль афганской границы. Здесь тоже имидж немаловажен», – полагает эксперт. Кроме этого, по словам Казанцева, в самой стране накапливается потенциал экстремизма, прежде всего религиозного, и скрытых межклановых и межплеменных противоречий. «В международном плане Туркмения подвергается все большей угрозе со стороны как экстремистских структур, базирующихся в Афганистане, так и со стороны ИГ. В этом плане разрешение на мирные митинги, в том числе и проводимые религиозными организациями, может несколько разрядить ситуацию. К тому же спецслужбы будут лучше осведомлены, кто находится в оппозиции, что происходит в ее рядах, насколько велико влияние на население страны», – сказал Казанцев.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров сказал «НГ», что есть обстоятельства, которые объясняют шаги туркменского правительства. И ни одно из них напрямую не относится к тому, что вместо эпохи могущества и счастья наступила эра демократии. «Во-первых, внешнеполитическая обстановка располагает к комендантскому часу больше, чем к свободам граждан. Экономический кризис также работает не в пользу проведения демократических реформ. Наконец, демократические реформы могут идти только в пакете, включающем в себя весь спектр преобразований: свобода слова, печати, совести, религиозных убеждений, многопартийности и т.п. Даже если правительство решило постепенно внедрять мягкую демократизацию, то начинать с митингов – не самый лучший вариант. Для этого больше подходила бы свобода средств массовой информации и неформальной печати. Через печать формируются настроения и интересы недовольных, которые затем выливаются в митинги. Вариант, предложенный правительством в данном законе, носит провокационный характер», – сказал Кадыров.

Эксперт объяснил, в чем суть провокации и какие цели ставило правительство: «Все 25 лет существования независимого Туркменистана были временем скорее закручивания, чем раскручивания демократии. Демократия если и развивалась, то на словах, а в реальной жизни все как было, так и остается под жестким контролем спецслужб. Разрешение на митинги – это мероприятие согласованное, а возможно, и исходящее из Комитета национальной безопасности (КНБ) Туркменистана. В стране есть недовольные, но карательные меры, предусмотренные за демократические выступления, толкают граждан Туркменистана к подпольным методам работы. Совершенствуется не только КНБ, само население набирается опыта сопротивления. Отсюда и возникает закон о свободе митингов и собраний. На них предлагается выявить недовольных и поставить их на учет, а в последующем и арестовать. Полагать, что завтра граждане выйдут на демонстрации, было бы ошибкой. Однако не они, а зазывалы из КНБ Туркменистана будут заниматься этой работой», – считает Кадыров.

По мнению эксперта, есть и третье обстоятельство, которое связано с появлением данного закона, – стремление правительства страны найти в гражданах страны силу, которая могла бы быть использована для укрепления суверенитета государства в сложной внешнеполитической ситуации. Свобода собраний и митингов призвана предохранить страну от аннексий и прочих внешнеполитических посягательств.
0
    306