По итогам прошлого года в Казахстане впервые за последние 12 лет было зафиксировано положительное сальдо внешней миграции – такого не случалось с 2011-го. Количество перебравшихся на ПМЖ в нашу страну на 9,2 тысячи превысило число уехавших. Эта тенденция получила продолжение и в нынешнем: за первое полугодие, по данным Бюро национальной статистики, сальдо составило плюс 7,3 тысячи. Как видим, существуют все предпосылки к тому, чтобы до конца 2024-го превзойти прошлогоднюю цифру, причём существенно. Но при этом слагаемые миграционного обмена Казахстана с внешним миром теперь выглядят иначе.
В нашей недавней истории был восьмилетний период (с 2004-го по 2011-й включительно), когда в страну на ПМЖ приезжало больше людей, чем из неё выезжало. К тому времени исход за пределы РК, преимущественно в Россию, пик которого пришёлся на последнее десятилетие прошлого века, пошёл на убыль, а репатриационная волна из Узбекистана, Китая, Монголии и ряда других государств оставалась высокой. Но потом количество оралманов стало ежегодно и быстро сокращаться: скажем, в 2016-м их приехало около 16 тысяч, или в четыре с половиной раза меньше, чем в 2005-м. А вот число уезжающих в Россию, напротив, снова пошло в рост.
Если в период с 2012-го по 2015-й из нашей страны в РФ каждый год уезжали от 20 до 26 тысяч человек, то в 2016-м – 30,3 тысячи, в 2018-м – 36,8 тысячи, в 2019-м – 39,8 тысячи. Казалось, процесс и дальше будет идти по нарастающей, но тут вмешались сначала пандемия коронавируса, а чуть позже так называемая СВО, переросшая в затяжную войну. В 2022-м, в начале которого российские войска вторглись на территорию Украины, количество перебравшихся из Казахстана в РФ сократилось до 19,4 тысячи, что стало «антирекордом» за все тридцать лет, прошедшие после развала Союза.
Трудно сказать, какой процент покинувших пределы РФ решил осесть в нашей стране, – найти данные на сей счёт не удалось. В абсолютном же выражении, судя по выкладкам Бюро национальной статистики РК, в 2023-м оттуда в нашу страну перебрались 11.711 человек – втрое больше, чем ежегодно в тот период, который предшествовал началу войны. Причём две трети из них, или 7,5 тысячи, составили этнические русские (рекордный показатель за всю постсоветскую эпоху). Для сравнения: казахов из РФ на землю предков вернулось чуть больше двух тысяч.
Из Казахстана же в Россию за весь прошлый год переехали 11.737 человек (самая низкая цифра за время независимого существования нашей республики), или лишь на 26 больше, чем тех, кто отправился в обратном направлении. Таким образом, между двумя соседними странами сложился паритет. А поскольку в миграционном обмене с остальным миром – прежде всего, с государствами Центральной Азии – мы, как обычно, вышли в плюс, то сальдо в целом оказалось положительным.
В январе-июне нынешнего года позитивная динамика сохранилась. Но ключевую роль в этом сыграли уже другие факторы.
Тут нужно сказать о том, что по итогам первого полугодия 2023-го количество эмигрировавших из России в Казахстан на 1,7 тысячи превысило число уехавших из нашей страны в соседнюю. Однако во второй половине прошлого года весы качнулись уже в другую сторону. Изменившаяся тенденция получила продолжение в первые шесть месяцев 2024-го: за это время к нам из РФ перебрались 4,2 тысячи человек – на две с половиной тысячи меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, тогда как количество уехавших из Казахстана в северном направлении осталось примерно на том же уровне – порядка 5 тысяч. Иными словами, миграционное сальдо между двумя государствами снова начало меняться в пользу России.
Как долго это продлится и до каких цифровых значений дойдёт дело, сказать сложно. Видимо, многое будет зависеть от ситуации на российско-украинском фронте. И в этом смысле серьезное влияние могут оказать недавние события, когда ВСУ неожиданно для всех сумели перенести военные действия на территорию РФ. Впервые за 80 лет на неё ступила нога неприятеля, появились беженцы. Данное обстоятельство вкупе с призывами некоторых российских политиков и общественных деятелей объявить дополнительную мобилизацию военнообязанных (сами власти пока не хотят идти на столь непопулярный и болезненный для населения шаг) могут спровоцировать новую волну эмиграционных настроений. Глядя на происходящее, наверняка задумались и те в нашей стране, кто не оставлял надежды перебраться в РФ. А значит, на казахстанско-российском треке возможен разворот в обратную сторону.
Как и раньше, большинство их приехало из Узбекистана. Но если в первом полугодии 2023-го оттуда к нам перебрались немногим больше двух тысяч казахов, то теперь почти 3,4 тысячи. В основном они поселились в Мангистауской и Алматинской областях – соответственно 1,3 и 1,2 тысячи. Несколько увеличилось и количество репатриантов из Туркменистана, большинство которых тоже выбрало в качестве нового места жительства Мангистаускую область.
Приличный прирост дали Китай и Монголия. Если за первые шесть месяцев прошлого года из КНР приехали 253 оралмана, то за аналогичный период нынешнего – 1151, или в четыре с половиной раза больше. Втрое, с 275 до 842-х, увеличилось число возвращенцев из Монголии. Тогда как из России на землю предков вернулись лишь 133 казаха.
В сумме из других стран к нам перебрались 7.017 репатриантов. Это в полтора раза больше, чем за первую половину прошлого года (4.706). Именно данная категория переселенцев обеспечила увеличение положительного сальдо внешней миграции…