Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Экономика

Национальная идея для Казахстана: лаконичная, простая, понятная и эмоциональная

Айдархан КусаиновAlmagest
22 октября 2012

К вопросу о национальной идее.

 

В последнее время в обществе обострилась дискуссия на тему национальной идеи и доктрины национального единства Казахстана. В этой статье я хотел бы выразить свою точку зрения по этому вопросу.


Для начала и сформулирую насколько описательных частей национальной идеи, так как я ее пониманию, и в свете таких определений хотел бы рассмотреть ситуацию с национальной идеей в Казахстане.


Ключевыми вопросами, требующими ответа являются: что такое национальная идея как элемент обустройства общества, какими характеристиками она должна обладать, как она появляется (создается) и каким образом реализуется.


Что такое национальная идея?


Национальная идея – свет и маяк в развитии общества.


Национальная идея является целью, идеалом, святым устремлением вперед. Национальная идея – есть элемент, определяющий направление развития общества и являющийся мерилом прогресса общества в этом направлении. Национальная идея – это объединяющее, сплачивающее начало для развития общества и указующий вектор его развития. Именно для этого и нужна национальная идея – это тот идеал, те ценности, в которых члены общества черпают свое вдохновение, то, что является общим для разделяющих идею, то что придает энергию, стимул и направление деятельности индивида.


Стремление к развитию, улучшению, расширению является внутренним свойством человеческого общества. В противном случае оно начинает загнивать и распадаться. Вместе с тем, вопрос, что такое развитие остается глобально открытым. Национальная идея является ответом на этот вопрос. Она становится маяком, задающим направление этого развития с одной стороны, а с другой стороны она задает определенную систему измерений  и сопоставлений происходящих изменений. Задавая систему измерений и сопоставлений, она, таким образом, закладывает систему ценностей в каждого члена общества, разделяющего идею.


Важным моментом является то, что нет постоянных национальных идей. Они изменяются, эволюционируют вместе с развитием общества. Общество и человек не умеют мыслить историческими масштабами, так что национальная идея должна быть понятной для одного-двух-трех поколений. Более глобальная идея становится либо слишком абстрактной и далекой, а значит не «цепляет» человека, а краткосрочная является слишком мелкой, чтобы захватить значительные слои общества. При этом, сама идея конечно может быть и грандиозной, типа построения «тысячелетнего рейха» или «мировой революции», но в таком случае она разбивается на вполне конкретные этапы реализации.


Из такой точки зрения следуют два важных вывода, актуальных в текущей дискуссии о национальной идее и национальной доктрине.


Вывод первый. Обсуждение тезиса, какой должна быть национальная идея: «казахской» или «казахстанской» является принципиально деструктивной и такое обсуждение должно быть вынесено за рамки дискуссии теми. Если нам нужна идея для развития Казахстана, то она точно не может быть «казахской», она должна быть казахстанской. В связи с этим сторонники «казахскости» идей однозначно являются противниками светлого будущего Казахстана.


Понятны дискуссии в рамках национальной политики, но это совершенно другая плоскость и совершенно другая область.


Вывод второй. Поиски национальной идеи в  тысячелетней истории какого-либо народа, территории, в культурных традициях и прочем являются бесполезными. Национальная идея – это взгляд в будущее, это стремление вперед и бессмысленно в этом вопросе упираться в достижения или недостижения далеких предков. Национальная идея краткосрочна – на одно – два-три поколения и бессмысленно ее выводить из глубокого прошлого. Я не отрицаю влияния традиций, истории, национального самосознания. Но эти элементы внутренне будут включены в национальную идею просто потому, что она должна «вплестись» в систему ценностей индивида. В противном случае, она не захватит ум и устремления человека, будет мертворожденной.


Какой же должна быть национальная идея?


Национальная идея – лаконична, проста, понятна и эмоциональна.


Исходя из того, что идей является маяком для членов общества, она должна быть понятна для любого уровня интеллектуального развития и точно эмоциональна, ибо только так, в ощущениях, в переживаниях возникает взаимодействие человека и идеи.


В связи с этим все национальные идеи, как бы красиво они не «заворачивались», сводятся к одной мысли «мы вам всем покажем». Может быть формулировка и грубая, но национальная идея должна заводить и тонизировать общество в целом, все его слои, а значит апеллировать к грубым чувствам. Дальше уже происходят вариации на тему «что именно покажем». Вот примеры: покажем всем остальным «цивилизацию и культуру» (Римская империя и сейчас уже, наверное США с их демократией), качество (послевоенная Япония), гражданское общество и свободы (Франция времен Наполеона), свободное от церкви и сословий демократическое общество равных возможностей (США в годы борьбы за независимость), не отдадимся французам (начавшееся объединение германских Государств), и далее Германия превыше всего (в разных вариациях в немецкой истории).


На практике национальная идея формулируется кратко и понятно, она стимулирует общество на подвиги, а в каком направлении эти подвиги совершать – это вопрос политики.


Национальная идея Франции до Наполеона заключалась в «Свободе, Равенстве, Братстве», и постепенно  трансформировалась в несение гражданского кодекса и буржуазных свобод на штыках армии по всей Европе, при этом в самой Франции этих свобод не осталось.


Показательна история «Германской песни», написанной Х. Хофманом фон Фаллерслебеном. В ней были такие строки: Deutschland, Deutschland über alles, über alles in die Welt (Германия, Германия превыше всего, превыше всего в мире!).


«Когда Х. Хофман фон Фаллерслебен, либерал, подвергавшийся в 30-40-х гг. преследованиям в Пруссии, в 1841 г. написал эти слова, он имел в виду благородное стремление поставить превыше всего интересы разорванного на части отечества и бороться за его единство, независимость и прежде всего - за его свободу. Песня оказалась очень живучей и поддающейся разным толкованиям. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. в Германии восторженно повторяли эти строки, подразумевая уже не столько свободу, сколько силу Германии и ее предназначение стать вершителем европейских судеб. Характерно, что происходило с "Германской песней" в дальнейшем. В 1922 г. она была объявлена гимном Веймарской республики. Когда в 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер, ее соединили с гимном фашистов песней о Хорсте Весселе и сделали этот гибрид гимном Третьего рейха. После окончания Второй мировой войны "Германская песня" была запрещена союзниками - победителями германского фашизма. Но в 1952 г. ее третья строфа, начинающаяся словами "Согласие, правда и свобода", была объявлена гимном ФРГ. Так в судьбе "Германской песни" символически отразилась судьба германской национальной идеи.»  (Оболенская С. В. Национальные идеи в 19 столетии. Нужна ли нам "русская национальная идея"?).


«Так национальная идея, родившаяся в Германии в начале XIX в. как идея языковой и культурной общности, трансформировалась в идею единого национального государства…. Она несла тогда функцию демократической программы объединения свободных граждан германских земель ради общественного блага.


Трансформация национальной идеи во второй половине XIХ в. была одной из причин развивавшейся в Германии делиберализации массового сознания. Национализм стал важнейшим идеологическим инструментом, который господствующие в государстве силы осознанно использовали для включения масс в политику агрессии и расовых преступлений. Искаженная до неузнаваемости, в годы гитлеровской диктатуры германская национальная идея стала составной частью идеологии мирового господства и массового уничтожения.» (Оболенская С. В. Национальные идеи в 19 столетии. Нужна ли нам "русская национальная идея"?)


Национальная идея соответствует чаяниям и ожиданиям общества.


Как уже говорилось, национальная идея отвечает текущим ожиданиям общества. Подчеркну важность понятия «текущим». Национальная идея является ответом на конкретные и осязаемые вызовы текущего момента. Она не связана с «тысячелетней» историей, культурой и предпосылками – она вполне конкретна и актуальна для текущего времени и является реакцией на него.


Конечно, национальная идея обставляется как некая философская концепция типа «тысячелетних рейхов», «особой роли народа в истории» - но это есть только идеологическая мишура.


Национальная идея – стимулирующий и активный элемент, поэтому она носит вполне реальный и прикладной характер. Она является определенной инструкцией, стереотипом поведения, алгоритмом действия, который применяется постоянно, автоматически в повседневной жизни. А философские концепции потом надстраиваются интеллектуальной прослойкой или развиваются для более эффективного управления, ее трансформацией в интересах господствующих в стране сил.


Национальная идея имеет четкие границы, по которым проходит разделение «свой - чужой».


В силу того, что национальная идея должна объединять, цементировать общество, она должна иметь четкие границы для отличия свой - чужой. При этом, как ни странно национальная идяй не всегда собственно национальна.


Древний Рим - скопище народов, объединенных понятием Рим – центр цивилизации. Национальная идея Франции объединила не только французов.


Вот что писал Ф. Энгельс в «Роли насилия в истории» на примере Эльзаса и Лотарингии, население которых до революции бесспорно принадлежало к немецкому этносу.


"Но вот, - писал он, - разразилась французская революция. То, что Эльзас и Лотарингия не смели и надеяться получить от Германии, было им подарено Францией... Крепостной, обязанный барщиной крестьянин стал свободным человеком, во многих случаях свободным собственником своей усадьбы и поля... Нигде во Франции народ не присоединился к революции с большим энтузиазмом, чем в провинциях с говорящим по-немецки населением. Когда же Германская империя объявила войну революции…  тогда было покончено с принадлежностью эльзасцев и лотарингцев к немецкой нации, тогда они научились ненавидеть и презирать немцев, тогда в Страсбурге была сочинена, положена на музыку и впервые пропета эльзасцами "Марсельеза", и тогда немецкие французы, невзирая на язык и прошлое, на полях сотен сражений слились в единый народ с французами".
Национальная идея Германии.


Население Пруссии, Австрии, Баварии, Вестфалии и других германских государств, хотя и связанное языком и культурой, не составляло единой политической, государственной нации, как это было, например, во Франции.


После наполеоновских войн многие проблемы - экономические и социальные преимущественно - были общими для всех германских земель, складывались и общие политические национальные настроения. Политические события, происходившие в отдельных государствах, часто приобретали общегерманское звучание. Постепенно национальное единство стало политическим требованием; либерализм и национализм слились. Это произошло накануне революции 1848-1849 гг. Германская национальная идея стала идеей объединения немцев на основе гражданской свободы и государственной независимости.


Революция обнаружила трагическое несовпадение германской национальной идеи с реальным положением и соотношением сил, сложившимся в ходе событий. Национальные требования, подчас противоречившие друг другу, ставили под вопрос идею единого национального государства, идею исторического единства германских земель. Польский вопрос, проблема Шлезвига и Гольштейна и проблема Австрии и входивших в нее национальных территорий, оказались неразрешимыми и стали непреодолимым препятствием для выполнения главной задачи революции - национального объединения. Однако с поражением революции национальная идея не погибла. Германия не стала единым национальным государством, но сознание необходимости единства не только сохранилось, но и укрепилось. В массовом сознании национальное чувство во время революции 1848-1849 гг. активизировалось.


Франко-прусская война 1870-1871 гг. - завершающий этап объединения Германии на путях бисмарковской революции сверху - была фактически спровоцирована Бисмарком. Но началась она для Германии как война национальная и освободительная, как отражение нападения. Для развязывания войны против Франции, для решения вопроса об аннексии Эльзаса и Лотарингии, для создания империи под эгидой Пруссии Бисмарк использовал волну национального подъема, в кульминационные моменты приобретавшую характер шовинистической истерии. Утрачивая либеральный характер, германская национальная идея становилась основой националистической идеологии, в которой особое значение приобрел заложенный в ней в давние годы образ врага.


Как создается и как распространяется национальная идея?


Национальная идея не есть продукт творчества или порождения интеллектуальной элиты общества. Она является сформулированным требованием, нуждой общества и исходит от народа (общества), но не от интеллектуальной элиты.


В связи с этим, дискуссии интеллигенции и интеллектуалов о судьбах нации их предложения являются бессмысленным сотрясанием воздуха. Простота национальной идеи делает невозможной ее формулировку «образованной» частью общества. Эта часть усложняет конструкции, ведет отвлеченные дискуссии и категориях, рассматривает приемлемость той или иной идеи. Эмоциональность идеи также не позволяет «разработать» ее на основании интеллекта.


Таким образом, я предполагаю, что национальная идея «вбрасывается» в общество и в случае ее принятия начинает реализовываться, по ходу модифицируясь, модернизируясь, изменяясь, но сохраняя эмоциональную сонастройку.


Причем «вброс» идей может происходить как со стороны господствующего класса,  так и от оппозиции или революционеров. И та идея, которая станет наиболее успешной в деле объединения общества, станет национальной.


А уже после того, как идея обретет формулировку и найдет отклик в обществе, в силу вступает интеллектуальная прослойка общества – писатели, философы, художники, музыканты, ученые и т.д. Они начинают наполнять, развивать и  распространять идею в массах. В общем то, что и называется идеологией. После первого резонанса идеи и ожиданий общества, после первого отклика общества на идею происходит более тонкая сонастройка идеи и общества.


Для господствующих классов критически важным становится сохранение этой сонастройки – политики и ожиданий общества. В условиях сонастройки и резонанса можно плавно изменять ожидания и перестраивать общество. Это и есть собственно реализация национальной идеи. Власть формулирует задачи в контексте идеи и проводит определенную политику, которая отвечает идее. Важнейшим элементом остается сохранение связи политики с идеей. При этом, как уже упоминалось ранее идея может модифицироваться и изменяться в угоду власти, однако эти изменения должны носить плавный, «незаметный» характер для сохранения стабильности. Наличие идеи – ключ к развитию общества, но идея – есть ожидания общества, а их изменить волевым усилием невозможно. Поэтому идея важна, но управлять ею нужно аккуратно.


В этом смысле тоталитарные режимы легче в управлении, но только при условии наличия реальной национальной идеи. Когда такая идея есть, то в обществе есть понимание полезности собственного существования и готовность жертвовать индивидуальным в пользу общественного.  Есть резонанс с властью, а значит путем тонкой пропаганды, что легко делается в условиях авторитаризма, становится возможным плавное изменение самого общества. В демократическом обществе пропаганда существенно затрудняется, а значит и манипулирование населением становится существенно более трудным процессом.


Вместе с тем, в авторитарном обществе без национальной идеи, управление значительно сложнее. Индивидуумы, не сплоченные идеей начинают внутренние дискуссии и пресечь эти дискуссии становится довольно трудной задачей.


Таким образом, для разработки национальной идей Казахстана не нужно копаться в истории и «обосновывать» национальную идею интеллектуальными размышлениями. Необходимо просто сформулировать каким мы хотим видеть Казахстан и протестировать эти идеи в обществе.


Задачи типа «Стратегии 2030», «Попасть в 50 (20,10) самых лучших» абсолютно не подходят. Все должно быть проще, типа «Свобода», «Равные возможности», «Догнать и перегнать Америку», «Встанем с колен», «Вся власть народу», «Мы против всех», «Японское качество».


Ну и второе, политика должна сохранять сонастройку с идеей и обществом. «Вся власть народу» - тогда совнаркомы, «равные возможности» - тогда демократия, «свобода» - тогда снести монархии, «встанем с колен» - тогда централизация, укрепление власти и жесткость во внешней политике.


Национальная идея в обществе - это огромная потенциальная энергия и если общество ею зарядить и не дать проявиться по настоящему, то она может разнести само общество (в общем так и происходят революции по классической схеме «низы не могут – верхи не хотят»).


В заключение о национальной политике и национальной доктрине.


Вопросы очень чувствительные для Казахстана, но они чувствительны именно в отсутствие национальной идеи. Когда нет маяка и света впереди, народ начинает делиться и ругаться друг с другом, как собственно в любом коллективе.  Когда есть понятная общая задача, которую разделяет большинство в обществе, силу фокусируются на выполнении этой задачи, а не на поисках различий и склоках.


США - общество равных возможностей, Конституционно объявившее равенство всех людей законодательно освободилось от расизма только 40 лет назад. А ментально все еще связано расистскими предрассудками. Наполеон, несший по Европе либерализм и буржуазные свободы, запретил 80% газет.


Понятно, что национальная политика крайне важна, но национальная политика должна быть частью общей политики общества (государства), которая в свою очередь сильно базируется на национальной идее. И в этом смысле даже просто формулировка казахстанской национальной идеи, отвечающей устремлениям граждан, уже сама по себе снимет во многом остроту национального вопроса. Опять же пример Французской национальной идеи демонстрирует это.

0
    5 478
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.