Сегодня

495,2    522,34    68,34    4,94
Экономика

Казахстан – «Новый», а беда с паводками – застарелая

Сергей СмирновРитм Евразии
27 апреля 2024

Коллаж: © Русские в КазахстанеПрактически каждую весну свыше сотни тысяч жителей Казахстана становятся жертвами последствий паводков. Не стал исключением и нынешний год. Со второй половины марта в республике начались самые крупные за последние 80 лет весенние паводки, приведшие к затоплению территорий 10 из 17 регионов страны. Особенно сильно пострадали Актюбинская, Акмолинская, Атырауская, Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская и Павлодарская области. Всего с начала паводка с затопленных территорий были эвакуированы более 119 тысяч человек.


Сегодня в борьбе с паводками задействовано свыше 33 тысяч человек и 5 тысяч единиц техники. Это сотрудники министерства обороны, национальной гвардии, МЧС, местные исполнительные органы, волонтеры, частные компании. Предварительный ущерб оценивается более чем в 200 млрд тенге, но окончательная цифра будет в разы больше.


Об угрозе масштабных паводков гидрометеорологическая служба «Казгидромет» предупреждала еще в декабре прошлого года. Безусловно, долгосрочные прогнозы не имеют четких параметров, но власти должны были предпринять все, чтобы минимизировать угрозы. В первую очередь, подсчитав объем надвигающейся воды, предпринять мероприятия по водоотведению и берегоукреплению в опасных районах. Пожалуй, только одним чиновникам не ясно, что готовить защитные системы надо заранее, а не тогда, когда территорию уже затопило и плотины едва держатся.


При этом противопаводковая подготовка ежегодно официально декларируется как важнейший аспект работы акиматов и профильных министерств. На строительство, ремонт и содержание гидротехнических сооружений регулярно выделяются миллиарды тенге. В частности, только за 2022–2023 годы на работы по ремонту сооружений береговых дамб и шлюзов Казахстан потратил 97,3 млрд тенге!


В конце первой декады января на заседании правительства была рассмотрена готовность регионов республики к предстоящему паводковому периоду. С бодрыми докладами об исполнении противопаводковых мероприятий выступили министры по чрезвычайным ситуациям, водных ресурсов и ирригации, акимы областей. В марте «Казгидромет» представил уточненный прогноз по паводкам, в котором указал на высокий уровень риска затоплений в 11 областях. А это значит, что и правительство, и акимы были предупреждены заранее. Однако текущая ситуация говорит о крайне ненадлежащей подготовке к паводкам. В частности, паводковыми водами был разрушен ряд дамб и плотин.

 

Основная причина все та же, что и в предыдущие годы: неисполнение регулярно утверждаемой на республиканском и местном уровнях дорожной карты противопаводковых мероприятий. Иногда не выделяют денег, например, на ремонт дамб и плотин (которые нередко снимали с баланса как ненужные). Иногда исключают отдельные статьи затрат или затягивают реализацию проектов, и это при том, что износ большинства водохозяйственных объектов превышает 60%!


В итоге получаем, что произошедшие от большой воды разрушения – результат коррупции, разворовывания денег, выделенных на строительство и ремонт дамб, каналов, водохранилищ, последствия уничтожения гидрогеологической науки и «реформирования» водохозяйственной структуры страны.


В текущем году на противопаводковые мероприятия из государственного бюджета было выделено более 7 млрд тенге (14,6 млн евро). В настоящее время Генеральной прокуратурой «изучается целевое расходование бюджетных средств, своевременность и полнота планов по предотвращению паводков».


После ухода воды у правоохранительных органов будет много работы в установлении причин затопления конкретных населенных пунктов, разрушения дорог, мостов, гидротехнических и других объектов, а также в изучении правильности целевого расходования бюджетных средств, полноты исполнения планов по предотвращению паводков.


Чрезвычайная ситуация вновь обнажила проблемы водного хозяйства, в частности дефицит специалистов. Количество ежегодно выпускаемых специалистов с высшим образованием для нужд водного хозяйства составляет всего 200 человек, со среднетехническим – 100! При этом трудоустраиваются по профессии лишь 22% выпускников, а, как свидетельствуют данные Концепции развития системы управления водными ресурсами РК, уровень их подготовки намного ниже, чем у специалистов 80–90-х годов. Многие из вузов, выпускающих гидрологов, не имеют соответствующего преподавательского состава и лабораторной базы, что негативно влияет на качество подготовки.


Государство не только не в состоянии обеспечить специалистов работой, но и, как выясняется, неспособно заранее обезопасить людей от чрезвычайных ситуаций, а в случае ЧС уповает на помощь бизнеса и граждан. Поэтому в очередном своём выступлении глава государства призвал «всех представителей отечественного бизнеса в этот ответственный момент не оставаться в стороне и протянуть руку помощи людям».


Общая сумма полученной помощи составила более 30 млрд тенге, в разы превысив выделенную из бюджета для МЧС на борьбу со стихией. Все эти деньги должны быть направлены на ремонт дорог, обеспечение работы спасательных вертолетов, закупку генераторов, насосов, надувных лодок и медикаментов, строительство и реконструкцию разрушенных домов.


Крупные паводки, прошедшие в 1994, 2005, 2014, 2017 годах, обнажили массу системных проблем, обусловленных тем, что в Казахстане после обретения независимости было заброшено проведение мелиоративных и ирригационных работ. Однако надлежащих выводов не сделано. И ответственность у чиновников крайне низкая.


За халатность и непрофессионализм они, как правило, получают лишь выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии. В редких случаях – незначительные сроки лишения свободы. Так, в результате прорыва плотины водохранилища в селе Кызылагаш Жетысуской области в 2010 году погибло 45 человек, разрушен 631 дом. Однако получивший в 2011 году 5 лет лишения свободы экс-аким уже в 2012 году попал под амнистию и был освобожден.


Лишь теперь заговорили о необходимости возведения вокруг паводкоопасных населенных пунктов защитных дамб, использующих естественный уклон сбросных каналов с прудами и водохранилищами, о слабом проведении мероприятий по снегозадержанию, необходимости возврата в госсобственность частных водохранилищ, создании контрольно-надзорного органа при МЧС, запрете на застройку в поймах и на водоохранных территориях любых рек.


Текущий кризис показал, что власти не ведут по этому вопросу никакого диалога с народом, в стране фактически нет структур, которые непосредственно отвечают за деятельность по противодействию ежегодным весенним паводкам. Несмотря на то что президент К.-Ж. Токаев уже неоднократно говорил о необходимости модернизации действующей модели государственного управления, «Новый Казахстан», позиционирующий себя как «слышащее государство», по-прежнему даже в реагировании на форс-мажорные обстоятельства остался прежним. Один лишь факт: 26 марта жители села Коянды Акмолинской области перекрыли трассу, тем самым высказав возмущение качеством противопаводковых работ местной власти, допустившей затопление улиц. На следующий день шестерых участников протеста привлекли к административной ответственности за «несанкционированный митинг». Так сказать, отреагировали…


Огромная площадь затопленных территорий свидетельствует о низкой эффективности действий властей. В результате бюджеты областей и районов вынуждены выделять средства на восстановление инфраструктуры вместо развития регионов. Главная ошибка правительства и местных органов в том, что они занимаются последствиями, тогда как масштабы катастроф определяется их причинами.


Подготовка к следующим паводкам должна состоять, как представляется, из большого и системного комплекса мер, охватывающих всё – от подготовки кадров, пересмотра СНиПов (с запретом строительства в поймах рек) и программ развития населенных пунктов до разработки систем раннего прогнозирования для гидрологии каждого бассейна с оценкой всех гидротехнических сооружений (инфраструктура из года в год латается, но не ремонтируется капитально) и необходимым материально-техническим оснащением «Казгидромета», служб МЧС и т. д. Если из нынешней паводковой ситуации не будут извлечены все уроки, бег по паводковым «граблям» будет продолжаться со все более тяжелыми последствиями.

+1
    27