«Это люди крылатые...» «Легенда о Коловрате» - прекрасный образец патриотического кинематографа

9 декабря 2017
425
0

«Вились кудри у Евпатия,

В три ряда на плечи падали.

За гленищем ножик сеченый

Подпирал колено белое.»

 

Сергей Есенин "Песнь о Евпатии Коловрате"

 

Это фильм, за который не стыдно. Больше того — не однодневка. Его будут смотреть и пересматривать, как старое-доброе, советское. А мы-то уж и не надеялись! Забыли, что так бывает. Клиповый трейлер не предвещал ничего путного — сплошные драки, пожарища и голливудский style спецэффектов. Но что-то, видимо, носится в воздухе - 2017 год оказался почти ...триумфальным для российского синематографа — разом несколько приличных, запоминающихся кинолент (все они — исторического содержания и не о нас-нынешних, но лучше этак, чем — никак). Средневеково-былинный сюжет, известный каждому школьнику — хотя бы в общих чертах. В основу картины легла "Повесть о разорении Рязани Батыем" и, надо сказать, авторы (реж. Иван Шурховецкий и Джаник Файзиев) довольно бережно обошлись с первоисточником. Правда, им зачем-то надо было сделать Коловрата — больным на всю голову. У него - многолетний «день сурка». Просыпаясь, он каждый раз начинает свою жизнь с чистого листа, и задача окружающих — напоминать ему всё предыдущее. Фабула никак не связана с этой пугающей особенностью, а потому вопрос: «Для чего?» повисает в воздухе и не имеет внятного ответа. (Невнятного — тоже). В остальном же фильм — идеален.

 

Увы, единодушия — нет. Зрители тут же разделились на два непримиримых лагеря, что, кстати, очень хорошо — полемика рождает истину, а если фильм горячо обсуждают, стало быть в нём - что-то есть. Так, поборники аутентичности узрели крупное блюдо с варёной с картошкой и цилиндрические свечи, изобретённые на рубеже XIV и XV веков. Потом - зациклились на реплике эпизодической героини: «Каратели возвращаются!» При ближайшем рассмотрении картофель оказался репой, а что касается осветительных приборов, то пусть коптит, что угодно — фильм не об истории свечных заводиков. Безусловно, термин «каратели» прозвучал чересчур современно, ...а кольчужки - «не те» и дамские уборы — витиевато- шикарные (не как в жизни). Только это ли — главное? Начисто лишённый «подлинного» антуража, фильм "Александр Невский" значит для русского и советского патриотизма гораздо больше, чем десяток выверенных и при том — картонных поделок. Можно воссоздать «правильные» мечи, стремена, ...танки и получить на выходе уныло-тошнотворное зрелище, которое ничему не учит. А потому — ни для чего не нужно. Разве, что для отчётности: вот, создали про войну, освоили бюджетец. Жаждете созерцать аутентичную дерюгу и такие же бархаты? Идите в исторический музей. Ройтесь в архиве. Читайте опусы таких же любителей заклёпок, плошек и подвесок. "Легенда о Коловрате" - прекрасный образец патриотического кинематографа, столь редкого в наши дни. Хочется, как в том анекдоте, спросить: «Вам шашечки или ехать?» Если вам шашечки — тогда идите на сайт реконструкторов. К тому же, в самом названии - «легенда», а вовсе не «сценки из бытовой жизни». У каждого народа есть свой исторический эпос — о героях и битвах, о неземной, вечной любви и — разумеется, любви к Родине. Это должно подаваться благолепно и ярко. Через мощные, светоносные образы. Можно, конечно, всех обрядить в грязноватые онучи, дать в руки что-нибудь ржавое и — казать крупным планом всю заунывную скудость Средних веков. Да, что мы знаем о XIII столетии? (Даже о советском времени уже сплошные домыслы и фрагменты — они расставляются в «нужном», конъюнктурном порядке). Чего уж говорить о «преданьях старины глубокой»? В картине — чисто вымытая, ладно отстроенная Русь-матушка. Допустим, — былинная, полусказочная. И не было у княгинь таких причудливых монист — кстати, сделанных на стыке византийской и славянской традиции. Но почему-то мы привыкли верить плохо струганным доскам и дурно пошитым зипунам, но отказываемся воспринимать Русь-Гардарику? Белую лебедь. Или, как выразился Егор Холмогоров: «Русская земля показана светлой, богатой, чистой, грамотной, люди её отважными и мудрыми». Именно такое кино вселяет надежду и вызывает гордость, а картошка там иль репа — уже не так важно. "Легенда о Коловрате" во многом напоминает ещё один шедевр - "Илья Муромец" Александра Птушко — по духу и смыслу. Это не про доспехи средневековья. Это о народной душе. Поэтому неслучаен монах с медведем — намёк не только на Сергия Радонежского, который о ту пору ещё не родился; это — образ русского мира. Вера во Христа и — славянский тотем, пришедший из глубины веков.

 

Далее критики высмеяли манерного Бату-хана, показавшегося им не то  японской гейшей, не то — занятным трансвеститом из тайского борделя. Наиболее тупые и агрессивные выдвинули модно-обывательскую версию о монголах-гомосексуалистах, на что якобы намекнули авторы (это уже стало психическим заболеванием — искать «голубую Луну» в любом проявлении). Спецам по части исторического реализма надо бы знать, что у ордынской знати была в чести китайская мода — на тот момент изысканная и рафинированная. Китай - для Дальнего Востока — такой же центр вселенной, как Царьград — для европейца. Батый изображён, как носитель той популярной традиции — в шёлковом одеянии с драконами, в статусном боевом раскрасе и с китайской «петлей» из длинных волос. Актёр Александр Цой великолепен в этой непростой и — знаковой роли, поэтому те, кто сравнивают его героя с Ксерксом из голливудских "300 спартанцев", попросту не видели весь фильм, ограничившись трейлером да парой визгливых статеек. Перед нами — довольно-таки эстетичные, лишённые карикатурности враги-монголы. Показ неприятеля-уродца, противника-ублюдка — это всегда умаление своей же победы. Мы жертвою пали? В борьбе с какими-то гнилыми орками? Послушайте, обидно! В "Александре Невском" роскошно явлены обе стороны вооружённого конфликта. Авторы "Легенды о Коловрате" пошли по тому же благодатному пути. Они явили Коловрата и Бату-хана, как равных противников — по мощи и храбрости. Историческая (летописная!) правда лишь подтверждает увиденное: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им». Рыцари Евразии. Честь и поклонение воинскому духу.

 

Несмотря на на то, что сценаристы опирались на текст "Повести...", они делали некоторые сознательные допущения. Так, намеренно игнорируется определение «татары», взятое летописцем, и - активно проталкивается «орда». Синоним битв и погибели. Неслучайно, фашистов именовали в песне «проклятою ордой». В нашем понимании орда — всегда вороги, тогда как слово «татарин» могло бы вызвать негативную реакцию со стороны части населения РФ. Реальность первоисточника такова: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно».

 

Фильм перенасыщен эмоциями и если уж в "Повести о разорении Рязани..." сказано, что «...воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем», то актёр Илья Маклаков тоже выкладывается по полной программе. Игре современных артистов, испорченных сериальной халтурой, чаще всего не веришь. Но тут — особый вариант. К тому же, Маклаков — родом из Рязани, что не могло не повлиять на самоощущение. В кадре — слаженная игра состава, что означает: актёрам было интересно работать. Не отбывали «коммерческую» повинность. Не халтурили между делом. Исполнились пафосом — вместе со своими героями. Фоном — сочная, крепкая и — уместная музыка Сержа Танкяна. Визуальный ряд — сказочен. Но главное, что здесь нет «привычной», из года в год демонстрируемой русофобии. Всё, как по писаному: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». Фильм о крылатых русичах. О небе в алмазах. Финал, несмотря на печальные итоги, оптимистичен — лёд, солнце, и уже западные рыцари в своих устрашающих шлемах. Что произошло дальше — знают все.


Галина Иванкина | Завтра
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
Читайте также:
Как вам новый дизайн сайта?

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ RUSSIANSKZ.INFO