Сегодня

444,14    477,05    61,34    4,85
Общество
24 апреля 2024

Как России вернуть себе будущее?

Михаил ЧистяковКМ.ру
25 апреля 2024

Фото: © Русские в КазахстанеСССР стал причиной появления на Западе «государства всеобщего благоденствия» более чем на 50 лет. Очевидно, что перед Россией сегодня стоит задача снова стать передовой научно-технологической державой и маяком для всего остального мира


Запад ведет против России цивилизационную войну. В военной сфере это выражается в масштабной поддержке Украины в СВО. В информационной сфере - в попытке представить Россию мировым агрессором и на этой основе отстранить нашу страну от культурных, спортивных и научных мероприятий. В экономической же сфере это выражается в полномасштабной экономической войне против России (при парадоксальном сохранении нашей страны во всевозможных «международных» экономических организациях: МВФ, ВТО, ВБ и т.д.).


Экономическая война предполагает масштабные санкции против России. Санкции, с одной стороны, заключаются в ограничении поставок российского сырья на мировой рынок, что ведет к ограничению доходов бюджета. А с другой стороны, они включают запрет поставок в Россию высокотехнологичного оборудования, станков и компонентов, от которых наша страна стала так сильно зависима после разрушения советской промышленности.


Ситуация осложняется тем, что США давят на все страны мира с целью прекратить поставки высокотехнологичных компонентов и оборудования России. Даже страны СНГ, кроме Белоруссии, ограничивают поставки необходимых товаров. Даже надежды на Китай оказались не такими реалистичными: с конца 2023 года он также ограничивает поставки товаров России (причем с марта 2024 и за юани).


Эта ситуация указывает на срочную необходимость масштабного развития российских науки и технологий, позволяющих преодолеть зависимость от Запада и Китая в плане технологий и обеспечить технологическую безопасность России.


Более того, наука - это не только про технологическую безопасность. Наука - это еще и про будущее страны. Наука определяет, «плетется» ли страна в хвосте мирового прогресса или сама задает направление мирового развития.


В недавней истории мы видим пример для этого. Без преувеличения можно сказать, что СССР задавал миру направление для движения вперед. Собственно в науке и технике Советский Союз демонстрировал передовые достижения в космосе, ракетной технике и атомной энергетике, передовые научные открытия и разработки (явления сверхпроводимости, сверхтекучести, лазеры и т.д.).


Но СССР также демонстрировал передовые достижения в области социальных отношений: 8-часовой рабочий день, декретный отпуск, оплачиваемые отпуска, пенсии, пособия и т.д. Как результат, СССР стал маяком для половины мира в деле освобождения от колониальной зависимости и дальнейшего установления более справедливых социальных отношений. А для Запада Советский Союз стал причиной меняться. Разумеется, западные элиты менялись вынужденно, зачастую мимикрировали. Но тем не менее именно СССР стал причиной появления на Западе «государства всеобщего благоденствия» более чем на 50 лет.


Очевидно, что перед Россией сегодня стоит задача снова стать передовой научно-технологической державой и маяком для всего остального мира.


Казалось бы, и российская власть уже не первый год заявляет о необходимости развития фундаментальной и прикладной науки. Более того, принимаются масштабные программы и проекты с этой целью.


Так, в 2016 г. издается указ президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». А в 2018 году принимается национальный проект «Наука», основная цель которого звучит так: «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития».


Здесь же стоит отметить и вторую цель: обеспечение привлекательности работы в России для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. А также третью: опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки по сравнению с ростом ВВП.


Какая же реальная ситуация с состоянием науки в России? Движемся ли мы в сторону осуществления цели вхождения в пятерку ведущих научных стран мира? А также реализуем ли мы цели привлекательности работы в России для ведущих ученых и роста затрат на науку в ВВП?


Ежегодно публикуется справочник «Наука. Технологии. Инновации» (за авторством Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ). В нем приводится сравнение России с ведущими странами в области науки. Приведем здесь 3 достаточно красноречивых показателя состояния науки в России.


По затратам на исследования и разработки Россия на 10 месте в 2022 году (хотя в 2018 г. была на 9-м) среди 13 ведущих стран мира в области науки. Доля затрат на науку в % от ВВП сокращается: 0,94 % в 2022 г., против 0,99 % в 2018 г. и 1,13% в 2010. И это при том, что минимальным приемлемым уровнем расходов на науку считаются расходы в 2 % от ВВП. Считается, что при этом уровне страна может не отставать в своем технологическом развитии от других стран.


По численности научного персонала (исследования и разработки) на 10 000 работников Россия на 10 месте в 2022: 103 человека против 212 в Южной Корее и 251 в Тайване. Численность научного персонала сокращается: в 2018 году было 106 человек на 10 тыс. занятых в экономике.


Но может быть, просто в России крайне высокая эффективность расходов на науку? И при маленьких деньгах и уменьшающемся количестве научного персонала мы добиваемся выдающихся успехов?


Но такой показатель, как уровень патентной активности опровергает подобное предположение. В 2021 году - Россия на 14 месте среди всех стран мира: 25 472 патентных заявки против 1 538 604 у Китая и 267 527 у Южной Кореи. При этом Россия теряет свои позиции: в 2018 году страна занимала 11 место при 30 289 патентных заявках на изобретения.


Если по затратам на науку в сопоставимых величинах Россия отставала от Китая в 2021 году в 12 раз, то по заявкам на изобретения – в 60 раз. Таким образом, российские расходы на науку по этому показателю выглядят крайне неэффективными.


Большой проблемой нашей науки является отток кадров за границу. По словам председателя Сибирского отделения Российской академии наук Валентина Пармона, «в течение последних пяти лет только Россия – никакие иные страны не потеряли столько работающих в научной сфере – а Россия потеряла 50 тысяч человек. Сейчас, когда все говорят о том, что технологический суверенитет, будущее зависит от наукоемких технологий, вопрос заключается в том, что Россия как государство упустило тех, кто может это делать». 


Одной из причин этого являются зарплаты. В 2021 году научная сотрудница из Сибирского отделения РАН Анастасия Проскурина называла президенту Путину свою зарплату в 32 тыс. руб. с учетом надбавок. Понятно, что на такие деньги невозможно не только привлечь ведущих иностранных ученых, но даже просто удержать российских – крайне затруднительно. Если только это не происходит, как в известном выражении: «Вы делаете вид, что платите мне, а я делаю вид, что работаю».


Положение с наукой в России описывает генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин: «Голосов ученых не слышно. Есть голоса людей, которые выдвинуты властью. Общая научная среда не развивается. Доля ученых в структуре российского общества постоянно падает. Мы уже на 29 месте в мире по этому показателю. Это недопустимо для нашей огромной страны с ее экономическими проблемами, которые невозможно решать без ученых». 


С чем же связано такое удручающее положение с наукой в России?


Кто-то может сказать, что проблема в недофинансировании науки. В чем-то это так. Но даже если финансирование механически будет увеличено в 2 или 3 раза, это не спасет ситуацию. Ситуация с патентами указывает на низкую эффективность расходов на науку. Проблема гораздо глубже, и заключается она в тех ценностях, которые царят сегодня в нашей стране.


Развитие науки предполагает наличие созидательных, творческих ценностей в обществе. Наука – это постоянный поиск нового, стремление решать стоящие перед обществом проблемы, раздвигать горизонты человечества, делать жизнь человека лучше. Наука – это воплощение созидательных ценностей.


Что же случилось с нашей страной за такой короткий срок, что она из двигателя прогресса превратилась во второстепенную в научном отношении страну, и что случилось с ее ценностями?


В 1991 году в России победили несозидательные ценности. Вначале это были ценности разрушения и безграничного обогащения. Еще с конца 80-х гг. к власти в стране стали рваться люди, стремившиеся разрушить собственное государство – СССР. На обломках этого государства они намеревались получить власть и приватизировать государственную собственность. В каждой союзной республике был человек или группа лиц, вокруг которых группировались люди, стремившиеся к этому. В России таким человеком был Ельцин. Ельцин и стал одним из ключевых «таранов» единого государства. А впоследствии – ключевым лицом в передаче общенародной собственности в руки ограниченного круга лиц, как правило, из числа бывших комсомольских «вожаков» низшего и среднего звена.


Но Ельцин в конце 1999 года оставляет власть (хотя влияние «семьи Ельцина» и сохраняется). Постепенно меняются и ценности. При этом ставка на обогащение сохраняется. Но ценности разрушения постепенно отходят на второй план. С одной стороны, это связано с тем, что наиболее лакомые куски советской экономики оказываются уже поделенными. С другой стороны, нарастающий кризис и балансирование России на грани краха подсказывают, что «анархию 90-х» необходимо сворачивать. Перед руководством встает задача восстановления административной вертикали.


Постепенно «вертикаль власти» удается отстроить. Но это не означает, что в России побеждают созидательные ценности.


Вторжение США в Ирак в 2003 году и усилия президента Венесуэлы У. Чавеса в ОПЕК приводят в резкому росту цен на нефть. На Россию практически проливается «дождь из нефтедолларов».


И в нашей стране постепенно побеждают потребительские ценности. Многие, жившие до этого в нищете и бедности, получают возможность купить бытовую технику, автомобиль, квартиру в ипотеку, съездить за границу на курорт. Во многих сферах отмечается потребительский бум. Продажи новых автомобилей растут невиданными темпами, достигая к 2008 году планки в 3 млн. штук (правда, очень резко обваливаясь уже в 2009 году).


Проблема заключается в том, что потребительские ценности – это также несозидательные ценности. Человек потребляет то, что создано им самим или кем-то другим. В 90-е гг. лица, получающие государственные активы, «потребляли» то, что было создано советским народом. А в 2000-е гг. благосостояние страны в значительной степени было связано с ценами на сырье. То есть с тем, что создано природой. При этом мощности для извлечения и переработки сырья были также созданы советским народом.


Отражением торжества несозидательных ценностей в России можно признать фразу министра образования и науки в 2004-2012 гг. Андрея Фурсенко: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». 


Таким образом, ценности в современной России оказались перевернуты с ног на голову. Налицо непонимание того, что потреблять можно только то, что произвел ты сам или кто-то другой. Но Россия никогда не была колониальной державой, чтобы потреблять то, что создали другие. И даже национальным окраинам Россия больше давала, чем получала (что особенно заметно на примере СССР).


Некоторые могут возразить, что хорошо жить можно за счет ренты от продажи сырья. Но бесконечно потреблять сырье невозможно. Сырье исчерпаемо. Особенно это заметно на примере нефти. По многим экспертным оценкам, запасов нефти в России на 20-40 лет. Руководитель федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Петров в 2022 году утверждал, что рентабельных запасов нефти в стране на 33 года. Более того, численность населения в России такая, что нет возможности жить за счет сырья так же хорошо, как, например, в монархиях Персидского залива.


Производим же мы намного меньше, чем потребляем.


В обществе, где все завязано на потребительские ценности, наука непрестижна: она не дает возможности для быстрых и легких денег. Необходимы созидательные ценности. Человек должен быть готов потратить десятки лет своей жизни, занимаясь какой-то узкой сферой науки. А это возможно только, если материальное для человека стоит на втором месте, а на первом – понимание, что ты приносишь пользу для общества, собственная самореализация, удовольствие от творческой деятельности, радость открытия.


Разумеется, это не отменяет материальной стороны вопроса. Научная деятельность должна достойно оплачиваться. Человек должен понимать, что его труд ценен, что его работа престижна в обществе. Но с другой стороны, государство может ждать за достойную оплату и достойные результаты работы. Как фундаментальные, двигающие науку вперед, так и прикладные, в виде конкретных изобретений и разработок.


Что же нам делать?


Собственное производство – это единственный ключ к экономическому возрождению России. Для полноценного производства же необходима мощная наука.


А для того, чтобы организовать и мощную промышленность, и мощную науку, необходима смена ценностей в стране.


Таким образом, именно смена ценностей сегодня первостепенная задача для России, если мы хотим выстоять и совершить рывок вперед. На смену ценностям разрушения, потребительства и обогащения должны прийти созидательные ценности. Человек из простого потребителя снова должен стать человеком-творцом.


Непосредственно созидательные ценности должна прививать культура. Но для этого в культуре должны произойти кардинальные перемены. Что возможно только если в России появится новая созидательная идеология. Где на первое место будет поставлен человек.

+3
    44