Сегодня

478,93    534,96    67,8    5,16
Экономика
3 сентября 2024

Паводки сменяются засухой: пора переходить на водосбережение

Виктор ДолговСпик.кз
22 июня 2024

Традиционной проблемой для агропромышленного комплекса Казахстана является дефицит поливной воды в летний период. Начавшийся сельскохозяйственный сезон не исключение: Министерство экологии отмечает высокую вероятность засухи – особенно в западных и южных регионах страны. Таким образом, казахстанские аграрии получат уже второй (после паводков) климатический удар за год.

В июне засушливая погода установилась на территории Западного Казахстана. А в июле такая же погода придет в южные и центральные области. Засуха, как обычно, будет сопровождаться рисками распространения природных степных пожаров. Негативная тенденция к сокращению прогнозируемого количества осадков сохраняется на протяжении уже нескольких лет. В текущем году была достигнута договоренность с Узбекистаном о пропуске 922 млн. кубометров воды в южные области. Но это лишь временное решение проблемы.

По оценкам казахстанских экспертов, страна вступила в цикл вододефицита, который будет ощущаться на протяжении трех ближайших лет. В недавнем прошлом такие периоды также случались – например, в 2005-2009 годах. Неблагоприятные прогнозы заставляют пересмотреть подходы к потреблению воды в сельском хозяйстве, которое пока слабо внедряет ресурсосберегающие технологии.



Сейчас суммарный водозабор на нужды отраслей экономики и населения в целом составляет порядка 24 км3. Из них на коммунально-бытовые нужды приходится 0,9-1 км3, на промышленные – 5-6 км3, на сельское хозяйство – 12,5-16 км3. При этом потери воды при ее транспортировке к потребителям составляют в среднем около 38,7% для сельскохозяйственных, 0,65% для промышленных и 12,4% для коммунальных предприятий. Налицо значительные резервы в плане более экономного расходования воды за счет минимизации потерь, особенно в сельском хозяйстве и в коммунальной сфере.

Прогноз баланса водных ресурсов на период до 2030 года по сравнению с текущей ситуацией выглядит несколько хуже. Наибольшая их нехватка ожидается в бассейне Аральского моря: в соседних странах Центральной Азии уменьшится количество осадков и в то же время существенно увеличится водозабор на хозяйственные нужды (рост населения стран ЦА, по прогнозам ООН, составит в среднем до 1 млн. человек в год, численность населения к 2030 году достигнет 83,3 млн., а к 2045-му – 96,7 млн. человек).

Самая острая проблема Казахстана в сложившейся ситуации – высокий уровень износа ирригационной инфраструктуры. Вследствие этого в сельском хозяйстве потери воды при транспортировке превышают 35%. В стране насчитывается 643 гидротехнических сооружения, имеющих различную ведомственную принадлежность и форму собственности. На этих объектах в связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточными объемами ремонтно-восстановительных работ происходят разрушение основных конструкций, заиление водохранилищ. Отсюда высокая вероятность чрезвычайных ситуаций техногенного характера (что и продемонстрировали весенние паводки).

За прошедшие годы удалось существенно снизить потери при транспортировке и распределении питьевой воды. Тогда как оросительная и используемая в животноводстве по-прежнему расходуется нерационально. По мнению экспертов, причина заключается в том, что в нашей республике не предпринимаются меры по стимулированию водосбережения в сельском хозяйстве. В настоящее время затраты на орошение составляют менее 1% в структуре себестоимости основных сельхозкультур, возделываемых в Казахстане, что существенно меньше, чем в других странах. А общий уровень тарифов на воду в отечественном аграрном производстве является одним из наиболее низких в мире.

Такие тарифы, установленные для сельского хозяйства, не предполагают экономических стимулов к эффективному водопотреблению, при котором потребитель платит меньше при условии самостоятельной модернизации систем водоснабжения. Некоторые тарифные субсидии и вовсе дают негативный эффект в этом плане, поскольку побуждают к использованию неэффективных с точки зрения водосбережения технологий и сельскохозяйственных культур (например, 50-процентная субсидия на орошение рисовых полей, хотя с учетом нахождения территории Казахстана в аридной зоне следовало бы вообще отказаться от возделывания риса в пользу засухоустойчивых зерновых).



Недостаток инвестиций в водную инфраструктуру наблюдается на примере как строительства новых мощностей, так и содержания существующих гидротехнических сооружений. Между тем, реконструкция уже имеющихся объектов и строительство новых дали бы возможность обеспечить их безопасную эксплуатацию, накопить дополнительные водные ресурсы для экономики страны.

Сегодня на территории Казахстана действуют всего 352 гидрологических поста, тогда как оптимальное их количество должно быть 511. Необходимо выделить дополнительное финансирование на восстановление системы гидрологических постов. Без этого не удастся наладить полноценный, качественный мониторинг водных ресурсов и повысить общую эффективность их использования.

Также нужно сказать о том, что наша страна находится в нижних течениях большинства основных рек, протекающих через ее территорию, – исключение составляют Иртыш, Ишим и Тобол. А потому Казахстан заинтересован в использовании поступающих водных ресурсов для ирригационных целей и в меньшей степени – для производства электроэнергии.

+1
    13