В аду грешников распределили по котлам по национальному признаку. Под котлами горит костер. Возле каждого стоят черти охранники, чтобы оттуда не выскочили приговоренные к мукам. Только у котла с казахами нет никого. На вопрос, почему так, отвечают, что казахам охрана не нужна, они сами не дадут друг другу вылезти.
Каждому обществу и каждому народу присущи свои социальные, классовые, политические, идейные, клановые, региональные и другие противоречия и конфликты. Мы казахи в этот классический реестр внесли свою особую лепту. Помимо традиционных жузов и родов разделены еще на два лагеря: на так называемых «нағыз - настоящие» и «шала - полу» казахов. Увы, но это наша реальность и национальный феномен. В других странах такого не наблюдается.
Оба социума в реальной жизни стараются избегать открытого противостояния, но за глаза и в социальных сетях, как говорится, отрываются по полной.
Сейчас «настоящими казахами» в отношении своих визави вместо привычного «шала» или «манкурт» чаще применяется более толерантный термин «орыс тілдес қазақтар - русскоязычные казахи». Но от этого неприятие не уменьшилось. Не остаются в долгу их противники, называя тех «мамбетами» или «мамбичами». В этой связи хотелось бы напомнить, что казахское имя Мамбет происходит от имени Пророка Мухаммеда или в казахском варианте Мухаммбета. Поэтому презрительное использование святого имени не то, что не допустимо, но и кощунство.
Главный раскол проходит по казахскому языку. Нагыз казахи считают, что на первом месте должен стоять казахский язык и только так можно добиться единства народа и процветания государства. По их мнению, казахи, не знающие родной язык, ориентированы на другие ценности и у них нет чувства ответственности за свою родину.
Их оппоненты, считающиеся себя не меньшими патриотами, тоже выступают за казахский язык, но против использования казахского языка, как панацеи в решении всех проблем.
Одним словом, различия сравнимы с известным спором о первичности курицы или яйца.
На фоне определенного нивелирования трайбалистского вопроса, новое размежевание набирает силу. В стан настоящих казахов перешли те, которые относительно недавно предпочитали говорить на русском языке.
В последнее время в социальных сетях активизировалось обсуждение будущего Казахстана. Зачастую оно идет без учета интересов других этносов, проживающих в стране. В адрес последних допускаются явно ксенофобские заявления. И это со стороны тех, чьи деды и прадеды вместе с другими народами воевали против злейшего врага человечества фашизма, а бабушки и прабабушки делились с последним с депортированными в казахские степи....
Дискуссии нередко заканчиваются взаимными оскорблениями и блокированием друг друга. Все было бы ничего, если бы речь шла об обычных пользователях, а здесь, как минимум, особы, претендующие на роль строителей нового Казахстана.
Мы уже начинаем забывать такие исконно казахские традиции, как уважение старшим.
И это происходит тогда, когда складывающася внутренняя и внешняя обстановка, мягко говоря, непростая и, императивно требует единства всех граждан.
После всего этого, думаешь дойдем ли мы, как государство, до светлого будущего, обещанного нам к 2050 году.
Қашан ел боламыз – когда мы станем единым народом......
P.S. Иногда думаешь, что какой-то злой рок взаимного неприятия висит над нами. Не зря же в нашем лексиконе есть выражение, не встречающееся в других языках: «көре алмайды», буквально «видеть не могу».