Сегодня

478,93    534,96    67,8    5,16
История

Киргизия определилась с отцами-основателями современной государственности. Без фальсификата не обошлось

Эркин ИсмаиловРитм Евразии
13 августа 2024

В рамках празднования 100-летия образования Кара-Киргизской автономной области, ставшей фундаментом суверенного Киргизстана, президент страны Садыр Жапаров своим указом присвоил заимствованное у заокеанских кураторов звание отцов-основателей (The Founding Fathers) киргизской государственности пяти политическим деятелям. Киргизскими Джоном Адамсом, Бенджамином Франклином, Александром Гамильтоном, Джорджем Вашингтоном стали: зампредседателя Госплана Киргизской АССР Абдыкерим Сыдыков, глава Кара-Киргизского революционного комитета Иманалы Айдарбеков, первый председатель Совета народных комиссаров (СНК) Киргизской АССР Жусуп Абдрахманов, председатель президиума Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР Абдыкадыр Орозбеков, а также просветитель и общественный деятель Ишеналы Арабаев. Показательно, что все эти фигуры, несмотря на занимаемые ими высокие посты в органах советской власти, на дух не переносили советскую «кухню».


И нашим и вашим


Государственная идеология современного Киргизстана продолжает наполняться противоречивыми смыслами и образами. Пятерка отцов-основателей советской Киргизии – один из таких примеров. Дело в том, что их имена неразрывно связаны с казахским общественно-политическим движением «Алаш», после своей официальной ликвидации занимавшимся антисоветской деятельностью. Оно начало свое формирование в 1905–1907 годы из этнических казахов – членов или сочувствующих идеям первой политической партии российской буржуазии кадетов, поборников сохранения конституционной монархии.


По своей классовой принадлежности алашская интеллигенция была плоть от плоти и кровь от крови байства, получившего при русском царе-батюшке возможность оканчивать лучшие российские университеты и институты. И по мере расширения революционной воронки она стала претендовать на нечто большее, нежели ютиться в канцеляриях уездных начальников в роли толмачей и переводчиков, а именно – на активное участие в политической жизни империи и статус национальных лидеров.


Так, за год до своего организационного оформления и за полгода до царского указа о мобилизации инородческого населения в декабре 1915 года будущие лидеры «Алаша» –  выходец из султанской семьи, выпускник Омского технического училища и экономического факультета Императорского Санкт-Петербургского Лесного института Алихан Букейханов и правнук батыра Умбетея Ахмет Байтурсынов – берут на себя инициативу вписать казахов в историю Российской империи «если и не золотыми буквами, то хотя бы простыми чернилами» и разворачивают на страницах газеты «Қазақ» агитационную полемику о том, в каком виде казахи и киргизы будут служить в армии – пешими или в конном строю.  Вопрос о желании или нежелании не рассматривался вовсе.


И в то время как в степи начинались массовые беспорядки, вылившиеся в Среднеазиатское восстание, издание сокрушалось по поводу призыва казахов на черную работу, а не на действительную службу. «…Приказ царя – истина, и ему возражений быть не может, подобно тому, как говорится “приказ тверд, душа сладка”, приказа мы не можем не выполнить… скрываться, спасаться от набора нельзя, – говорилось в передовице. – Если народ считает унижением призыв на черную работу, в таком случае надо скорее выполнить приказание, послать людей на работу с тем, чтобы потом можно было бы сказать, что мы вот выполнили приказание, хотя призывать нас на эту работу не следовало, и проситься потом на военную службу на общих началах». 


С началом подавления восстания алашевцы выступают консультантами у царской администрации и рекомендуют брать своих соотечественников-бунтарей измором. «Природные условия – теплые дни, наличность подножного корма для лошадей, удобство добывания пищи и для самих людей – много способствует образованию шаек в степи, – говорилось в протоколе частного совещания киргиз Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 года в помещении Тургаского областного правления с разрешения губернатора. – С наступлением зимних холодов и исчезновением всех этих благоприятных условий шайки распадутся, и киргизы вернутся в аулы». 


В декабре 1917 года Второй Общекиргизский (всеказахский) съезд алашевцев, одержимых намерением сохранить позиции существовавшей до Октября туземной администрации во главе с биями и манапами и найти пути противодействия проникновению в регион идей коммунизма, постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш-Орда. Председателем его высшего законодательного и исполнительно-распорядительного органа  Народного совета стал Алихан Букейханов. А одной из первых его на этом посту телеграмм была следующая: «…снестись с Дутовым по получению вооружения, обмундирования и инструкторов. О ходе работ донесите. В Семипалатинской, Актюбинской, Тургайской областях спешно организуются отряды. Семипалатинский киргизский отряд с казаками и офицерами идет в поход против большевиков Семиречья. Предлагаем принять участие в походе на Туркестан совместно с казаками и башкирами, о чем подана телеграмма Дутову и башкирскому правительству».  


Отдельные подразделения Алаш-Орды примыкают к образовавшемуся в Самаре Комитету членов Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧу) – первой организации, претендовавшей на статус всероссийского антибольшевистского правительства в период Гражданской войны, и получают взамен на обещания бить «красного зверя» 900 винтовок, пулемет и 20 тысяч патронов.


Нижеследующая выдержка из «Правительственного вестника» Колчака подводит итог всей деятельности правительства Алаш-Орды: «…представители казаков и киргиз сделали верховному правителю доклад о предоставлении права войсковому атаману Уральского казачьего войска усилить воинское киргизское формирование, об объединении управления Уральского казачьего войска и западного отделения Алаш-Орды под главенством атамана и о предоставлении войсковому атаману генерал-лейтенанту Толстову права оплатить проводимые расходы киргиз на содержание государственных учреждений в сумме до 6 миллионов рублей. Представитель от киргиз представил… верховному правителю постановление съезда киргиз о поднесении верховному правителю звания почетного аксакала».


Шесть миллионов рублей колчаковских денег – такой была цена Алашской «национально-территориальной автономии», являвшей собой, как писали современники, «омерзительное зрелище политической проститутки, предлагавшей свои услуги то одной, то другой, то одновременно всем группам российской контрреволюции». Слабая, она не имела реальной опоры в массах и не внушала доверия «союзникам». «Мы ничем не ограждены от нанесения ударов нам со стороны инородцев», – писал в мае 1919 года Дутов, отмечая факт агрессивного поведения «главенствующих родов Алаш-Орды» даже в отношении других казахских родов.


Подобно флюгеру, летом 1919 года, когда РККА взяла под свой контроль всю территорию современного Казахстана, лидеры Алаш-Орды поворачиваются лицом к большевикам и пытаются выторговать для себя – людей «интеллигентных, пользующихся среди казахов популярностью» – амнистию. Зимой того же года в Кызыл-Куге Алашская автономия полностью признает Советскую власть и начинает боевые действия против Белого движения.


Весной следующего года алашевцы вновь собираются в Семипалатинске. В повестке встречи – вопрос о коллективном вступлении в ВКП(б) с тем, чтобы уже в качестве коммунистов «завоевать вес в политической жизни» и «использовать легальные возможности в интересах казахского народа».


Большевики поневоле


Киргизское отделение партии «Алаш» образуется в Пишпеке летом 1917 года. Идея его открытия принадлежала Ишеналы Арабаеву – выпускнику уфимского медресе «Галия», автору киргизского алфавита на арабской основе, ярому противнику перехода киргизского языка на европейскую графическую систему письма. В канун Октябрьской революции, будучи редактором алашской газеты «Қазақ», он знакомит с Ахметом Байтурсуновым своего друга Абдыкерима Сыдыкова – потомственного манапа киргизского племени солто, и тот берет на себя инициативу возглавить «киргизский филиал» партии, куда вливается весь цвет местной аристократии.


Просуществовав год, летом 1918 года отделение ликвидируется, и так называемые будущие «отцы-основатели советской киргизской государственности», как пишет киргизский историк Зайнидин Курманов, «вынужденно» вступают в партию большевиков, которая, несмотря на их былые политические заблуждения, доверяет им серьезные государственные посты. В 1922 году Абдыкерим Сыдыков назначается председателем Семиреченского облисполкома, Ишеналы Арабаев занимает должность председателя союза «Кошчи» по Семиреченской области, Абдыкадыр Орозбеков – председателя Чимионского районного ревкома, Иманалы Айдарбеков – председателя исполнительного комитета Пишпекского уездного городского Совета.


В этот период, согласно официальной версии, «отцы-основатели» впервые ставят вопрос о возрождении киргизской государственности в рамках Кара-Киргизской Горной области, в состав которой должны были войти Пишпекский, Каракольский, Нарынский уезды и горные районы Аулие-Атинского уезда с административным центром в кишлаке Кочкор. О том, почему в проект, «в полной мере отвечавший вековым чаяниям и жизненным интересам кыргызского народа», не были включены населенные киргизами южные области, киргизские историографы умалчивают: опущенные детали делают нарисованную ими картину менее патриотичной, местами даже неприглядной.


Страсти по Горной области


Проект Кара-Киргизской Горной области родился в контексте попыток образованной в августе 1920 года Киргизской (Казахской) АССР продолжить процесс собирания казахских земель и присоединить к себе Семиреченскую и Сырдарьинскую области Туркреспублики. Инициатива партийной верхушки советского Казахстана оборачивалась нежелательной перспективой для киргизского народа, составлявшего 65% от проживавшего здесь населения (230 тысяч человек). Поэтому во время очередного съезда Советов Туркестана в марте 1922 года исполняющий обязанности председателя Семиреченского облисполкома Абдыкерим Сыдыков ставит перед ТурЦИК вопрос о выделении этих областей кара-киргизам и получает предварительное согласие.


9 мая 1922 года Президиум ЦК Туркестанской АССР утверждает организационную комиссию в составе А. Сыдыкова, И. Арабаева и А. Бурыгина, перед которой ставится задача определить границы будущей области. Тем временем в среде киргизских партийных работников образуется лагерь противников нового национального образования во главе с председателем союза «Кошчи» Р. Худайкуловым. В докладной записке в Центральный комитет РКП(б), ссылаясь на мнение большинства трудящихся кара-киргизов, он пишет: «…нужно считаться с тем, что патриархально-родовые отношения среди кара-киргиз еще не изжиты, где и теперь наблюдаются отдельные случаи враждебных отношений друг к другу различных родов. При практическом проведении выделения новой области неизбежно усиление родовой борьбы из-за власти. <…> Самое главное, нужно обратить внимание на то обстоятельство, что в силу ряда местных условий, пережитых Семиреченской областью, еще особенно среди кара-киргиз выделяемого района, выдвижение работников из низовых пролетарских и полупролетарских элементов достаточно не проведено. В силу этого и благодаря тому, что особенно среди кара-киргиз патриархально-родовые отношения еще сохранились и в некоторых случаях они проявляют свою силу, то известная часть населения еще возглавляется старыми чиновниками, переводчиками и интеллигенцией из байско-манапского элемента, которые кровно заинтересованы в образовании отдельной области и которые в своем стремлении осуществить эту задачу выделения опираются именно на этот же байско-манапский элемент. Кровная и шкурная заинтересованность большинства ответственных кара-киргизских работников из чиновничьего элемента доказывается еще тем, что эти верхи преследовали тех бедняков и работников из низовых элементов, которые стояли против образования отдельной области. Такие преследования сопровождались избиениями, массовыми арестами, отстранениями от занимаемых должностей и т.п.».


2 июня 1922 года во время первого подготовительного съезда Советов по вопросам выделения Горной области, на который прибыло 425 делегатов, Худайкулов был избит. Москва отреагировала молниеносно: «По поступающим сведениям, в связи с образованием Горной области началась групповая борьба, сведение личных счетов, аресты, перемещения. <…> С категорической ответственностью бюро обкома предлагается впредь до приезда уполномоченного Туркестанской АССР Сергазиева прекратить какие бы то ни было переводы, перемещения…».


Рассуждая на тему целесообразности образования Горной области, комиссия по районированию при Госплане Туркестанского экономического совещания позже заключила: рассматриваемые территории настолько незначительны по площади и количеству населения, что выделить их в самостоятельную область было бы совершенно нецелесообразно. А все эти попытки по образованию Горной области, сообщалось в Москву, «предприняты только для получения Сыдыковым А. власти». На общем собрании коммунистов Пишпекского уезда в мае 1922 года Сыдыков, кстати сказать, утверждал, что идея автономии принадлежала не ему: «…инициатива выделения Кара-Киргизии в особую область была спущена центром».


В перспективе учреждение области обещало усилить противостояние киргизов «севера» и «юга», препятствуя консолидации киргизского народа. Уже сама попытка национального самоопределения, названная сегодняшними киргизскими историками «яркой вспышкой в национальной истории», оживила в киргизском обществе трайбалистские тенденции, которые еще более усилились с появлением 27 октября 1924 года на карте мира в результате национально-государственного размежевания Туркестанской АССР Кара-Киргизской автономной области (ККАО) РСФСР.


Материал о том, каким был вклад местной интеллигенции в её создание, «Ритм Евразии» публиковал в марте этого года.


Тамбовский волк тебе товарищ


«Коренных работников, не находящихся в какой бы то ни было группировке, в Киргизии нет…» – писал в 1925 году первый секретарь областного комитета РКП(б) ККАО М.Д. Каменский. Однако были среди них «групповщики злостные», такие как, например, Юсуп (Жусуп) Абдрахманов, назначенный в 1924 году вторым секретарем Кара-Киргизского областного партийного бюро – именно он в указе президента С. Жапарова назван одним из «отцов-основателей» киргизской государственности. «Народ Киргизской автономной области разделился на два лагеря, два сильных рода солто и тынай, – телеграфировал в августе 1925 года в ЦК РКП(б) некто Н. Сыдыков. – Руководит солто А. Сыдыков и Ю. Абдрахманов, а тынай – Р. Худайкулов и Д. Бабаханов. С помощью столкновения двух родов усилился деспотизм. В одном селении собрано минимум 4000 баранов, 50 лошадей, 20 кобыл. Тысячи хозяйств бедняков страдают под влиянием манапов. Просьба принять меры и убрать означенных лиц».   


Сам Абдрахманов – сын манапа Абдрахмана Балапанова – относил себя к «сознательной части батраков, бедноты и молодежи, боровшихся за чистоту партии», противопоставляя себя группе «стариков», тащивших в партию, по его словам, «пережитки патриархально-родового быта». К последней он причислял И. Арабаева и А. Сыдыкова – своего «учителя», помогавшего ему «постигать азы партийной работы» в 1917 году.


Весной 1925 года Абдрахманов объявляет войну «подлому великодержавному шовинизму» в лице русских (европейских) товарищей и подговаривает своего оппонента Р. Худайкулова забыть на время о разногласиях и выступить против «колонизаторов» единым фронтом. В отправленном ими письме-инструкции председателю Лебединовского волисполкома Тойту Джаныбаеву говорилось: «Мы, Бабаханов, Сыдыков, Худайкулов объединились в Ташкенте в одно целое и помирились. Мы проводим в жизнь следующее и вам предлагаем выполнить в спешном порядке: постарайтесь принять возможные меры к удалению из Киргизии Бурова-Петрова (зав. орг. отд. ОК ВКП(б), Узюкова, Кекиева (нач. обл. отд. ГПУ) и Садаева (председ. союза “Кошчи”) и тому подобных. Такое же письмо мы написали в Пишпек Чукину и Джаныбаеву, от которых узнаете, что необходимо делать. Вам нужно проделать следующую работу: в Загорный район к Кокенбаю Чининову (известный манап. – Э.И.) послать одного человека, самим остаться в Лебединовской волости и через посылку людей во всей районы собрать материалы от всех сельисполкомов, союзов “Кошчи” против Узюкова, Бурова-Петрова, Кекина и Садаева; весь материал прислать непосредственно нам в Ташкент. Если на местах кто-либо собирается дать материал на нас, то обратитесь к нашим товарищам, которые сейчас работают в Пишпеке, под их давлением задерживайте их, всеми способами постарайтесь препятствовать этому. Необходимо, чтобы побольше было материалов, говорящих о неправильности работы, проводимой обкомом…»


В июне того же года лидеры объединившихся группировок, подбиваемые Абдрахмановым, который, к слову, из осторожности ни под одним письмом не подписался, пошли дальше, подготовив так называемое «Заявление тридцатки». В нем в ультимативной форме киргизские ответственные работники требовали заменить «настоящее руководящее ядро обкома, не могущее учесть местную обстановку и нарушающее постановления съездов, конференций и циркуляры ЦК РКП». Главная претензия состояла в том, что не проводилось «планомерной коренизации аппарата, в том числе перевода делопроизводства на киргизский язык».


В числе подписавших заявление значились опять-таки «отцы-основатели» Абдыкадыр Орозбеков и Иманалы Айдарбеков, четырьмя месяцами ранее возглавившие комиссии по переводу делопроизводства на киргизский язык и коренизации аппарата и на корню завалившие это дело. Им, как никому, было известно – коренизация на том этапе была невозможна: по данным переписи населения 1926 года, среди 510 тысяч киргизов, проживающих на территории области, грамотных было всего 18999, или 3,7% от их общего количества. Какая уж тут коренизация…


Лавировали, лавировали, да не вылавировали


Спустя 15 лет после ухода с политической арены партии «Алаш», в 1933 году кредит доверия, полученный «отцами-основателями» от советской власти, окончательно себя исчерпал. Последней каплей стала созданная А. Сыдыковым альтернативная коммунистическим партийным структурам неофициальная организация под названием «Социалистическая Туранская партия», один из программных принципов которой – «принцип национального освобождения» гласил, что «кучка пришельцев – русских не должна управлять нашими (азиатскими. – Э.И.) народами и странами». Вокруг старого алашевца сплотился цвет киргизской партийной номенклатуры, не оценившей царского подарка в виде государственности и вновь загрезившей идеей объединения под знаменем пантюркизма, который мог обещать киргизам лишь одно – раствориться и исчезнуть с этнической карты мира. 


Реагируя на тему двурушнической сущности лидеров первого поколения киргизской партэлиты, первый секретарь областного комитета РКП(б) ККАО М. Каменский утверждал: пойди Средазбюро ЦК РКП(б) по пути решительных мероприятий с тем, чтобы «покончить с этими вождями», «Киргизская область, несомненно, бы выиграла, а опыт, приобретенный во время 1-й партконференции, допустившей всю эту публику к аппарату, показал, как больше этого не надо делать».

+1
    21