Сегодня

481,68    522,48    67,72    5
Соотечественник

С какой целью Казахстан ужесточает условия получения гражданства?

Александр ШустовРитм Евразии
Сегодня, 00:30

Коллаж: © Русские в КазахстанеВ начале октября Казахстан ужесточил условия предоставления гражданства, установив минимальный уровень знания казахского языка, истории и Конституции. Тем самым республика, как представляется, стремится предотвратить выдачу своих паспортов российским релокантам, наплыв которых способен изменить этнический состав населения.


8 октября министр науки и высшего образования Саясат Нурбек подписал приказ, регламентирующий требования к знанию казахского языка, истории и Конституции при приеме или восстановлении гражданства Казахстана. В соответствии с ним для претендентов на казахстанский паспорт объем знания государственного языка на элементарном уровне должен составлять не менее 36, основ Конституции – не менее девяти, а истории Казахстана – не менее 15 баллов. По данным казахстанских СМИ, экзамен на получение гражданства включает 100 тестовых заданий, из которых 60 – по казахскому языку, включая 20 по аудированию и 40 по чтению, 15 – по основам Конституции и 25 – по истории страны. Проходной (пороговый) балл по результатам тестирования должен составить не менее 60.


К ужесточению миграционного законодательства Казахстан приступил вскоре после того, как столкнулся с наплывом российских релокантов весной-осенью 2022 г., после начала военных действий на Украине. По данным МВД Казахстана, на 21 декабря 2022 г. за год в страну въехали 2,9 млн граждан России, большинство которых (1,2 млн) посетили ее в летние месяцы. В сентябре приток выходцев их России составил 406 тыс. человек, причем большинство из них прибыли с 21 по 30 сентября, то есть после объявления частичной мобилизации. Среднесуточный приток граждан РФ в эти дни увеличился более чем в три раза – с «обычных» 8-9 тыс. в месяц до 30 тыс. Причем уже с 1 октября среднесуточное число въезжающих стабилизировалось на уровне 6-7 тыс. человек, опустившись ниже того иммиграционного потока, который наблюдался до объявления мобилизации. Более того, с 21 сентября 205 тыс. граждан России выехали в другие страны, использовав Казахстан как транзитную площадку.


В конечном итоге приток российских релокантов в Казахстан оказался не так уж и велик. По оценке аналитика Карлтонского университета (Канада) Джеффа Сахадео, общее число тех, кто остался в Казахстане на конец 2023 г., колебалось от 150-300 тыс. человек, что на фоне 3-миллионного русского населения страны и общего числа ее жителей в 19,6 млн человек было не такой уж значительной цифрой. За короткий период времени в Казахстан въехало от 5 до 10% численности его русского населения, что в масштабах всей республики вряд ли было способно нарушить сложившийся в последние десятилетия этнодемографический баланс.


Тем не менее в крупных городах, которые в связи с образом жизни и родом деятельности и привлекали большинство релокантов, их приток мог оказаться вполне заметным. По крайней мере, вопросы о том, как именно работает миграционное законодательство, сколько граждан России въехало в Казахстан и сколько из них получили документы на длительное проживание, у общественности к министерству внутренних дел появились.


В Казахстане, где титульный этнос еще сравнительно недавно составлял этническое меньшинство, вопрос соотношения русского и казахского населения является достаточно острым, хотя и публично не акцентируемым. Демографическое преобладание русских в северных регионах страны породило опасения по поводу этнического сепаратизма, которые на фоне присоединения к России в 2014 г. Крыма, а в 2022 г. – еще четырех бывших регионов Юго-Востока Украины только усилились.


На связанные с этим инциденты казахстанские власти реагируют очень остро. Так, в ноябре прошлого года в Петропавловске был вынесен приговор четырем местным жителям в возрасте от 37 до 48 лет, обвиненным в пропаганде сепаратизма. По решению суда они получили от 7 до 9 лет лишения свободы. На длительные сроки лишения свободы осуждаются участники СВО. В ноябре 2023 г. в Караганде служивший в ЧВК «Вагнер» уроженец Красноярского края Алексей Шомполов, имевший гражданство Казахстана, был приговорен к шести годам и восьми месяцам заключения по статье, которая предусматривает наказание за «участие наемника в вооруженном конфликте, военных действиях и иных насильственных действиях, направленных на свержение и подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства».


Неудивительно, что не слишком значительный на деле наплыв российских релокантов казахстанские власти встревожил. На фоне их большого притока в первые дни после объявления мобилизации угроза резкого увеличения численности русского населения, видимо, казалась вполне реальной. Поскольку же запретить въезд в страну в рамках ЕАЭС и СНГ нельзя, Астана пошла по пути ужесточения требований по предоставлению гражданства.


В начале ноября 2022 г. депутаты парламента разработали поправки в закон о гражданстве, согласно которым незнание государственного языка, истории и Конституции являются основанием для отказа в предоставлении казахстанского паспорта. Кроме того, законопроект содержал поправки, направленные на предотвращение получения двойного гражданства. Наличие большого числа граждан РФ Астану явно тревожило, и этот пункт должен, прежде всего, поставить барьер на получении казахстанцами российских паспортов.


В конце ноября 2022 г. министр внутренних дел Марат Ахметжанов на заседании правительства анонсировал введение разработанных ранее депутатами правил, а премьер-министр Алихан Смаилов заявил о поддержке этих нововведений правительством. 16 мая 2024 г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон, в соответствии с которыми и были введены требования по уровню знания государственного языка, Конституции и истории Казахстана. Тогда же министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил о создании специальной рабочей группы для разработки тестов по проверке этих знаний.


Тем же законом были введены новые льготы для переселенцев в северные регионы Казахстана, которые призваны выровнять этнодемографический баланс в пользу казахского населения. Им предусмотрено выделение земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, материальная помощь в виде субсидий на переезд, компенсация расходов по аренде жилья и оплате коммунальных услуг.


Одновременно казахстанские власти продолжали финансировать программу по переселению в республику этнических казахов из зарубежных стран. По данным министерства труда, на 1 августа 2024 г. на историческую родину вернулись 10 134 казахов, а в общей сложности с 1991 г., когда начала осуществляться эта программа, – 1 млн 138,5 тыс. Абсолютное большинство из них прибыли из двух государств – Китая (47,5%) и Узбекистана (37%). Кроме того, 5,8% кандасов (соотечественников), как официально именуют в Казахстане участников этой программы, переехали из Туркмении, 5,2% – из Монголии и 3,2% – из России, где численность этнических казахов составляет около 600 тыс., однако популярность этой программы невелика.


Приоритетными регионами вселения для кандасов являются северные регионы с высокой численностью русского населения – Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Восточно- и Северо-Казахстанская области. В этих регионах им субсидируются расходы на переезд, найм и оплату жилья и коммунальных услуг, введен сертификат экономической мобильности, позволяющий компенсировать 50% стоимости жилья при его покупке (до 4,28 млн тенге на семью).


России к опыту Казахстана по переселению на родину этнических казахов стоит тщательно присмотреться. Несмотря на полиэтничный состав населения, Астана совершенно не стесняется проводить национально избирательную миграционную политику, направленную на предотвращение оседания в стране иноэтничного населения и стимулирование иммиграции представителей титульного этноса, который, как и русские в России, является государствообразующим. Опережает Казахстан в этой сфере, пожалуй, лишь Израиль, который за три четверти века с момента своего возникновения сумел наработать в деле репатриации на родину евреев огромный опыт.


России, учитывая гораздо более широкое распространение в мире русского языка, стоит гораздо шире использовать национальные критерии идентификации переселенцев, стимулируя переселение на родину именно русского населения, а также родственных ему по происхождению, языку и культуре народов. Заслуживают внимания и экономические инструменты репатриации, включая предоставление земли и компенсацию до половины стоимости жилья. Их применение в Казахстане стоит изучить и в случае успешно реализации взять на вооружение, что должно позволить увеличить популярность программы переселения и число ее участников.

+1
    23