Сегодня

443,44    480,51    61,36    4,88
Культура

Ужасное далёко. Почему этот фильм смотреть не обязательно

Александр КондрашовЛитературная газета
10 мая 2024

Похоже, продюсеры решили, что если нет своих идей, то спасение в ремейках культовых советских «Чебурашек», обречённых на успех. Потому что, как бы ни «усовершенствовали» сюжеты совковых лент, как бы ни уродовали идеи их создателей, ностальгия заставит бывших пионеров взять в кино своих детей и внуков, потому что «советское – значит отличное».


Но что получается, когда, например, научно-фантастическую сказку «Гостья из будущего» про шестиклассников 1984 года помещают в 2024-й, советских пионеров превращают в половозрелых учеников выпускного класса, а неприглядного, но отважно любопытного шибздика Колю Герасимова – в импозантного красавчика, похожего на американскую кинозвезду Тимоти Шаламе (Марк Эйдельштейн)? Пионерскую взаимовыручку наивных героев Кира Булычёва сменяет конкуренция двух претендентов на сердце сексуальной красотки Алтухиной (Софа Цибирева), которая умело манипулирует своими ухажёрами, и они дерутся за неё в кровь: Коля, спасаясь бегством, случайно по¬падает в будущее.


А во что превратились люди светлого будущего? Милого робота Вертера заменил блуждающий по воздуху шар, исчезли путешествующие по древним временам герои Бориса Щербакова и Елены Цыплаковой, папашу Алисы (Константин Хабенский) почти сразу после появления убивают, а его жена (Виктория Исакова), непонятно почему застрявшая в 2024-м, преподаёт там физику.


В «прекрасном далёко» – жуткие космические пираты, которых играют самые известные из наших молодых звёзд – Александр Петров и Юрий Борисов. Это не смешные злодеи Кононова и Невинного, которые говорят, что «любят мучить», но никого не мучают, а реальные садисты, похожие на самых мерзких героев Марвела.


Фильм длится два часа двадцать минут (!) и наполовину состоит из сцен жестокого мордобоя, в которых пираты избивают героически защищающихся женщин из будущего и примкнувшего к ним Колю. Единственная радость – это актриса Дарья Верещагина в роли Алисы. Нездешней чистоты, непосредственности, с распахнутыми глазами, как будто старшая сестра той Алисы. Только она не из прекрасного далёка, а из какого-то очень жестокого, где водятся такие монстры, как Глот и Весельчак У.


Петров и Борисов, вошедшие в кинематограф народными героями (вспомним хотя бы «Лёд» и «Калашникова»), в новой сказке реальные злыдни. Глот вообще какой-то дьявол, он вселяется в положительных героев и понуждает их к убийству близких.


Продюсер «Ста лет...» Фёдор Бондарчук, видимо, продолжает здесь тему «Притяжения», где тот же Петров сыграл хорошего парня, который после того, как пришелец отбил у него невесту, превратился в фашиста, вопящего: «Это наша Земля!» Пришельца сыграл, кстати, похожий на Марка Эйдельштейна Риналь Мухаметов. «Притяжение» очень понравилось Антону Долину*, который писал, что в образе пришельца удалось совместить «всё, что вызывает ненависть широких масс. Во-первых, инопланетянин – интеллигент, никогда не повышающий голоса, безупречно рыцарственный и самоотверженный. Во-вторых, мигрант с явно «неславянской» внешностью». Мораль «Притяжения» крайне проста: если какой-то мигрант приедет в Чертаново и будет отнимать у тебя девушку, не смей возражать, в противном случае ты фашист. Такую европейскую идеологию у нас неустанно внедрял Александр Роднянский*, много работавший с Бондарчуком.


А какая идеология у «Ста лет...», что останется в голове после просмотра фильма у подростка (он ведь рассчитан на аудиторию 6+)? А вот что: один хороший дядя, которого юный зритель видел с родителями в фильме «Лёд», оказывается очень плохим, он бьёт хорошую тётю и её хорошую дочку, а другой хороший дядя, который изобрёл автомат Калашникова, тоже на самом деле очень плохой, заставляет хорошую дочку задушить хорошего парня (Эйдельштейна).


Зачем на роли злодеев пригласили «народных героев», разве нельзя было найти кого-то более подходящего из характерных артистов, заточенного именно на такие роли? Говорят, на Весельчака У планировался Сергей Бурунов... Да почему обязательно Бурунов, можно было пригласить какую-нибудь звезду «неславянской внешности» из тех, что нравятся Антону Долину*. Рутгер Хауэр, жаль, умер, но живы Хавьер Бардем, Кристоф Вальц, да мало ли злодеев в странах НАТО? Ведь нашли же на роль булгаковского Воланда Аугуста Диля...


Получилось нечто сбивающее с толку, нудное, даже вредное, на что ходить всей семьёй совсем не обязательно. И главный вопрос: зачем именно сейчас такие фильмы?

-1
    36