Зимой 2020 года, когда планету атаковал коронавирус, казалось, что общая беда сплотит людей. На помощь особо страдавшей Италии первыми пришли русские военные врачи, и потом эмоциональные итальянцы на балкончиках домов поднимали тосты за русских, за дружбу. Но картина стала меняться. Европу убедили, что русские стремятся уничтожить вольнолюбивых украинцев, с горящими глазами устремлённых в евродом, что русские – это азиаты, орда, варвары, им нельзя доверять, лучше уничтожить. Пока можно с этим даже не спорить, важно осознать, что вновь на повестке дня вопросы: «Является ли Россия Европой? Является ли Европой Евросоюз?» Их обсудили видные учёные, историки, архивисты, дипломаты, руководители ведущих музеев. Встречу организовал ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий.Михаил Пиотровский,
академик РАН, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России:– Вопрос принадлежности к Европе для России из категории вечных. Недавно в Эрмитаже прошла выставка, посвящённая открытию Боспора Киммерийского. Известно, что Боспорское царство – античное государство в Северном Причерноморье. Благодаря его открытию исчезли сомнения: если здесь в древности была античная цивилизация, значит, территория вправе называться европейской. В этом смысле Россия больше Европа, чем, например, Финляндия, которой античная культура никак не коснулась.
Недавно исполнилось 350 лет со дня рождения Петра I – это хороший повод поразмышлять о европейском выборе России. Можно вспомнить и Александра Невского. Во время своего княжения он разумно взаимодействовал с восточными народами, противостоял тевтонцам. Пётр потом, можно сказать, гениально объединил два направления.
Мы видим, что ныне Россия постепенно осуществляет поворот на Восток. Это назрело. И надо обратить особое внимание на востоковедение, придать новый импульс исследованиям в этой сфере. Иначе никакие разговоры о повороте на Восток не сработают.
Для нас особый смысл имеет слово «блокада». Наши предшественники в Эрмитаже на собственном опыте узнали, что это такое, как преодолевать трудности в самых неимоверных условиях и не просто выживать, а сохранять и пропагандировать свою культуру. Сегодня против нас Западом организована новая блокада на всех направлениях. Не думаю, что затея будет иметь успех.
Александр Запесоцкий,
член-корреспондент РАН, ректор СПбГУП, заслуженный деятель науки РФ:– Итак, является ли Россия Европой? С точки зрения классической культурологии европейская цивилизация к настоящему моменту разделилась на две ветви. Одна представлена Западной Европой и примкнувшими к ней лимитрофными государствами, другая – в первую очередь Россией. Кто мы, где наши культурные корни? Серьёзный вопрос. В последние годы СМИ и даже государственные деятели всё чаще называют Европой то, что западнее нас. Там, дескать, европейцы. А кто же тогда здесь?
Есть несколько подходов к проблеме. В рамках славянофильской традиции отмечается евразийская суть России, её «туранское» начало (речь о гипотезе ХIХ века о принадлежности финно-угорских народов к переходной расе между европеоидами и монголоидами. – Ред.). В наше время часто можно услышать, что Россию нельзя назвать Европой, поскольку она самостоятельная цивилизация и не вписывается в понятие Европы.
Немало сторонников и у другой позиции, я бы сказал – классической. Её занимал, например, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, утверждая, что вся Россия – страна с европейской культурой, это «Европа от Калининграда до Владивостока».
В глобальной политике в последнее десятилетие конкурировали две противоположные концепции. Согласно первой, сторонниками которой были прежде всего представители англосаксов, Россия Европой не является. Вторую – концепцию Большой Европы от Гибралтара до Берингова пролива – разделяют многие западноевропейские и российские лидеры. Сейчас, как мы знаем, горячие головы в Западной Европе вовсе отказываются считать Россию цивилизацией.
А что представляет собой сегодняшняя европейская культура? Классическое её понимание основано на ценностях, присущих и российскому, и западному обществу, о чём ещё недавно никто не спорил. Но ныне Запад стремительно от них отказывается. В таком случае можно ли считать его самого цивилизацией?
В конце 1980-х академик Лихачёв, убеждённый в европейской сущности российской культуры, написал предисловие к книге «Древняя Русь и Великая степь» Льва Гумилёва – апологета российского евразийства, чьи работы в СССР были под запретом. Мы с коллегами изучили аргументы обоих учёных и пришли к выводу, что различие между европоцентризмом Лихачёва и евразийством Гумилёва заключается, пожалуй, в том, что Лихачёв говорил о российской культуре как таковой, а Гумилёв подходил к ситуации с позиции этногенеза. Поэтому, наверное, неправильно считать, что они придерживались противоположных взглядов.
В нашей истории есть пример по-настоящему мудрого решения. О нём упомянул коллега Пиотровский. Да, Александр Невский, как известно, заключил союз с Золотой Ордой. Почему? Народы Востока тогда были значительно более веротерпимы, чем Запад. Поныне памятны мрачные страницы европейской истории – чудовищные крестовые походы, которые нанесли страшный удар по византийской культуре и фактически разрушили Константинополь. Невский, таким образом, принял рациональное политическое решение – союз с Востоком. Но в культурном (не мировоззренческом и духовном) смысле Русь, Россия пошла по европейскому пути.
О чём это говорит? Наш культурный выбор в значительной мере европейский, что никак не препятствует заключению нами союзов с теми странами, с которыми есть точки взаимодействия и с которыми мы разделяем понимание традиционных общечеловеческих ценностей. В таком случае ничто не обязывает нас заключать какие-либо союзы с Западом, как и подчиняться его диктату.
Александр Чубарьян,
академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:– Михаил Борисович и Александр Сергеевич правы: у вопроса о типе характера России большая история. Ещё в XIX веке он раскалывал российских интеллектуалов на два лагеря, ответ мы ищем до сих пор.
Надо отличать научный подход от политизированного, к чему сейчас склонны некоторые коллеги на Западе. Политика проникла во все сферы, даже в культурное сотрудничество. Меня потрясло недавнее заявление министра культуры Польши, что из истории мировой культуры надо вычеркнуть имена Достоевского, Чайковского, Пушкина. Конечно, министры приходят и уходят, а высокая культура остаётся общим богатством независимо от национальности авторов шедевров. Но такие слова министра – отчётливый признак общей европейской тенденции.
Как бы там ни было, проблема принадлежности России к тому или иному берегу непроста не только в цивилизационном и культурном аспектах, но и с точки зрения географии. Да, Россия – европейская страна. Но невозможно отрицать и её принадлежность к Азии – не только географическую, но и культурную. Когда-то была популярна идея, что Россия – мост между двумя цивилизациями. Этот образ многим не нравится, но он явно имеет право на жизнь. Если в Западную Европу ислам пришёл извне в силу разных обстоятельств, то в России корни и культура ислама уходят в глубину веков. Изучение истории Золотой Орды даёт основание говорить, что у нас с древних времён существовал синтез христианской и исламской культур. Это уникальная особенность нашей страны.
Когда говорят, что мы должны переориентироваться с Европы на Азию, я не приемлю этой идеи. Какая переориентация? Россия и цивилизационно, и культурно – страна двух ипостасей: европейской и азиатской.
А что такое Европа? Когда-то говорили, что она простирается от Бреста до Бреста – от западной границы Франции до западной границы страны, которая называлась СССР. Европа формировалась из разных племён: саксы, готы, кельты и другие народы были предшественниками современных европейцев. Были и славяне – их никак не вычеркнуть из этого списка. Также и Византия совершенно определённо принадлежала к европейской цивилизации. Противопоставлять друг другу разные части Европы – значит идти против фактов и поддаваться политическим веяниям.
Говоря о Европе, не стоит отождествлять её с Европейским союзом. ЕС – это брюссельская бюрократия, это следующие навязанным стандартам лидеры стран-участниц. То есть политический инструмент. Но Европа существует и как культурный феномен, определённая психологическая общность. По-моему, сегодня совершенно некорректно употреблять сочетание «ухудшились отношения России с Европой». Точнее формулировать так: «У нас ухудшились отношения с Европейским союзом из-за его позиции». При этом в реальности (и не только я это знаю) коллеги из европейских стран хотят продолжать сотрудничество с Россией, не мыслят Европу без нас. Это представители настоящей интеллигенции. Русофобию насаждают СМИ определённого толка. Давайте иметь это в виду.
Ещё момент. Никогда европейские страны не подчинялись Соединённым Штатам в такой степени. При Трампе отношения между США и Европой ухудшились, европейские лидеры стали даже говорить, что больше не намерены терпеть их диктат. Теперь всё вернулось на круги своя, и это не только политическая проблема. США, кстати, формировались на основе европейской культуры и ценностей. Даже политическая основа США родом из Европы. Не хочу принижать значение американской культуры, но она развивалась в русле европейской, так что в каком-то смысле можно и США причислить к Европе. Понятие Европы намного шире, чем иногда считают.
И давайте будем помнить, что Россия уникальна гармоничным сочетанием европейского и азиатского начал. История расставит все точки над «i». Накипь схлынет, в недалёкой перспективе наша цивилизация и культура вернутся на своё, достойное место.
Алексей Мешков,
чрезвычайный и полномочный посол РФ во Франции и княжестве Монако:– Несколько лет назад я участвовал в работе семинара в Дармштадте (город в земле Гессен, ФРГ. – Ред.), несколько часов некоторые из собравшихся доказывали, что Россия – не Европа, у неё особый путь – евроазиатский. Мол, точек соприкосновения у нас мало. На следующий день все мы пошли в Королевский музей, где нам показали, например, портреты: вот первая жена Павла I, а это жена Александра II, вот, наконец, Александра Фёдоровна, жена последнего российского императора. Все женщины – из Европы. Я спросил у организаторов: не стоило ли начать семинар с похода в музей? Кстати, сам город Дармштадт уже более ста лет назад называли курятником русского двора.
Ещё о связях. В российских гимназиях обязательными предметами были латынь и древнегреческий, в СССР школьники изучали историю Европы. Иногда говорят, что Русь утратила европейскость из-за того, что триста лет жила под Золотой Ордой. Но вспомним об арабском господстве в Испании, а это целых девять веков. Почему же не говорят, что Испания не европейская страна? Кстати, влияние арабской культуры через Испанию сказалось и на других странах Европы.
Некий водораздел есть, он во многом обусловлен религиозным фактором. Россия пошла по пути Византии, или Восточной Римской империи. Большинство россиян исповедуют православие или ислам, а католиками, протестантами считают себя очень немногие. Это важное различие, но решающее ли? Греция, например, тоже православная страна, но несколько столетий входила в состав Османской империи, при этом вы не услышите, что Греция не Европа.
Уже ясно, что страны Западной Европы не случайно отказываются от христианских корней в пользу либеральной модели. Напрашивается парадоксальный вывод: это Россия была и остаётся Европой, а Евросоюз дрейфует в сторону англосаксонской «глобальной деревни», значительно отличающейся по содержанию от того, с чего стартовала Европа когда-то. Во Франции тоже есть такие тенденции. Но многие задаются вопросом: куда мы идём? Ведь Достоевский, Толстой, Чайковский, Рахманинов давно часть общемировой культуры, как Стендаль и Гюго, это общее наследие. Модная на Западе русофобия присутствует и среди французов, но всё же, полагаю, во Франции лучше, чем в других странах Европы, осознают нашу общность.
Интересы, увлечения, запросы молодёжи могут служить показателем общих тенденций. Пару лет назад купил подборку самых популярных во Франции музыкальных композиций, и оказалось, что три четверти из них арабские и по форме, и по содержанию. Это признак, что страны Западной Европы утрачивают свою культурно-этническую эксклюзивность. Считаю, что сама постановка вопроса «является ли Россия Европой?» во многом ошибочна. С не меньшими основаниями можно спросить то же самое о Великобритании или о Скандинавии. Россия – самая большая страна Европы, но её культурно-исторический размах выходит далеко за рамки бюргерской деревни или литовского хутора. А отождествление Европы с евросоюзовской бюрократией рано или поздно прекратится.
Россия – это гармония европейского и азиатского начал
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Сергей Глазьев,
академик РАН, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии:– К сожалению, мы часто воспринимаем себя как периферию западной цивилизации, поэтому видим соответствующее отношение – снисходительное, а то и пренебрежительное, даже с русофобским уклоном. В течение столетий там формировался образ России как территории, покрытой тайгой с дикими зверями.
Стереотип глубоко укоренился в сознании многих людей потому, что мы сами никогда, за исключением, может быть, советского периода, не настаивали на своей точке отсчёта. Вот если мы переместим центр системы координат в Россию и посмотрим с этой позиции на европейскую культуру, науку, экономику, то многое может поменяться не только в нашем восприятии, но и в сознании западных партнёров. Это непростая задача, для начала необходима смена парадигмы хотя бы в сознании элит.
Рассматривая историческую роль Российской империи, СССР, Российской Федерации, мы увидим сюжеты и темы, которые позволят утверждать, что мы и есть центр европейской цивилизации. Именно Россия теперь защищает европейские ценности. Но нельзя не видеть, что в какой-то момент Россия добровольно уступила первенство Западной Европе как центру искусств, хотя здесь есть о чём поспорить. А наука? В СССР учёные добивались выдающихся результатов, но сейчас мы почему-то смиренно соглашаемся, что наука пришла к нам с Запада.
Чтобы сформировать новую позицию, нужно провести большую работу по систематизации наших достижений и пересмотру их места в мировой культуре, науке, экономике, прикладных областях и т.д. И впредь оценивать контакты с западными партнёрами на основе этой новой точки зрения.
Мне не хотелось бы вмешиваться в споры между историческими школами, но в советское время было понимание, что мы олицетворяем прогрессивный общественный строй и наиболее эффективную социально-экономическую систему. Теперь в социально-экономических вопросах мы отошли на далёкую периферию.
Наконец после почти 30 лет разговоров, что мы ничего не можем сами, принято политическое решение переходить на рубли в расчётах за экспортные поставки. Это очень важно. Использование валют в резервах тоже вызывает вопросы. Немало лет мы предлагаем формировать резервы в золоте, а не в иностранных валютах. В России добывается много золота, это один из наших экспортных товаров. Но бульшая часть государственных финансовых резервов – это по-прежнему валюта, причём в основном западных стран. Почему? Опять-таки потому, что воспринимали себя как периферию Запада.
Сейчас оказались заморожены наши резервы в сумме, примерно равной трёхлетней экспортной выручке. Что сказать? Для чего Россия вывозила сырьё, металлы, другие ценные товары, если теперь вынуждена просить: дайте возможность получить наши законные доходы! Это тоже результат периферийного мышления.
Спасибо, что из-за навязанных нам обстоятельств мы вынуждены наконец от него отказываться и начать воспринимать себя как центр. При этом на наших глазах происходит тектонический процесс – перемещение мирового экономического центра с Запада на Восток.
Но действительность – не только экономика. В рамках евразийской интеграции ощущается отсутствие идеологии. Единственная историческая школа, основанная на концепции России как центра, – это школа Фоменко и Носовского, которая математически доказывает, что мы наследники византийской культуры и в течение 300 лет до великой смуты были центром всей евразийской цивилизации, которая и была тогда общечеловеческой цивилизацией. Знаю, что отношение учёных к этой теории неоднозначно, и не буду приводить аргументы за или против. Но это пример, что не надо бояться мыслить по-новому. Только изменив свой периферийный образ мыслей, мы сможем изжить комплекс неполноценности. Поэтому, возможно, имеет смысл приветствовать те научные школы и направления, которые исходят из того, что мы позиционируем себя как центр системы координат – и в Европе, и в Азии, и вообще во всём мире.
Окончание здесь