Берик Абдыгалиулы – казахстанский политик с весьма интересными взглядами на жизнь и, самое главное, на историю. Он – один из тех, кто считает, что представители казахстанского этноса участвовали в формировании истории многих стран мира благодаря вхождению территории этого государства в состав Российской империи, а затем и СССР. Увы, но то, что говорит и пишет Абдыгалиулы, серьезно противоречит тому, что составляет основу союза двух братских с исторической точки зрения народов.
Недавно Берика Абдыгалиулы снова уволили. Его, вообще, увольняли довольно часто, и ни на одной позиции он не задерживался достаточно долго, но при этом он никогда не выпадал из обоймы государственного номенклатурного фонда. Если смотреть на его рабочую биографию, то мало где он задерживался хотя бы на один год. Исключение – работа внештатным советником министра культуры и спорта РК. Но внештатный – он и есть внештатный.
При этом в карьере Берика были как взлеты, так и падения. Так, еще в 1999 году он занимал видные места в Министерстве культуры и Совете Безопасности РК, а затем его «сбросили» до заместителя акима крохотного Темиртау. В 2008 году он взлетел до главного инспектора в Администрации Президента РК, а в 2010 году снова понижен аж до акима Улытауского района Карагандинской области.
В 2022 году последовал новый подъем до назначения акимом вновь образованной Улытауской области, но 9 октября 2024 его с этой должности увольняют, а уже 11 октября назначают на должность директора Национального музея РК. В общем, Берик Абдыгалиулы – как тот самый чемодан без ручки, который и бросить жалко, и тащить неудобно. С одной стороны, он несет «правильную», с точки зрения государственной пропаганды, повестку в массы о том, что все, что связано с Российской империей или СССР, – это плохо. С другой стороны, на все 100% сам Абдыгалиулы не поддается стопроцентному контролю.
Русофобская и антироссийская позиция Берика Абдыгалиулы формировалась не один десяток лет благодаря «учителям». Несмотря на то, что родился он в Улытау, в центре Казахстана, заканчивал среднее образование он на юге страны, где националистические движения всегда были ощутимее.
Затем в 1995 году учился в США при Гарварде, школе государственного управления, американском агентстве по содействию науке. А в 2006 году он и вовсе попал в Украину, где как раз разворачивались «демократические» процессы по превращению этой страны в настоящую клоаку политической анархии. Абдыгалиулы работал в Незалежной советником мэра города Вышгород.
– Занимался научными проектами, когда мне неожиданно предложили обмен опытом – поработать советником мэра города Вышгород в Киевской области, – вспоминает тот момент сам Берик Абдыгалиулы в интервью корреспонденту казахстанского СМИ. – Месяца четыре я там поработал. Там был новый мэр, у него не было достаточно опыта. Мне было очень интересно. Мы славно поработали, новый мэр быстро освоился. В этот период я видел эти баталии, весь всплеск демократии. Был шокирован, но было интересно. У нас же такого нет: мэр не может принять решение, потому что две фракции в городской Раде конфликтуют. «Батькiвщина» за Тимошенко, «Партия регионов» за Януковича. И это блокировало работу мэра. Как решить эту ситуацию? Это было очень интересно.
Однако главным фронтом деятельности Абдыгалиулы является переписывание истории и толкование оной в нужном идеологическом ключе.
По признанию самого «героя» нашего повествования, с детства его страстью была история. И Берику Абдыгалиулы удалось «поставить» эту науку себе на долгую и счастливую службу. В этой науке он занял весьма выгодный и «правильный», с точки зрения националистической идеологии, сектор реабилитации жертв политических репрессий. А под это определение при желании можно подвести абсолютно всех, даже закоренелых рецидивистов.
Так, реабилитации, по мнению этого «историка», должны подвергнуться и те, кто подвергся преследованию за убийства.
– Среди тех, кто был обвинен по статье «бандитизм», остались нереабилитированные. Среди них были люди, совершившие убийства, они-то и оставались нереабилитированными, – говорит в том же интервью Абдыгалиулы, приводя при этом фактор, который якобы оправдывает убийство. – Они убивали красных. Историки в нашей комиссии в таких случаях будут искать ответ на вопрос: почему эти люди совершили убийства? Возможно, это были убийства солдат, которые пришли, чтобы истреблять жителей аула. Согласно политике тех времен, люди, убивавшие красноармейцев, пришедших с такими целями, тоже считались убийцами. По сегодняшним понятиям, они пытались защитить свои аулы от издевательств со стороны красных.
То есть политическое убеждение убиенного, по мнению этого «ученого», служит оправданием его убийства.
Отдельной обструкции, по итогам действий Берика Абдыгалиулы, подвергнутся представители неказахской этнической принадлежности, которые когда-либо писали доносы. Почему только они? Отвечает сам автор такой идеи.
– Подкомиссия участвует в рассекречивании этих документов, среди которых могут быть и клеветнические доносы, – откровенничает Абдыгалиулы. – Возникает вопрос: если такие документы могут породить распри между казахами, следует ли их рассекречивать или лучше оставить как есть? Например, я, работая в архивах, не видел доносов, написанных казахами друг на друга. Да, иногда говорится о том, что известные деятели писали друг на друга клевету. Если такие вещи будут обнаруживаться, может быть, действительно, не стоит их распространять. У каждой эпохи своя правда, и мы не можем давать оценку всему прошедшему.
Очень избирательный подход к истории, который говорит о том, что этот человек занимается бог знает чем, но никак не наукой.
Отдельным ужасом видится пункт программы, согласно которому реабилитировать планируют даже тех, кто служил в Туркестанском легионе!
– Большинство из них попали в плен и были вынуждены воевать в легионе, – оправдывает их предательство Абдыгалиулы. – Мы установили памятник Мустафе Шокаю, снимаем фильмы о нем. Возможно, покажется, что его и не нужно реабилитировать. Но нужен документ, в этом смысл политической реабилитации. У нас будут такие документы. И если завтра кто-то начнет писать, что «Мустафа Шокай – немецкий предатель», мы его за это привлечем к ответственности. В Указе Президента о реабилитации это требование должно быть конкретно прописано. Чтобы привлекались к ответственности тех, кто будет порочить Мустафу Шокая или Алихана Букейханова. Например, у нас же есть ответственность за оскорбление Елбасы или Президента. Точно так же должно быть принято решение о привлечении к ответственности тех, кто порочит алашординцев или отрицает факт голода. На мой взгляд, нам нужен такой документ. Полная реабилитация жертв политических репрессий требует и этого. То есть мы должны не только реабилитировать этих людей, но и оградить их от оскорбительных высказываний.
То есть нельзя оскорблять президента и того, против кого воевали советские казахи в годы Великой Отечественной войны… Прямо скажем, весьма сомнительный знак равенства. Ну а что будет с теми, кто остался верен принципу, что воевать против своих нельзя ни при каких обстоятельствах? Верно – мы их привлечем к ответственности и… фактически репрессируем! Нормальная такая память о жертвах политических репрессий – репрессировать своих современников, которых же сами учили в школе, что дружить с нацистами – плохо.
Похоже, что в Казахстане уже на депутатском уровне путают понятия, что – хорошо, а что – плохо. И Берик здесь хороший помощник.