Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Культура

«Россия, которую мы потеряли». Заблуждения великого режиссера

Александр ПлехановКМ.ру
15 марта 2024

Благодаря Станиславу Говорухину в наш обиход прочно вошла фраза о России, которую мы потеряли. Однако насколько она соответствует действительности?

Примерно пару лет назад я писал о весьма прискорбной тенденции нашего времени, когда граждане некогда самой читающей страны мира теперь книги просто выкидывают. Например, в моём подъезде образовалась целая библиотека с десятками выброшенных книг, а теперь к ним добавились… ещё и DVD. Среди которых пару дней назад я обнаружил фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» (1992).


Сразу скажу, что к данному режиссеру я всегда испытывал чувство глубокого уважения, так как только он, едва ли не единственный из «властителей дум» и «мастеров культуры», не побоялся снять документалку «Час негодяев», где достаточно резко отзывался о некоторых событиях осени 1993 года. Говорухин тогда прямо сказал, что осенью 1993 года в России была попрана конституция и произошел государственный переворот. Разумеется, в высших коридорах власти такие слова мало кому могли понравиться, и не поэтому ли фильм долгие годы находился в непонятном состоянии? Ведь до сих пор не вполне ясно, закончил его Говорухин или нет. Или изначально планировал сделать короткометражку?


Ещё больше я стал уважать режиссера за сына Сергея, снявшего фильм «Прокляты и забыты». В своё время он произвел очень сильное впечатление, и я не покривлю душой, если скажу, что это одно из величайших произведений, показавших всю вопиющую мерзость ельцинского лихолетья. А Сергей Говорухин был и навсегда останется для меня величайшим русским режиссером, хотя он и не снял каких-то широко известных фильмов, но он мог бы снять всего один этот фильм и навсегда вошел бы в историю мировой кинодокументалистики. А ещё после этого фильма я был уверен, что такой человек, гражданин с большой буквы и патриот России, мог быть воспитан только другим человеком с большой буквы и патриотом – Станиславом Говорухиным.


Долгие годы Говорухин являлся для меня непререкаемым авторитетом не только как режиссер, умевший снимать картины в абсолютно любой стилистике, но и как человек с твердой гражданской позицией, для которого Россия – не пустой звук и не «эта страна». Уж если и были в 90-е годы в нашей стране настоящие «властители дум», воспринимающие проблемы страны как свои личные, так в их числе однозначно был Станислав Говорухин.


Но, как было сказано выше, недавно мне выпала возможность посмотреть фильм «Россия, которую мы потеряли», и было очень интересно понять, как многие произведения воспринимаются сейчас, тридцать лет спустя с момента их создания. Они по-прежнему актуальны или были всего лишь продуктом своего времени?


Забегая вперед, скажу, что фильм произвел удручающее впечатление типичной перестроечной киноподелки и исторической «клюквы». Я до сих пор не могу понять, почему серьезный, умудренный жизнью режиссер выдал в этом фильме столько информации, которая, мягко говоря, не вполне отражает исторические реалии не только «потерянной» царской России, но и СССР. Если первая преподносится как потерянный рай, то Союз выглядит настоящим порождением сатанинских сил.


Хорошо известные факты зачем-то преподносятся в абсолютно другом свете, например, режиссер утверждал, что Вера Засулич стреляла в петербургского губернатора Трепова из пистолета, с которым «ходят на медведя». Я нисколько не оправдываю стрельбу Засулич в губернатора Трепова, потому что иначе как терактом это назвать нельзя, но что это за пистолет такой, с которым «ходят на медведя»? Да и кто в трезвом уме пойдёт с пистолетом на медведя? Я не охотник, но даже я своей совершенно не охотничьей соображалкой понимаю, что если пойти на медведя с пистолетом, даже с таким мощным, как Colt M1911 калибра 11,43 мм, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Поэтому ни один охотник, если он только не решил свести счеты с жизнью весьма экстравагантным способом, с пистолетом на медведя никогда не пойдёт.


В реальной истории Засулич стреляла в Трепова из компактного револьвера Bulldog, из которого не то что медведя, а даже зайца подстрелить будет проблематично. Вот и она, стреляя из этой компактной пукалки в упор в Трепова, смогла его лишь ранить.


Так зачем же мэтр приводит такие исторические факты, которые не факты вовсе?


Хотя чего задавать такие вопросы, если сам же режиссер в начале своего фильма говорит, что ничего-то мы о России не знаем. Но при этом добавляет, что Господь не иначе лишил людей разума, позволив «разграбить и уничтожить» прекрасную и процветающую страну. На всякий случай сообщу, что золотой запас якобы «разграбленного» СССР составлял 2049 тонн в 1953 году, всего через восемь лет после опустошившей половину страны войны.


Далее мэтр огорошил совсем уж странным утверждением, что история России была написана услужливыми (советскими) лакеями в угоду убийцам страны. Интересно, когда миллионы советских людей въезжали в новые бесплатные квартиры, они подозревали, что это происходит в «убитой» стране? Это какое же представление о стране, где режиссер родился, вырос и состоялся как профессионал, надо иметь, чтобы такую страну, даром раздающую миллионы квадратных метров жилья своим гражданам, называть убитой? А ведь страна даром раздавала ещё и образование, включая высшее и никто иной, как сам Говорухин, закончил два института.


Очень много в фильме рассказывается о царской России, об её неслыханном экономическом развитии перед Первой мировой войной, о том, как крепло крестьянство, росло благосостояние народа, что Россия практически перестала нуждаться в закупке товаров за рубежом, так как её заводы могли выпускать все самостоятельно, от автомобилей до подводных лодок.


Замечательные слова, красивые фразы, и любому патриоту России страсть как хотелось бы верить, что это действительно было так. Но реальность, к сожалению, была другой: в 1912 году в Россию было ввезено 3447 автомобилей более чем на 12 миллионов рублей. Два единственных русских автозавода в Риге и Петербурге в год могли выпускать менее полутора сотен автомобилей, вот почему к началу Первой мировой войны на долю выпущенных в России отечественных машин приходилось чуть более 3% автопарка страны, а на долю немецких – более 80%. Вряд ли такие показатели позволяют говорить о впечатляющем росте российской промышленности, ведь у России своего автопрома до революции фактически не было. Страна вообще не выпускала грузовики, если не считать штучных «Руссо-балтов», и только в 1916 году начали строить в Москве завод АМО для выпуска из итальянских машинокомплектов грузовики Fiat 15.


Что касается подводных лодок, то делать-то их русские заводы делали, только бóльшая часть подводных лодок русского флота накануне революции были американской как разработки, так и постройки. Одних только лодок типа «АГ» («Американский Голланд») было закуплено 17 штук.


Отдельная тема – благосостояние рабочих до революции. В фильме утверждается, что ученик рабочего получал тридцать рублей, а сам рабочий «до ста и выше» рублей. Это очень хорошая зарплата, вот только она не соответствовала той, что была в реальности. Средняя зарплата рабочих в России, в зависимости от губернии и предприятия, составляла порядка 25-35 рублей, хотя отдельные, высококвалифицированные специалисты получали больше. Женщины получали почти в два раза меньше мужчин, а заработок детей редко превышал 3-4 рубля. Не вполне понятно, почему мэтр, озвучив зарплату рабочих в сто и больше рублей, не вспомнил, сколько раз царским войскам приходилось открывать по бастующим рабочим огонь на поражение? Ведь с чего рабочим устраивать забастовки, имея такие хорошие зарплаты?


Всё дело в том, что для капиталистов русские рабочие были кем-то вроде бесправных полурабов, которым и зарплату в полном объеме не всегда платили. Для этого существовала целая система штрафов, предусматривающая наказания за что угодно: за опоздание, за то, что не так ответил начальству, за то, что хотел повышения зарплаты или просто требовал её выдачи. На каждом предприятии хозяин сам решал, за что штрафовать рабочих, и, если кто помнит знаменитый Ленский расстрел 1912 года, то там рабочие отказались выходить на работу, требуя отмены штрафов, увеличение зарплаты, да и просто человеческого отношения к себе. Все то же самое было в Ростове-на-Дону в 1902 году, где рабочие также требовали нормальных условий труда, и в Златоусте в 1903.


О проблемах рабочих очень детально рассказывает исследование К.А. Пажитнова «Положенie рабочаго класса въ Россiи» (1908), и именно в этой книге говорится о том, как, например, орехово-зуевская Никольская мануфактура, принадлежавшая небезызвестному Савве Морозову, за год штрафовала своих рабочих почти на 300 000 рублей, что составляло 40% выданной, вернее, недоданной зарплаты. Ко всем этим «прелестям» страны, которую мы потеряли, можно добавить 12-часовой рабочий день, не самые хорошие условия проживания в общих казармах или бараках, торговые лавки, имевшиеся при каждом предприятии, куда от безденежья шли рабочие за продуктами «в кредит» и где цены были на 20-50% выше рыночных. Сюда же можно добавить малую продолжительность жизни, высокую младенческую смертность, да и про «царь-голод» в фильме почему-то не упомянуто, зато говорится, что Россия кормила всю Европу хлебом.


Конечно, любой человек, а тем более художник, имеет право видеть вещи под определенным углом. Но если бы мэтр только расписывал прелести царской России, не проходясь не просто жестко, а жестоко по советскому прошлому, сообщая, что 35 миллионов человек погибли в войне, 66 миллионов в результате репрессий, коллективизации и прочих ужасов большевизма, то это ещё куда ни шло. Но документальный фильм на то и документальный, что при его создании используются документы, а не предвзято-заказные измышления разного рода антисоветчиков, многие из которых запятнали себя сотрудничеством с нацистами и, исходя только из этого факта, ничего хорошего про СССР сказать не могли просто по определению. Ведь не секрет, что цифра в 66 миллионов якобы уничтоженных советской властью людей сначала была «путем исследований» получена приснопамятным профессором Кургановым, который отрабатывал свою пайку сначала у Колчака, затем у нацистов, а закончил свою «трудовую деятельность» у американцев, после чего эта цифра перекочевала на страницы одного известного «опыта художественного исследования» одного неполживого автора. И творчество которого, безусловно, оказало сильное влияние на взгляды Говорухина, к тому же и самого неполживого пророка он хорошо знал и даже снял о нём фильм.


Так что я вернул DVD «Россия, которую мы потеряли» туда, откуда его брал. Вернул, потому что этот фильм не только не представляет для меня исторической ценности, но из-за своей подчас явно выпирающей тенденциозности вряд ли может считаться творческим подарком режиссера России, тем более пошедшим стране на пользу. Как было сказано ранее, он действительно оказался типичной перестроечной поделкой, продуктом той безумной эпохи, когда даже такие мэтры, как Говорухин, не устояли перед искушением «пересмотреть» прошлое той страны, которая дала им если и не всё, то очень многое.


И из 2024 года это всё видно особенно отчётливо. В 1992 году мы догадывались, что такое капитализм, только благодаря карикатурам в журнале «Крокодил», но за последние тридцать лет его волчий оскал и его язвы каждый наблюдал неоднократно, прочувствовав его «прелести» на своей шкуре. Неудивительно, что в стране найдется немало людей, которые мечтают вскочить в тот поезд, который увезет их не в прекрасную «потерянную» Россию, а в СССР.


Несколько лет назад в одном телеинтервью Говорухин неожиданно самокритично признал, что жалеет о том, что им был снят фильм «Так жить нельзя». И с ним нельзя не согласиться, потому что ничего позитивного тот фильм не дал. Ни стране, ни народу, а вот сумятицу в мозгах некоторых граждан вызвал изрядную. Впрочем, мало позитива обнаруживается и в «России, которую мы потеряли». Как по мне, так такие фильмы лучше вообще не снимать, чем снимать их так.


Впрочем, уважать мэтра все равно будут за другие его работы, а сделанные им документалки… Что ж, и на солнце бывают пятна.

-1
    94