Сегодня

441,44    473,09    60,96    4,75
Экономика

«Деньги должны работать»: кому и как помогает Россия в рамках ЕАЭС

Кирилл СоковРитм Евразии
17 июля 2015

Коллаж: Русские в Казахстане

Принятие Киргизии и Армении в ЕАЭС не обошлось без существенной помощи со стороны России в виде льготных кредитов, инвестиций, поставок необходимого для оснащения пропускных таможенных пунктов и лабораторий оборудования и т.п.

Наиболее масштабной оказалась российская помощь Киргизии, которая на протяжении последних десяти лет успела пережить два государственных переворота и крупные межэтнические столкновения, испытывая в связи с этим острые финансовые проблемы. Программа помощи со стороны РФ, ставшая неформальным условием вывода авиабазы США из аэропорта Манас, предусматривала такие мероприятия, как создание совместного Российско-Киргизского фонда развития с капиталом 1 млрд. долл., выделение 200 млн. долл. на оснащение пограничных пунктов пропуска, строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, а также выкуп «Газпромом» всей газотранспортной системы республики, которая в условиях напряженных отношений с соседним Узбекистаном испытывала хронические проблемы с поставками газа. Кроме того, Россия реализовала в Киргизии ряд менее масштабных программ, которые тем не менее помогли республике разрешить ряд старых социальных проблем.

Соглашение о создании Российско-Киргизского фонда развития было подписано 24 ноября 2014 года и ратифицировано Госдумой России 22 мая 2015 г. Фонд создан для модернизации киргизской экономики, которой в условиях интеграции в структуры ЕАЭС требуются инвестиции. Уставный капитал фонда в размере 500 млн. долл. на протяжении 2014-2016 гг. должен формироваться за счет средств российского бюджета. Первый взнос в размере 100 млн. долл. был перечислен еще в декабре 2014 г. В нынешнем году должно быть перечислено 250 млн. долл., а в 2016 г. – еще 150 млн. Кроме того, Россия обязалась привлечь в фонд заемные средства в размере не менее 500 млн. Средства фонда предназначены для адаптации киргизской экономики к условиям ЕАЭС и должны быть потрачены на финансирование инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, швейной, текстильной, металлургической, горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, транспорта, торговли и жилищного строительства.

Негативный опыт предоставления Киргизии кредитов в период президентства К. Бакиева (2005-2010 гг.), часть которых была попросту разворована, заставил Москву отказаться от такой практики в пользу создания инвестиционного фонда, финансирующего конкретные проекты в реальном секторе экономики. Фонд имеет жестко установленные критерии работы: он финансирует проекты на сумму не менее 3 млн. долл., которые должны быть соответствующим образом обоснованы. Принципы работы фонда развития уже стали поводом для недовольства со стороны заместителя председателя Комитета парламента Киргизии по экономической и фискальной политике Улукбека Кочкорова, заявившего, что «первый транш в $100 млн. поступил давно. Однако деньги просто лежат на счету, не работают. Если их и дальше будут просто держать в банке, сомневаюсь, что они вообще будут использованы».

В ответ председатель правления фонда Нурсулу Ахметова 7 июля на пресс-конференции в Бишкеке отметила крайне низкое качество поступивших заявок, в связи с чем на сегодняшний день возникли большие проблемы с объектами финансирования. «…Когда мы говорим, что поступило более 40 предложений, даже не заявок, мы как раз отмечаем тот факт, что они не соответствуют в полной мере критериям. На 7 июля есть 50 заявок, из них соответствуют требованиям около 10 заявок. Все остальные фактически не соответствуют. Половина из этих заявок вообще как пожелания. Нет обоснований, сведений о себе».

Тем не менее уже в сентябре фонд планирует профинансировать два больших проекта. «Эти проекты дадут достаточно много рабочих мест. У них хороший мультипликативный эффект. Производство ориентировано на экспорт, – заявила Н. Ахметова. – Это именно то, что сейчас нужно экономике Киргизии. С другой стороны, назвать их проектами тоже сложно. Их еще нужно дорабатывать и доводить до того состояния, когда можно будет заявку одобрить и профинансировать».

Опасения насчет кредитования малого и среднего бизнеса, которому, как правило, трудно представить проекты стоимостью 3 млн. долл. и более, развеял министр экономики Киргизии Олег Панкратов. По его словам, такие предприятия будут кредитоваться фондом развития через коммерческие банки, причем первые проекты должны быть профинансированы уже в августе этого года.

Российские инвестиции поступают в Киргизию и по другим каналам. С 2013 г. РФ финансирует строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, который позволит республике дополнительно вырабатывать 6 млрд. КВт/ч электроэнергии, решив проблему ее нехватки в зимний период, а также создаст возможности для её экспорта в целях социально-экономического развития Нарынской, Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. «Газпром», выкупивший в прошлом году у местного монополиста «Кыргызгаз» вместе со всеми его долгами, намерен в этом году инвестировать в газификацию республики более 70 млн. долл.

Есть и менее масштабные, но не менее значимые для населения примеры помощи со стороны РФ. Как сообщил 23 июня посол РФ в Бишкеке Андрей Крутько, за последние три года Россия выделила Киргизии 13 млн. долл. на модернизацию системы школьного питания, профинансировав ремонт действующих и постройку новых школьных столовых, оснащение их современным оборудованием, а также поставки в учебные заведения обогащенной муки и масла.

Помощь Армении со стороны РФ выглядит пока гораздо скромнее. Так, в начале июля министры финансов Гагик Хачатрян и Антон Силуанов подписали соглашение «О безвозмездной помощи Армении со стороны России», в соответствии с которым республике будет выделено 14,1 млн. долл. для проведения мероприятий по присоединению к ЕАЭС. По сравнению с 200 млн., выделенными Киргизии только на оснащение пограничных пунктов пропуска и лабораторий по сертификации продукции, сумма эта выглядит незначительной. Правда, Армения получает льготные российские кредиты. В конце июня, например, было подписано соглашение по предоставлению республике кредита в размере 200 млн. долл. на 13 лет под 3% годовых для закупки армянскими силовиками новейших российских вооружений.

Стоит отметить, что оказание финансовой и другой материальной помощи странам, в которых у предоставляющего ее государства существуют геополитические интересы, вовсе не является чем-то необычным. Такую помощь странам Центральной (Средней) Азии регулярно оказывают, например, США и Евросоюз. Так, в бюджете США на 2014 г. было заложено на оказание безвозмездной помощи странам Центральной Азии 113,5 млн. долл. Почти половина из них (50,6 млн.) предназначалась Киргизии, где на тот момент еще находилась американская авиабаза, которая и предопределяла высокий интерес США к сотрудничеству с официальным Бишкеком. Грузия, которая давно находится под фактическим протекторатом США, должна была в прошлом году получить от них еще больше – 60,8 млн. долл.

В случае с интеграцией в состав ЕАЭС Киргизии и Армении, не располагающих большими финансовыми возможностями, оказание им помощи со стороны России и в меньшей степени других участников союза было неизбежным. Ряд экспертов считает эту помощь своего рода «платой за интеграцию», так как без ее оказания вхождение «малых» стран СНГ в ЕАЭС было бы крайне затруднено, а то и попросту невозможным.

Сама по себе адаптация к нормам и правилам Евразийского союза, требующая, в частности, оснащения пограничных пунктов пропуска, а также лабораторий, занимающихся сертификацией продовольственной продукции, специальным оборудованием – дело довольно затратное. Без помощи со стороны Москвы процесс интеграции Киргизии и Армении в общесоюзные структуры грозил затянуться на неопределенное время. В ситуации острого конфликта с Западом, готового использовать любую ошибку РФ, промедление могло дискредитировать саму идею евразийской интеграции в глазах населения этих стран, надолго лишив ЕАЭС перспектив дальнейшего расширения.