Сегодня

441,44    473,09    60,96    4,75
Политика

Авиабаза Кант обеспечит безопасность Киргизии

Григорий МихайловНезависимая газета
1 февраля 2017

Военные из России прописались в республике еще на 15 лет

 

Вступило в юридическую силу соглашение о статусе и условиях пребывания российской объединенной военной базы в Киргизии. Никаких новых военных объектов на территории Киргизии Россия не разворачивает. Вступление в силу соглашения лишь упорядочивает юридическую сторону присутствия уже действующих на территории страны объектов.

 

Сейчас в Киргизии находятся авиационная база (г. Кант), испытательная база (оз. Иссык-Куль), узел дальней связи (п. Чалдовар), автономный сейсмический пункт (г. Майлуу-Суу). Ранее работа каждого из объектов регламентировалась отдельными документами, теперь все они сведены в единую базу, у них единый командир, единые правила присутствия на территории страны. Установлен срок присутствия российских военных – 15 лет. 

 

Поставлена точка в спорах вокруг платы за присутствие военных. Ранее некоторые киргизские оппозиционные политики предлагали обязать Россию платить за военное присутствие – теперь вопрос закрыт. Согласно тексту соглашения, ежегодно Киргизия будет получать от России 4,5 млн долл. в счет арендной платы за присутствие испытательной базы ВМФ на Иссык-Куле и узла дальней связи ВМФ РФ.

 

Еще два объекта – авиабаза Кант и автоматическая сейсмостанция – платить за аренду не будут. В обмен сейсмостанция бесплатно передает собранные данные киргизскому Институту сейсмологии. Оплата аренды авиабазы не производится, поскольку та, как составной элемент Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), обеспечивает безопасность Киргизии. По этой же причине не будет авиабаза платить и за электричество, газ, воду. Остальные три объекта за коммунальные услуги будут платить по тарифам, установленным для объектов Минобороны Киргизии.

 

Российские военнослужащие, а также члены их семей по-прежнему будут обладать иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции наравне с сотрудниками дипломатических ведомств. Неприкосновенно и имущество объединенной российской военной базы. Представители органов власти Киргизии могут попасть на территорию военных объектов только с согласия командира базы.

 

Подробно прописан порядок исчисления и выплаты компенсаций при нанесении ущерба экологии «при выполнении задач по отражению внешней военной агрессии, ликвидации террористических вооруженных формирований».

 

Российское военное присутствие в Киргизии неоднократно становилось темой для дискуссий киргизских политиков. Среди предложений, озвученных в разное время, были: повысить арендную плату в 10–20 раз, вывести базы, открыть еще одну базу на юге страны, обязать российских военных за свой счет обучать киргизских военных летчиков.

 

Военных объектов других стран на территории Киргизии уже нет – авиабаза США покинула страну в 2014 году. Китайские и индийские военные объекты в стране вопреки слухам не появились.

 

В случае угрозы защищать Киргизию должны киргизская армия (около 13–15 тыс. человек) и ее союзники по военному блоку ОДКБ. Упомянутая выше авиабаза Кант как раз входит в число компонентов Коллективных сил быстрого реагирования. В Канте развернута штурмовая авиация – самолеты и вертолеты. В случае кризиса дополнительные силы в Киргизию могут быть переброшены примерно через 10 часов.

 

Считая возможность вторжения групп радикалов из Афганистана, а также дестабилизацию в Ферганской долине одним из основных источников опасности для региона, Россия за последние годы направила значительные средства на поддержку безопасности в Киргизии и Таджикистане.

 

Частично восстанавливается Военно-промышленный комплекс (ВПК). К примеру, Бишкекский завод им. В.И. Ленина, в советское время выпускавший патроны, сообщил, что после разрухи 90-х смог восстановить «производство специзделий». По данным руководства предприятия, «в 2015 году объем производства вырос в 6,6 раза, численность работающих – в 1,3 раза, средняя зарплата на основном производстве – в 1,6 раза».

 

В то же время завод «Дастан», производящий компоненты для торпед, так и не вышел из кризиса. Неоднократно звучавшие обещания киргизских властей продать его или передать в счет долга России, найти инвесторов из дальнего зарубежья пока не принесли заметных результатов. Оборудование ветшает, часть цехов отдана в аренду, специалисты увольняются. Более 5 лет обсуждается идея снести завод полностью, чтобы высвободить землю в центре Бишкека под строительство элитного жилья.

+1
    2 420