Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Политика

Единый истребитель для Евразии. Почему Казахстан и Беларусь выбрали российский СУ-30СМ

Александр ЕрмаковЕвразия Эксперт
3 августа 2017

На прошедшем в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2017 Россия подтвердила и конкретизировала планы поставок истребителей Су-30СМ в страны ОДКБ – Беларусь и Казахстан. Почему данная модель стала крайне востребованной во многих странах мира, и можно ли ее распространение в ОДКБ рассматривать как шаг на пути к единой стандартизации и унификации в рамках организации?

 

Секреты успеха Су-30

 

Многоцелевой истребитель Су-30, несомненно, – одно из главных достижений российского ВПК и один из наиболее удачных его экспортных продуктов. Как и у большинства отечественных систем вооружения, его история берет начало еще в СССР с разработки двухместной модификации Су-27 для войск ПВО на основе учебно-боевого Су-27УБ. Тот, первый Су-30 мало отличался от оригинала – установкой системы дозаправки в воздухе и оборудованием второй кабины. С 1992 г. он должен был сменить в производстве на заводе в Иркутске обычные Су-27УБ, но, по понятным причинам, этого не случилось, и было выпущено только несколько машин.

 

В дальнейшем развитие Су-30 – целиком заслуга сотрудников «Сухого», Иркутского и Комсомольского авиазаводов. Тот самый «рынок», который уничтожил многое из советского наследия, в этом конкретном случае все решил лучшим образом – на основе ориентированной на воздушный бой машины удалось создать как раз то, что требовалось на мировом рынке: тяжелый многоцелевой истребитель, способный быть как мощной ударной машиной, так и эффективным воздушным бойцом.

 

Единственный аналог Су-30 в мире – американский F-15E «Страйк Игл» – тоже ударная версия изначально учебно-боевой модификации «чистого» истребителя. В чем-то лучше один, в чем-то другой, но прямой конкуренции обычно не получается: F-15E стоит дорого и предлагается только наиболее доверенным союзникам США, например, Израилю или Республике Корея.

 

Успех Су-30 связан с заключением крупных контрактов с Индией и Китаем, во многом благодаря усилиям авиазаводов, соответственно Иркутского и Комсомольского.

 

Иркутская версия была сложнее и дороже, оснащалась передним горизонтальным оперением и двигателями с управляемым вектором тяги для улучшения маневренности; Комсомольская – проще, дешевле и интересовала китайских военных в первую очередь в качестве ударной машины. Отличия Комсомольских Су-30МКК/МК2 в основном заключались в оборудовании и комплексе вооружения, и позволили Китаю быстро, всего за несколько лет, получить сотню мощных ударных машин.

 

Индия приобрела в общей сложности 272 Су-30МКИ с организацией лицензионного производства; поставки комплектов идут до сих пор. Кроме того, в Индии первоначально закупили для старта обучения летного и технического состава 18 Су-30К, которые были практически аналогами первых постсоветских Су-30. После начала стабильных поставок Су-30МКИ они были по условиям контракта возвращены, но не в Россию, а в… Беларусь, на 558-й Авиационный ремонтный завод в Барановичах. Российская сторона предпочла избежать двойного налогообложения и провести капитальный ремонт и предпродажную модернизацию у белорусских партнеров. Нашелся и покупатель – Ангола сначала подписала контракт на дюжину машин, а сейчас ведутся переговоры о продаже шести оставшихся. В Африке Су-30 уже эксплуатируются – в Алжире и Уганде. А кроме них «тридцатые» закупили Венесуэла, Вьетнам, Индонезия, Малайзия. Борьба за экспортные контракты в дальнем зарубежье продолжается.

 

Евразийский истребитель

 

С началом массового перевооружения ВВС России обратили внимание на Су-30 и на родине. Сложилась чрезвычайно удачная ситуация – в наличии были отработанные в серии, лишенные «детских болезней» машины, чья разработка была проведена фактически за иностранный счет. Комсомольские истребители были закуплены под индексом Су-30М2 в количестве 20 единиц в качестве учебно-боевой машины для замены Су-27УБ в ряде частей –  «спарки» (учебно-боевые самолеты) обычно расходуют ресурс быстрее линейных машин, да и модернизации с продлением ресурса по типу Су-27СМ они не подвергались.

 

Иркутским истребителям, как более продвинутым, была уготована роль основных многоцелевых истребителей Воздушно-космических сил России. Количество законтрактованных Су-30СМ (под таким индексом выпускается версия Су-30МКИ/МКМ для России) перевалило за сотню, стоит ожидать и дополнительных контрактов. «Сухие» этой модели служат от Дальнего Востока до Крыма как в сухопутной авиации, так и в морской, в которой заменяют ударные машины и истребители берегового базирования.

 

Неудивительно, что Су-30 заинтересовались и союзники России на постсоветском пространстве, которые сохраняют собственную боевую авиацию (таких, прямо скажем, немного – сейчас это вещь недешевая).

 

В первую очередь речь идет о второй после России военной силе на постсоветском пространстве – Казахстане. Страна старается поддерживать свои вооруженные силы на современном уровне, включая ВВС. Имевшаяся на вооружении авиатехника модернизируется, причем не только в России, но и в Беларуси, как было, например, с Су-27. Однако продления ресурса имеющейся техники недостаточно, так как он рано или поздно будет исчерпан, да и получить авиатехнику с качественно новыми возможностями тоже хочется.

 

В 2014 г. Астана приняла решение закупить новые многоцелевые машины, подходящие для замены как истребителей Су-27, так и ударных МиГ-27 и остановилась, естественно, на Су-30СМ – за умеренные деньги покупатель получал большую дальность полета (актуально для крупного Казахстана), широкую номенклатуру вооружений и оборудования как российского, так и зарубежного производства. Интересно, что первые четыре машины (ввиду желания получить их как можно скорее) Министерство обороны РФ переуступило союзнику по ОДКБ из своего плана производства. Благо внутри Организации предусмотрены поставки вооружений по льготным, а зачастую и внутрироссийским ценам. Стоимость первых четырех машин составила, по открытым данным, около 5 млрд рублей ($84 млн по нынешнему курсу – прим. «ЕЭ»).

 

В 2015 г. было заказано еще семь истребителей за более чем 10 млрд рублей. Однако с самого начала Астана заявляла, что не ограничится дюжиной, и в ходе авиасалона МАКС-2017 директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев рассказал о намерении Казахстана заключить контракт на еще 12 машин.

 

В общей сложности Казахстан планирует закупить до 36 Су-30СМ для формирования трех эскадрилий. Вкупе с закупками других вооружений это укрепит его положение как ведущей военной силы в Центральной Азии.

 

Беларусь также давно испытывала необходимость в обновлении своего авиапарка. Машины советской сборки после десятилетий эксплуатации без должного ремонта массово приходили в негодность. Беларуси удалось сохранить небольшую часть доставшегося от раздела ВВС СССР парка, провести собственными силами капитальный ремонт и небольшую модернизацию. Так, удалось спасти примерно по две дюжины истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25. В 2012 г. пришлось списать ввиду высокой стоимости эксплуатации и необходимости затрат на капремонт исчерпывающие ресурс ударные Су-24 и истребители Су-27. Очевидно, что при выборе замены для МиГов белорусы ориентировались на российские машины, и опять же, по соотношению «цена-качество» был выбран Су-30СМ. Необычно то, что официальные представители Минска, в том числе и высокопоставленные военные, много лет заявляли об этом желании в СМИ – как белорусских, так и российских, в то время как, очевидно, велись переговоры о деталях сделки. Для оружейного бизнеса, который любит тишину, это крайне необычно: российские официальные представители практически не обсуждают неподписанные контракты, а подписанные – только при согласовании со второй стороной, и крайне скупо.

 

И наконец, в конце июня директор ФСВТС Д. Шугаев подтвердил подписание контракта, а на полях МАКСа сообщил о деталях: Беларусь получит 12 истребителей с поставками по четыре машины в 2018-2020 гг.

 

Примечательно, что за несколько дней до этого белорусская сторона сообщила о возможности переноса поставок на 2019-2020 гг. по причине «согласования технического облика».

 

Этого количества хватит для формирования первой эскадрильи на современных многоцелевых истребителях и замены наиболее старых МиГов. В обучении летного состава уже помогают современные учебные Як-130, производимые тем же Иркутским авиазаводом, полученные Беларусью в 2015-2016 гг. в количестве восьми штук по контрактам 2012 и 2015 гг.

 

По Су-30СМ также стоит ожидать повторных контрактов, так как после снятия с вооружения ввиду окончательного старения имеющихся самолетов ВВС Беларуси необходимо иметь не менее 24, а желательно – 36 машин.

 

Поставки стандартизированной, аналогичной собственной авиатехники ближайшим союзникам по ОДКБ стоит рассматривать как робкое формирование общесоюзных стандартов и хотя бы частичной унификации. Так, Казахстан планирует в ближайшей перспективе закупки тех же Як-130. Проявляется это и в других областях: Беларусь получает модернизированные танки Т-72Б3, аналогичные закупаемым для российской армии, в Казахстане же планируется довести их до этого стандарта совместно, силами российского и местного ВПК.

 

Хотя очевидно, что ко временам СССР или Варшавского договора возврата нет, и горами оружия Россия разбрасываться не собирается, способствование формированию относительно компактных и оснащенных современным вооружением армий в дружественных странах на ключевых направлениях – в ее интересах. 

+4
    2 039