Прошло уже более двух недель после массового человекоубийства в “Крокус Сити Холле”, но никакого развёрнутого анализа глубинных причин, приведших к столь тяжкой трагедии, властью представлено общественности не было. Хуже того, по содержанию заявлений высших государственных лиц и по общей тональности официальной пропаганды, создаётся стойкое ощущение, что правящий слой страны предпочёл легкомысленно списать произошедшее исключительно на происки вражеских спецслужб и ничего принципиально менять ни в национальной, ни в миграционной политике страны не намерен.
Почему именно не хочет – разговор отдельный и долгий, но, опять-таки, судя по произносимым словам, в Кремле не видят или не понимают даже корня проблемы.
Так, президент России Владимир Путин, выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов (считается, что такие в РФ есть) заявил: “Россия не может быть объектом атак со стороны исламских фундаменталистов. У нас страна, которая демонстрирует уникальный пример межконфессионального согласия и единства, межрелигиозного единства, межэтнического”.
Утверждение, прямо скажем, спорное и идущее в разрез с уже добытыми следствием фактами. На данный момент есть весомые основания утверждать, что бойню в “Крокусе” устроили именно исламские фундаменталисты. Об этом свидетельствуют и наличие близкой родственной связи одного из убийц с боевиком запрещенной в РФ ИГИЛ*, и видеозапись, сделанная самими террористами в момент расстрела: на ней отчётливо слышны характерные лозунги и видны характерные жесты. Даже если их и подтолкнули к преступлению некие иностранные “кураторы”, нет сомнений, что для подобной варварской акции у террористов-таджиков имелись и собственные, причём весьма глубинные, мотивы.
Впрочем, дело в данном случае заключается не только в раскрытии мотивации четверых душегубов. Дело в самом подходе к проблеме, который обнародовал президент.
Исламский фундаментализм – это термин, которым обозначают совокупность исламских религиозно-политических движений, ведущих борьбу за то, чтобы переустроить жизнь по канонам ислама. При всей внутренней пестроте и взаимных антагонизмах, существующих между различными движениями и группировками исламистов, при всём разнообразии применяемых ими тактик, существует одна объединяющая, роднящая их черта. Исламский фундаментализм борется за полное торжество ислама. Устремления всех его движений в конечном счёте сходятся в одну точку, и в понимании конечной своей цели фронт фундаменталистов един.
Рассуждающие об исламе люди современного светского общества часто упускают из виду, что ислам самодостаточен и не нуждается в чьём бы то ни было одобрении извне. Картина мира в исламе кардинально расходится с той, которую принято называть светской.
В отличие от других мировых религий, ислам даёт своим последователям предельно чёткие инструкции относительно того, как должно быть устроено и государство, и повседневная жизнь. Шариат - этический и правовой свод ислама – досконально регулирует отношения мусульман с миром “кяферов” (“неверных”), к которому, согласно исламскому вероучению, относится и Россия, и населяющий её народ. Отношение это бесконечно далеко от современного понимания толерантности, “межконфессиональный мир” ни при каких обстоятельствах не может служить для ислама самоцелью.
Мусульманский мир, в отличие от христианского, никогда не знал секуляризации. Разделение на духовное и светское начала противоречит Корану, который, собственно, и является истинным фундаментом для фундаменталистов. Научно-рациональная картина мира сложилась в “кяферской” Европе без участия мусульман. В XX веке она “зацепила” мир ислама лишь поверхностно, по касательной, так и не проникнув по-настоящему в его сердцевину. Его базовые ценностные установки (и – самое главное! – важнейшие социальные институты семьи, общинности, родства и т.д.) соответствуют, скорее, доренессансному Средневековью, нежели современности, и пользование техническими достижениями цивилизации Запада, современным оружием и Интернетом ничего по большому счёту не меняет.
Идеалом ислама является всемирная исламская община – “умма”, во главе которой должен находиться халиф, и образец такой общины у мусульман есть. Все без исключения исламские проповедники заявляют, что ничего совершеннее общины Мухаммеда и правления “четырёх праведных халифов” история человечества не знала, потому долг всякого мусульманина – способствовать восстановлению порядков тех светлых времён, попутно распространяя их на весь мир.
Практика – хороший способ понять суть теории. Агрессивность и жестокость ряда движений политического ислама, их пренебрежение к человеческой жизни проистекает не из вредительского воздействия внешних кукловодов (так легкомысленно или лицемерно склонен представлять дело официоз), а из жгучего желания переустроить современный мир по канонам ислама здесь и сейчас. С точки зрения исламского фундаментализма, между “неверными” нет принципиальной разницы. Христиане – “гяуры” ли, евреи – “яхуды” либо прочие немусульмане – все они суть “кяферы”, сохраняющие право на жизнь лишь в одном-единственном случае: если они безоговорочно признают над собой главенство мусульман и согласятся существовать в строго определённых для них мусульманами и напоминающих резервацию рамках.
Спор в кругу исламских фундаменталистов всегда шёл, в сущности, не о конечной цели (она была и остаётся у них одна), а лишь о методах её достижения. Радикальное крыло жаждет устрашать “кяферов” террором немедленно, более многочисленное умеренное – действовать “тихой сапой”, постепенно заселяя и заполоняя собой земли “неверных”, пригибая их методами “мягкой силы”.
Важно понимать, что Россия для исламского фундаментализма ничуть не предпочтительнее “сатанинского” Запада или социалистического Китая. Российская государственность (хоть и декларирующая сегодня возврат к неким “традиционным ценностям”) всё равно выстроена на принципах, несовместимых с исламскими, русское общество в массе отвергает проповедь-“дават” и переходить в ислам не желает – следовательно, и органы власти, и рядовые граждане могут являться законной целью для атак.
Нельзя забывать, что исламский фундаментализм давно имеет к нашей стране счёт. Проповедники террора постоянно напоминают своим слушателям, что Советский Союз на протяжении девяти лет убивал “братьев” в Афганистане, что его наследница Россия продолжала это делать сначала на Северном Кавказе и в Чечне, а затем в Сирии, что именно наша страна внесла весомый вклад в разгром ИГИЛ* и тем самым лишила миллионы мусульман мечты о восстановлении халифата. И проповедников, надо признать, благожелательно слушают. Террористические ячейки, как следует из рапортов ФСБ, не переводятся на нашей земле.
Сотрудничество с Ираном не должно никого обманывать. Шиитский Иран – сам почти изгой в исламском мире, а шииты сплошь и рядом оказываются в мусульманских странах притесняемым меньшинством. Партнёрские же отношения Кремля с правящими верхушками ряда суннитских стран ничего принципиально не меняют. Ни сами верхушки, ни их придворные проповедники не властвуют над умами внушительной и при том активной массы подданных. Большинство правителей исламских стран сами десятилетиями сидят на пороховых бочках, ибо политическое устройство и политические практики всех без исключения государств мира ислама сегодня тоже идут в разрез с воззрениями фундаменталистов. В год “арабской весны” были последовательно снесены правительства сразу нескольких исламских стран, и главным обвинением фундаменталистов в адрес Мубарека или Каддафи было то, что те оказались слишком “светскими” правителями, слишком отдалившимися от столпов ислама.
Картина на российском Кавказе не намного лучше. Тот факт, что нашему государству удалось-таки подавить вооружённые выступления джихадистов нулевых – десятых годов, не означает, что диверсионно-террористическая война не может разгореться вновь. Слой людей, воспитанных на идеях исламского фундаментализма (в том числе и в самых радикальных его формах), никуда с Кавказа не исчез. Погром в махачкалинском аэропорту наглядно доказывает, что массы молодых мусульман того же Дагестана очень чётко опознают “своими” фундаменталистов и террористов ХАМАС* и при других обстоятельствах вполне способны обратить свой гнев не на “яхудов” –евреев, а на российских сограждан и российских силовиков.
К сожалению, благодушие и пренебрежение даже явной опасностью – родовая черта верхов постсоветской России. В бандеризации Украины Кремль тоже на протяжении долгих лет не хотел видеть угрозы, и за близорукость отечественных политиков страна вынуждена теперь платить теперь кровавую и страшную цену.
Нельзя допускать, чтобы схожая история повторилась и в отношении джихадистской угрозы.