Казахстан столкнулся с самыми масштабными паводками за 80 лет. Большая вода пришла в десять регионов страны: затопило улицы, дома, разрушены мосты, погибли люди и животные. Чрезвычайная ситуация обнажила проблемы водного хозяйства, в том числе дефицит специалистов. Водников в стране становится все меньше, специальность менее востребована среди молодежи. О причинах нехватки водников и решении проблемы – в материале Асель Ибадуллаевой.
Кадровый голод в Казахстане охватил и водную отрасль. Количество ежегодно выпускаемых специалистов с высшим образованием для нужд водного хозяйства составляет всего 200 человек, со среднетехническим – 100. Из них трудоустраиваются по профессии лишь 22% выпускников.
К слову, в стране десять вузов готовят кадры в водной отрасли. Большинство обучаются по специальностям “Водное хозяйство” и “Водные ресурсы”. Инженеры выпускаются лишь в Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати.
При этом выпускаемые кадры водного хозяйства по уровню подготовленности намного ниже, чем специалисты 90-х годов, свидетельствуют данные Концепции развития системы управления водными ресурсами РК. С таким утверждением согласен и кандидат географических наук, директор Агробиологического научно-исследовательского центра Международного Таразского инновационного института Марат Молдахметов.
Наша профессия стареет. Молодежь не идет работать инженерами, гидротехнологами, водниками. У нас были квалифицированные кадры, но они состарились, уволились. Понимаете, в отрасли нет преемственности. После развала Союза, все ушли на рынок. Практически не было учителей, которые могли бы обучить молодежь. Когда мы принимали студентов, те были слабо подготовлены, именно по математическим наукам. Все это привело к тому, что специальность стала непопулярной среди казахстанцев, – говорит он.
Большая текучесть кадров – еще одна из острых проблем этой отрасли. Мизерная зарплата, отсутствие финансирования научных проектов привели к массовому уходу молодых специалистов-водников. К примеру, месячный оклад начинающего специалиста чуть больше минимальной зарплаты в Казахстане. К тому же у гидрологов нет “плюшек” как у бюджетников. Поэтому они вынуждены подрабатывать в нескольких местах одновременно, чтобы прокормить семью.
Есть большая текучесть кадров в связи с низким финансированием. Зарплата даже у опытных специалистов очень маленькая. Поэтому молодые специалисты полгода-год походят, потом уходят с работы. Есть еще одна проблема. Когда я преподавал в КазНУ, сократили часы предметов. Некоторые предметы упростили. К примеру, раньше занятия по гидрологическим расчетам проходили два семестра, сейчас их сократили. Курсовые работы сдаются без инженерных расчетов, без практической части. Производственную практику тоже сократили, – негодует Молдахметов.
Многие из вузов, выпускающих гидрологов, не имеют соответствующего преподавательского состава и лабораторной базы, что напрямую влияет на качество подготовки выпускников. В большинстве обучают по одной специальности – "водные ресурсы и водопользование", которая относится к широкому профилю и не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам водной сферы в современных условиях.
Молодые учителя не имеют практического опыта на местах. Чему будут они учить будущих специалистов? Нет узких специальностей, таких как гидрогеолог, инженер-строитель, специалист по водоотведению, водоснабжению и другим направлениям. Плохо обстоит ситуация и с повышением квалификации молодых специалистов, – добавил эксперт.
Специалисты уверены, с увеличением образовательных грантов ничего не изменится. Куда выпускники пойдут трудоустраиваться? Необходимо финансировать научные проекты, повышать квалификацию учителей и изменить программу обучения, считает Молдахметов.
Если специалисты поднимут квалификацию, зарплата будет соответственно выше. Необходимо создать условия, чтобы молодежь могла не только в одном месте зарабатывать, а участвовать в грантовых проектах. Надо увеличить штат в научных институтах, поднять зарплаты, – говорит эксперт.
На проблему с дефицитом специалистов обратил внимание и президент Касым-Жомарт Токаев. По его словам, в трудные 90-е годы из науки ушло 40 тысяч ученых и сегодня мы вынуждены пожинать последствия этого.
По оценочным прогнозам, к 2029 году потребность в высококвалифицированных работниках увеличится до 800 человек, при этом для их обучения потребуется до 350 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 170 с ученой степенью.
После критики президента в профильном министерстве планируют разработать инновационные дисциплины и увеличить качество образовательных грантов. Помимо этого, обещают модернизировать инфраструктуру лабораторий институтов водного хозяйства, увеличить штат и пересмотреть материально-техническое оснащение бассейновых инспекций.