Сегодня

478,93    534,96    67,8    5,16
История

Последней пристани Н.М. Пржевальского – 155 лет

Леонид СумароковРитм Евразии
22 июля 2024

Несколько памятных дат, связанных с именем Николая Михайловича Пржевальского, отмечается в Киргизии в нынешнем году. Самому великому русскому путешественнику в апреле общественность отметила 185-летие. Город, в котором он почил, в эти дни отмечает свое 155-летие. Получив при своем рождении имя Каракол, город через двадцать лет был наречен Пржевальском, а спустя еще пять лет на берегу озера Иссык-Куль пржевальцы открыли памятник открывателю Центральной Азии.


У человека, заложившего город, Александра Васильевича Каульбарса, тоже юбилей – русскому военному деятелю и ученому-географу исполнилось 180 лет со дня рождения.


Здесь будет город заложен


В феврале 1889 года командующий войсками Омского военного округа генерал от инфантерии Г.А. Колпаковский, принимая во внимание желание многих лиц, высоко ценящих заслуги Н.М. Пржевальского, ходатайствовал о наименовании города Каракола именем Пржевальского для увековечения его памяти в Средней Азии.


 Герасим Алексеевич писал: «Имя города Каракола тесно связано с памятью о знаменитом путешественнике... по возвращении (его) из четвертого путешествия город Каракол был первым населенным пунктом, где генерал Пржевальский вступил на родную землю, встретил радушный прием и в продолжение некоторого времени готовился к отъезду в С.-Петербург и к отправлению туда же богатых коллекций. Наконец, Каракол избран был исходным пунктом для новой экспедиции в Тибет, которой не суждено было осуществиться по случаю преждевременной кончины начальника экспедиции, последовавшей все в том же году».


Как писал в ходатайстве Колпаковский, город Каракол «не имеет своей истории», он возник на местности пустынной, «которая изредка покрывалась юртами кочующих кара-киргизов, пригоняющих сюда, для пастьбы, свои стада. Назван же Каракол по имени горной речки, берущей начало из южного Алатау и впадающей в озеро Иссык-Куль, вблизи которого и погребен генерал-майор Пржевальский».


Военный министр генерал-адъютант П.С. Ванновский «признал возможным повергнуть на высочайшее благоусмотрение ходатайство генерала Колпаковского». 11 марта 1889 года царским указом город Каракол Семиреченской области был переименован в город Пржевальск.


Откликаясь на событие, барон А.В. Каульбарс написал: «Город Каракол предназначен по своему положению внести светоч Русской культуры в дебри Тянь-Шаня, а потому он будет всегда гордиться носить имя одного из самых выдающихся пионеров нашего движения в Азию, всемирно известного путешественника и исследователя, незабвенного Н.М. Пржевальского, этого русского богатыря, провозвестника Русской силы, Русского влияния и Русской цивилизации в центре Азии».


Центральная Азия и город Каракол для Каульбарса и Пржевальского были связующей нитью. Двадцатью годами раньше описываемых событий, 31 мая 1869 года, из Верного в Прииссыккулье отправилась военно-научная экспедиция штабс-капитана Александра Каульбарса.


Накануне помощник начальника Туркестанского округа генерал-майор Петрушевский поставил перед руководителем экспедиции задачу: провести рекогносцировку «заиссыккульского Тянь-Шаня с целью съемки этой неизвестной еще на большей части своего протяжения горной страны и для выяснений стратегических данных по отношению к китайским владениям, расстилающимся к югу от этой местности».

Основатель Каракола генерал от кавалерии А.В. Каульбарс


Для пользы Отечества предлагалось раскрыть тайну гигантского высокогорного треугольника, ограниченного хребтами Ферганским, Терскей-АлаТоо и Кокшал-Тоо, приблизиться к Меридиальному хребту с высочайшей и недоступной вершиной Хан-Тенгри, определить высоты пунктов маршрута, произвести съемку путей сообщения с Кашгаром и Кульджой, дать географическое описание пройденных местностей.


Не менее важной задачей, поставленной перед выпускником Академии Генерального штаба Каульбарсом, являлось основание города в Иссык-Кульской котловине.


Ему предписывалось:


«а) после тщательной рекогносцировки и собрания всех необходимых сведений избрать удобное место для перенесения на него ныне существующих на р. Аксу города и укрепления, расположение коих признается не удобным как по отношению торговли с притяньшаньскими и затяньшаньскими странами, так равно и в чисто военном отношении;


б) произвести на избранной для нового города местности подробную съемку;


в) начертать на план и разбить на местности: улицы и площади будущего города;


г) избрать место для постройки оборонительной казармы для отряда силою в две роты и два орудия, с таким расчетом, чтобы новый город находился в сфере ее обороны;


д) приступить к возведению названной казармы и обеспечить окончание постройки к осени того же года;


е) избрать лучшее направление для устройства колесного пути из Токмака в Кашгар».


9 июня 1869 года экспедиция благополучно прибыла в Аксуйское укрепление, которое с 1864 года являлось местом дислокации Иссык-Кульского уездного начальника. В результате полученных сведений и рекомендаций было принято решение расположить новый город на берегах среднего течения реки Каракол, «прекрасные и обильные воды которой, питаемые вечными снегами Тянь-Шаня, могли на многие годы обеспечить потребность и рост городского населения». Так писал Каульбарс, расположившись вместе с экспедицией вблизи выбранного для города места.


Топографы немедленно приступили к съемке местности. Одна группа нанятых рабочих начала производить земляные работы и возводить здания, другая занялась прокладкой колейной дороги к лесу, где полным ходом шла заготовка леса. Появилась кузница. Дело спорилось с самого начала, поэтому руководителю экспедиции будущее его детища представлялось радужным.


«Рисовалась в нашем воображении, – писал Каульбарс, – картина прибрежного города с пристанями, пароходами, прекрасными купальнями, обслуживающими чудный по климатическим условиям курорт».


К 1 июля 1869 года были разбиты улицы, площадь и гостиный двор будущего города, заложены нижние венцы оборонительной казармы, что обеспечило их дальнейшую постройку. Организовав работу и передав руководство дальнейшим строительством Иссык-Кульскому уездному начальнику Андрею Петровичу Чайковскому, Каульбарс отправился в запланированное путешествие к границе с Восточным Туркестаном, затем к укреплению Нарын, по внутренним районам Тянь-Шаня к границам с Кокандским ханством, далее к Таласской долине. Результаты путешествия Каульбарс изложил в монографии «Материалы по географии Тянь-Шаня». Карта внутренних районов Тянь-Шаня, подготовленная членами экспедиции, была представлена на политехнической выставке в Москве в 1872 году.


В октябре 1870 года Каульбарс был приглашен в Каракол на вечер, состоявшийся в доме, построенном на восточной окраине церковной площади. В гостином дворе уже бойко шла торговля, в разных местах города стояло несколько домов, почти полностью была застроена улица, вытянувшаяся в сторону Иссык-Куля. По этой улице в последний путь проводят через восемнадцать лет великого Пржевальского.


Благословение от первопроходца


Вице-президент Императорского Русского географического общества П.П. Семенов в речи, произнесенной на чрезвычайном собрании организации 9 ноября 1888 года по случаю смерти Пржевальского, сказал: «Не бредом больного воображения было последнее выраженное дорогим нам усопшим желание быть похороненным на берегах Иссык-Куля. Идея, связанная с этим желанием, не только глубокая, но и вполне соответствующая русскому народному складу ума Николая Михайловича. В русском народном творчестве сказочный русский богатырь желает быть похороненным на перепутье, как бы указывая своею могилою на дальнейшие пути тем русским богатырям, которые пойдут вслед за ним».


Антон Павлович Чехов в свою очередь отметил: «Понятны весь ужас его смерти вдали от родины и его предсмертное желание – продолжить свое дело после смерти, оживлять своею могилою пустыню…»


Слова оказались пророческими. Весной 1889 года Русское географическое общество решило возобновить работу экспедиции, прерванную смертью Пржевальского. 14 мая 1889 года экспедиция выступила из города под руководством Михаила Васильевича Певцова. В ее состав вошли В.И. Роборовский и П.К. Козлов. Двигаясь по маршруту, проложенному Пржевальским в 1885 году, путешественники проводили флористические и фаунистические сборы, метеорологические наблюдения в восточном Прииссыккулье и Внутреннем Тянь-Шане.


Восточное Прииссыккулье вновь стало объектом исследований в июне 1893 года, когда Роборовский и Козлов отправились из Пржевальска в новое путешествие.


В конце XIX – начале XX века Иссык-Кульскую котловину и город русского путешественника Пржевальского посетили зарубежные экспедиции: американцы У. Морис Дэвис и Э. Хантингтон, венгры Д. Алмаши и Д. Принц, немцы Г. Мерцбахер и М. Фридрихсен. В 1903 году здесь одновременно работали Мерцбахер, Кейдель, Фридрихсен, Хантингон, Сапожников, Липский, Берг. Отправляясь в дальнюю дорогу, все они по неписаной традиции возлагали цветы на могилу Пржевальского, словно надеясь получить благословение от первопроходца.


19 марта 1908 года был «Высочайше утвержден» герб города Пржевальска. Связь столицы Иссык-Кульского уезда с великими географическими открытиями была сохранена включением в герб серебряного глобуса с золотыми меридианами. Он стал знаком связи города с великими географическими открытиями в Центральной Азии, имевшими мировое значение, начало которым положил великий русский путешественник Пржевальский.

Герб города Пржевальска


Светоч русской культуры


Город рос как в плане увеличения численности населения (в 1897 году в городе насчитывалось 8108 жителей, в 1913 году число их удвоилось), так и в созидательном отношении, став центром культуры Туркестанского края.


Частое общение с представителями передовой русской и зарубежной культуры вызвало ответное стремление горожан внести свой вклад в изучение края. Среди таких энтузиастов заслуженной известностью пользовались C. Абрамов, С. Абдыбеков, Н. Барсов, В. Вышпольский, Я. Корольков, А. Куценко, Е. Рюкбейль, А. Чайковский.


О высоком творческом потенциале пржевальцев свидетельствовали многие факты. В. Вышпольский – городской врач, изучал преобладающие болезни в Иссык-Кульском уезде; Е. Рюкбейль – энтомолог, страстный любитель и знаток природы, коллекционер по натуре долгое время занимался сбором энтомологических коллекций; сбор зоологических, исторических и этнологических коллекций осуществляли учителя местных школ – С. Абрамов, И. Бабкин, А. Куценко.


В городе велась специальная книга регистрации всех археологических находок, которая хранилась в уездном управлении. В нее заносились все ценные для науки предметы, выброшенные на берег волнами озера, найденные при раскопках курганов или случайно во время полевых работ: бронзовые и медные котлы, наконечники стрел и копий, монеты, скульптурные изображения животных, керамика.


В Пржевальске была основана первая в киргизском крае метеостанция, открыта первая публичная библиотека, в 1913 году учреждено первое научное общество – «Пржевальское уездное общество пчеловодов и садоводов», которое сыграло существенную роль в развитии важных для Прииссыккулья отраслей народного хозяйства. В том же году основан первый в Семиречье сельскохозяйственный журнал «Пржевальский сельский хозяин». В 1909 году возникло «Поощрительное скаковое общество», на средства которого в 1910 году в городе был построен ипподром. В 1913 году на Иссык-Куле спустили на воду мотобот «Путешественник Пржевальский», предназначенный для регулярного судоходства на озере.


В 1913 году в городе почтили память великого путешественника в связи с 25-летием его кончины. У могилы Пржевальского выступили представителя Русского географического общества П.К. Козлов, староста города А.А. Власов, представитель киргизского населения Дж. Чыныбаев.


«Мне всегда радостно ехать в Каракол… – вспоминал ученик и соратник Пржевальского Петр Кузьмич Козлов. – Здесь чувствую себя как дома. Приобрел много друзей… Особенно приятно иметь дело с киргизами, которые в большей степени способствовали успешному завершению моей шестой экспедиции».

В советское время город посещали многие знаменитости. Юрий Гагарин у места упокоения Н.М. Пржевальского
+1
    17