Сегодня

443,37    474,49    61,24    4,83
Политика

Антисоветская гнусь

Сергей КожемякинГазета «Правда»
23 июня 2023
Коллаж: © Русские в КазахстанеНе клеятся дела в настоящем — кричи о «проклятом прошлом»! Этому нехитрому правилу следуют власти центральноазиатских республик. В Казахстане они переименовывают улицы и посёлки и рассказывают о «кровавых большевиках», а в Узбекистане реабилитируют «жертв тоталитаризма».

История — а точнее, её интерпретация в нужном заказчикам направлении — давно стала важным инструментом в руках правящих классов. Она подводит «научную», а в некоторых случаях даже «священную» базу под господство капитала, которое без этого прикрытия представляет собой смесь угнетения, воровства, лжи и грязи.

Прекрасной иллюстрацией является постсоветское пространство. Чтобы отвлечь население от падающего уровня жизни, растущего неравенства, всепроникающей коррупции, власти пускают ему в глаза историческую «пыль» из мифов и недомолвок. А ещё руководители республик всеми силами пытаются уничтожить целые пласты памяти. Для этого, в частности, проводятся переименования «идеологически устаревших» названий.

Одной из «мишеней» подобной активности стал Риддер — город в Восточно-Казахстанской области, до 2002 года носивший название Лениногорск. Переименование самого населённого пункта показалось недостаточным — теперь чиновники принялись за улицы. По предложению городской администрации в список «неугодных» включены сразу 12 из них — Большевистская, Пролетарская, Комсомольская, Энгельса, Свердлова, Клары Цеткин, Чапаева, Щорса и т.д. Выбор не случаен: от этих названий и имён нынешним властителям, стоящим по другую сторону баррикад, становится явно не по себе.

В очередь на «исправление» поставлен ещё один город с преимущественно русскоязычным населением — Кустанай. В начале июня там объявили о планах дать новые названия улицам Дзержинского, Урицкого, Железнодорожной, Уральской. Как утверждают власти, с соответствующими обращениями к ним обратились ветераны вооружённых сил, бывшие работники железной дороги и простые горожане. Впрочем, ссылка на «пожелания общественности» — стандартный трюк борцов с «колониальным прошлым». Представление о том, как он действует, дают недавние события в посёлке Актас Карагандинской области. По инициативе неких лиц там было предложено переименовать ряд улиц, в том числе Ленинградскую, 8 Марта и т.д. Однако на общественных слушаниях произошёл скандал. Жители возмутились, что на мероприятие явились совершенно чужие люди, обеспечившие при голосовании нужный результат. Но никаких последствий этот справедливый гнев не имел: вопрос объявлен решённым.

То, что общественные слушания являются лишь ширмой, подтвердила смена названия посёлка Ленинский в Павлодарской области. Из 10 тысяч жителей в собрании участвовали… 50 человек, проголосовавшие «как надо», то есть за переименование Ленинского в Атамекен («Родина»). «В последнее время на отчётных встречах жители настаивали на изменении названия, — утверждает глава администрации Маржан Алшимбаева. — Все организационные процедуры мы выдержали. Люди очень довольны новым названием».

Не отстают и крупнейшие города Казахстана. В Астане в ближайшее время планируется переименовать 60 улиц и 15 школ, правда, не уточняется, каких именно. А в акимате (мэрии) Алма-Аты с гордостью отчитались о смене названий 783 улиц за 12 лет. В дальнейшем, заверили чиновники, процесс продолжится.

Антисоветские инициативы сопровождает «нужный» пропагандистский фон. Поводом для очередных нападок на прошлое стал день памяти жертв политических репрессий и голода, отмечаемый в стране 31 мая. Президент Касым-Жомарт Токаев посетил центр по изучению материалов политических репрессий ХХ века в Алма-Ате. «Преступления тоталитаризма оставили глубокий след в самосознании нашего народа, — заявил он. — Важно продолжить изучение этих мрачных страниц истории, восстанавливая справедливость в отношении всех невинно пострадавших. Долг каждого из нас — усвоить страшные уроки прошлого».

СМИ республики подготовили к этому дню соответствующие материалы. Государственный телеканал «Хабар» показал сюжет под названием «Как Сталин уничтожал женщин и детей». Как уверяют зрителей журналисты, террор не щадил никого, а людей убивали и бросали в тюрьмы «без улик и свидетелей». «Тогда все люди жили под очень большой угрозой. Каждый день мог оказаться последним, особенно для выдающихся людей… Это была система, которая уничтожала людей либо физически, либо духовно… Репрессии родились не в 1937—1938 годах. Они начались с момента прихода большевиков к власти. Первые концлагеря появились не в Германии, а при Советской власти», — заявляли в интервью местные «историки».

А телеканал «Алматы» привёл слова директора научно-исследовательского института «Алаш» Султан Хана Аккулы. Тот принялся бессовестно манипулировать демографическими данными, утверждая, что численность киргизов за последние 125 лет выросла в 24 раза, а казахов — только в 3,3 раза. Причина, разумеется, в «большевистских репрессиях и голодоморе». Дело тут не только в использовании терминологии современных украинских пропагандистов, но и в откровенной лжи. Вопреки утверждениям Аккулы, казахов в конце XIX века было не 4,5 миллиона, а 3,5 миллиона, что установила перепись 1897 года. Согласно той же переписи, киргизов насчитывалось почти полмиллиона, а не 200 тысяч, как заявляет тот же деятель. Другими словами, разница в росте населения является далеко не такой уж «чудовищной».

На подобной хлипкой основе между тем строится вся аргументация псевдопатриотов. И Казахстан не исключение. Несколько лет назад президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, обвинив Советскую власть в уничтожении «цвета нации», поручил изучить судьбы всех репрессированных и завершить процесс реабилитации. После этого Верховный суд принялся оправдывать осуждённых «оптом». Среди «невинно пострадавших» оказались и главари басмаческого движения, у которых руки были по локоть в крови. Недавно та же инстанция реабилитировала ещё 208 человек. Их список, по словам чиновников, размещён на интернет-сайте Верховного суда, однако страница не открывается уже много дней.

Ни к истине, ни к справедливости эти шаги не имеют никакого отношения. Единственный мотив постсоветских властей — укрепить свою власть, заставив население видеть зло не в настоящем, а в прошлом.
+1
    6 191