Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

Казахстан и русский Мундиаль-2018

Макс ИволгинИА-Центр
12 июля 2018

Чемпионат мира по футболу с номером 21 еще больше разделил казахов на «ватников» и «антиватников». Кстати, у противников российского вектора взаимодействия Казахстана нет самостоятельного термина (нецензурные мы сейчас опускаем), выезжают на приставке «анти–», что лишний раз подчеркивает их ущербность. Итак, этнических русских сейчас оставляем за скобками – большинство болели за команду Станислава Черчесова – а вот картина с этническими казахами будет сложнее…

 

Если посмотреть на посты от аккаунтов в Фейсбуке (самая политизированная социальная сеть в казахстанском исполнении сегмента), то болельщики сборной России и болельщики против нее примерно сопоставимы. Мы сейчас говорим не о количестве аккаунтов, которые можно с той или иной степенью достоверности идентифицировать как казахов, а о генерируемом контенте по Мундиалю в преломлении к российской команде. Потому что, если «стахановщину» футбольно-политических постов «антиватников» перевести в режим «кол на кол» – они резко оказываются в меньшинстве.

 

Ситуация в кафе, спорт-барах и шашлычных с гигантскими телевизорами или экранами в красных углах кардинально иная. Здесь этнические казахи в открытую демонстрировали свои симпатии российским футболистам или изредка наблюдали за происходящим в режиме бескорыстия. Даже «подколы» после поражения от Уругвая на групповом этапе были куда доброжелательнее, чем от этнических русских в том же самом месте и по тому же адресу. Мы сейчас говорим за Алматы. Знакомый из Талдыкоргана описывает аналогичную картину. Поэтому наблюдаемое эмпирически и в пересказах вполне можно экстраполировать на весь Казахстан.

 

Вот и получается, что антироссийская футбольная истерия в большей своей части искусственная. По закону больших чисел, на миллионы казахов должны быть те, кто 24 часа в режиме нон-стоп постит против команды Черчесова от чистого сердца и позывов души, но тех, кто делает такое по работе явно больше. Сразу оговоримся с критериями: если за это платят – значит, это работа.

 

В реальности казахи и казахстанцы благодарны Москве за футбольный праздник. Население республики истосковалось по позитивным событиям и новостям, поэтому Мундиаль-2018 лег на благодатную почву. Благодаря тому, что матчи проходили и проходят в близких к Казахстану часовых поясах, футбольных болельщиков это не так сильно сбивает с биоритмов, как турниров, которые проходили в Бразилии или ЮАР.

 

Если отстраниться от сборной России, то в Казахстане практически у всех футбольных болельщиков (даже спорадических) имеется своя любимая команда по принципу «нравится – не нравится». Поэтому такие болезненные реакции на поражения Германии, Аргентины, Испании, Бразилии, Португалии, то есть записных фаворитов, не должны удивлять. Где – где, а в футбольных вопросах многовекторность болельщиков республики просто широчайшая. Надо ли говорить, что, например, казахские тиффози оказались слегка «не у дел», поскольку, редчайший случай, на этот турнир не попали четырехкратные чемпионы мира по футболу итальянцы…  

 

В футболе, как известно, понимают все. Отсюда естественное желание «срубить» денег по-легкому на футбольных ставках. Здесь непредсказуемость русской земли проявила себя во всей силе (никакого колдовства – чистая магия). Разумеется, букмекерские конторы Казахстана купаются в безумных барышах, а те, кто ставил 500 тысяч тенге на победу Германии или 2,5 млн тенге (почти полмиллиона российских рублей – прим.) на победу Аргентины и при этом Лионель Месси забьет гол (реальные истории) получили мудрость. Много мудрости. Хочется думать, раз человек ставит 2,5 млн на футбольный матч, то у его детей есть сладкое на десерт, а у жены красивое платье на выход. Другими словами, предавались азарту такие кадры не на последние сбережения.

 

Футбольные болельщики в Казахстане с очень разными пристрастиями. Есть такие, кто Чемпионат Европы ставит выше Мундиаля, поскольку там сосредоточено большинство сильных команд планеты. С полуфиналов, кстати, российский Мундиаль путем естественного футбольного отбора-2018 перешел в формат Чемпионата Европы. Однако подавляющее большинство казахстанцев Чемпионат мира за то и любят, что можно в прямом эфире наблюдать за схваткой команды из Азии и Африки или Южной Америки с Европой, сравнивать футбольные школы, стили, подходы, образы болельщиков.

В текущий, скоротечный момент туча народа будет топить и за Ховартию, и за Англию... Но осмелюсь заметить, что у Бельгии, и особенно у Франции, болельщиков все же больше!

 

Проведение Мундиаля в России значительно повысило положительное восприятие северного соседа и коллеги по Евразийскому экономическому союзу в Казахстане. Сказались не только географическая близость и пресловутое общее историческое прошлое, но и русскоязычная информационная среда. Истории с мексиканскими, бразильскими, немецкими, колумбийскими, исландскими, японскими, панамскими, сенегальскими и прочими болельщиками, многие из которых добирались до Казани или Ростова-на-Дону через океан, сильно и красочно расцветили местные информационные потоки.

 

Любому нормальному человеку невозможно читать лишь о социально-экономических проблемах, буднях коррупции и разборках властно-финансовых группировок – где-то необходимо и отдохнуть на волнах информационных потоков. Россия – 2018 своим крылом занесла в Казахстан атмосферу карнавала и какой-то тотальной доброжелательности. Когда в Самаре девушки из ближайших пригородов специально приезжают в центр мегаполиса потанцевать с костариканцами – это дорогого стоит. Непривычная и почти навязчивая доброжелательность российской полиции, вызванная наплывом футбольных болельщиков, по принципу сообщающихся сосудов распространилась и на гастарбайтеров из Центральной Азии. Как говорится, гулять – так гулять; всем галоперидолу за счет заведения!

 

Иранские муллы, увидев креативных болельщиц своей сборной на стадионах Саранска и Санкт-Петербурга (например, раскрашивали губы в цвета национального флага), разрешили женщинам посещать футбольные матчи в самом Иране. В данном случае вообще можно говорить о геополитическом влиянии Мундиаля в России, который добавил открытости и позитива в мировое течение повседневной жизни.

 

Физическая доступность России для жителей Казахстана – отдельная тема. Классические иностранные болельщики получали паспорт болельщика и билеты. Для казахстанцев безвизовый режим с Россией дает возможность тусить в фан-зонах, раз не хватило денег на билеты или по каким-либо причинам не получилось лично попасть на стадион. Флаги Казахстана, которые мелькали в рядах болельщиков вместе со знаменами Узбекистана и Кыргызстана стали своеобразной рекламой символики центральноазиатских государств. Своего рода феномен – своей команды на Мундиале нет, а возможность демонстрации флага потрясающая – было бы желание.

 

Праздник не может тянуться долго – на то он и праздник. Когда пир затягивается – пропадает вкус. Поэтому есть что-то безумно правильное в ограниченности Мундиаля по времени. В том, что победитель только один – тоже своя мудрость. Зато России удалось создать праздник для всех участников футбольной феерии. Болельщики уже «вылетевших» из турнира сборных благодарны за саму атмосферу футбольного действа, проходящего раз в четыре года. А любители самой популярной на планете игры из Казахстана благодарны России за то, что первый раз в истории Чемпионат мира по футболу прошел так близко к границам республики и принес столько возможностей для положительных эмоций.

+6
    1 207