Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Общество
24 апреля 2024

Кони на среднеазиатских переправах?.. Эксперты считают, что следующим президентом Узбекистана станет Ислам Каримов

Марат ЕлемесовЛитер
16 февраля 2015
Кони на среднеазиатских переправах?.. Эксперты считают, что следующим президентом Узбекистана станет Ислам Каримов29 марта в Узбекистане пройдут очередные президентские выборы. Несмотря на то что конституция этого государства запрещает одному лицу избираться на главный пост в стране больше двух раз, свою кандидатуру вновь выдвинул бессменный лидер Узбекистана Ислам Каримов.

Это происходит на фоне поступающей от живущей за границей оппозиции информации о плохом самочувствии 77-летнего президента. Эксперт по безопасности и противодействию терроризму политолог Рустам Бурнашев в ходе обсуждения в Алматы рассказал о том, какие риски несут предстоящие выборы в Узбекистане и возможна ли дестабилизация ситуации в регионе из-за возможных проблем в этом самом густонаселенном в Центральной Азии государстве.

Вода и мир

Рустам Бурнашев говорит, что существует миф о том, будто соседнее государство рано или поздно обязательно взорвется из-за социального напряжения. Однако политолог успокаивает: никаких предпосылок для дестабилизации ситуации в Узбекистане, даже после ухода с политической сцены Ислама Каримова, нет. Система выстроена достаточно грамотно. «Уже в 2010 году действующий президент принял принципиальное решение о плавной передаче властных полномочий возможному преемнику. Кто им будет – не ясно, но сам Ислам Каримов уже давно все решил», – убежден Рустам Бурнашев.

Одна из серьезных проблем Узбекистана – водный дефицит, по крайней мере, так принято считать. В частности, Ташкент крайне недоволен планами Таджикистана по строительству Рогунской ГЭС. В свою очередь, после признания Всемирным банком этого проекта как безопасного Казахстан высказал готовность присоединиться к его строительству. Ташкент же пока хранит молчание, но перспективы появления вблизи Узбекистана самой большой гидроэлектростанции в мире Ислама Каримова явно не радуют.

«Водная проблема не так остро стоит в Узбекистане, Европа с водной проблемой сталкивается гораздо жестче, чем узбеки. Другое дело, что в Центральной Азии водные ресурсы используются нерационально», – заметил Рустам Бурнашев.

Между тем международные исследования показывают, что проблема воды все-таки остается одной из самых насущных для региона Центральной Азии. Согласно данным журнала Nature, Узбекистан и Кыргызстан находятся на 4-м и 5-м месте в мире по неэффективному водопользованию, а Таджикистан –на 7-м месте, Казахстан расположился на 11-м.

Но гораздо большей проблемой, чем вода для Ташкента, является избыток трудовых ресурсов, полагает Рустам Бурнашев. Население Узбекистана превышает 30 млн человек, в густонаселенной Ферганской долине преобладают преимущественно молодые люди, не имеющие постоянного заработка. Для большинства из них выходом остается трудовая миграция в Россию, где экономическая ситуация продолжает ухудшаться.

Узбекистан тратит ресурсы на социализацию молодежи, ее образование, а плодами пользуются принимающие страны, те, куда уезжают жить и работать граждане Узбекистана. Да, они отсылают деньги на родину, но эти деньги идут не на поддержание экономики, а лишь на выживание оставшихся дома семей. То есть в любом случае Узбекистан как государство теряет от трудовой миграции не меньше, чем приобретает, считает Рустам Бурнашев.

Гульнара и кланы

Еще один проблемный момент связан с внутрисемейными проблемами узбекского лидера, так как старшая дочь главы Узбекистана Гульнара, которую многие называли претендентом на главный пост в стране, находится под домашним арестом, а против ее ближайшего окружения возбуждены уголовные дела. Хотя Рустам Бурнашев считает, что этот фактор никак не может повлиять на исход предстоящих президентских выборов и стабильность системы.

По мнению политолога, неформальные связи в Узбекистане не имеют такого большого значения, как в Казахстане. Главное – позиция, которую личность занимает в административно-бюрократической системе. «А у Гульнары Каримовой всегда были хорошие неформальные связи, но во властной иерархии Узбекистана она никогда не имела серьезных позиций», – отметил Рустам Бурнашев. Узбекистан отходит от личностных неформальных связей к институцио­нальным. Те, кто считал, что имеет право на власть как родственник президента, уходит в тень, сказал он. Поправки в конституции, которые внесли в 2010 году, показали, что передача власти не будет носить монархический характер, а будет выстроена с позиции ограничения суперпрезидентской власти и усиления роли сената.

Рустам Бурнашев убежден, что Ислам Каримов отсек и любые возможности передачи власти по клановому признаку и в будущем. Так как выстраиваемая система изначально была настроена на постепенное нивелирование этого фактора в политике, который был особенно характерен для Узбекской ССР. Еще в 1997 году была принята государственная программа подготовки кадров, откуда практически выпало поколение людей в возрасте 50 лет, которое на тот момент было самым главным носителем идей клановости в Узбекистане.

На предстоящих выборах победа Ислама Каримова не вызывает у эксперта сомнения, но даже когда наступит час «x» и узбекский лидер сойдет со сцены, форс-мажора не будет, считает он.

«Мы даже не получим туркменский вариант. Там были нарушены законодательные принципы, передача власти прошла нелегитимным путем. В Узбекистане процедурно все будет так, как предусмотрено законом», – убежден Рустам Бурнашев.

Однако опрошенные газетой «Литер» эксперты не столь уверены, что предвыборная и послевыборная жизнь в Узбекистане будет столь предсказуемой и стабильной.

Слишком многое сошлось на одной стране

Председатель экспертного совета ФПНИ «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук заметил: о том, что Ислам Каримов является гарантом стабильности в своей стране и в значительной степени в Центрально-Азиатском регионе, известно всем, включая мировые центры силы, которые, при большом желании, в состоянии стряхнуть эту самую стабильность в любой момент. На этом фоне здоровье президента становится еще более важным фактором, тем более если иметь в виду уже случившиеся медицинские кризисы. Слишком часто те или иные события списываются на «плохое состояние здоровья руководителя», в частности как это было в случае с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, который мог править еще лет двадцать.

«Узбекистан – единственная страна Центральной Азии, бывшей советской Средней Азии, граничащая с остальными четырьмя соседями, не говоря уже об Афганистане, что делает ее естественным узлом региона. Видимо, по этой причине особая ставка США, в том числе в вопросе вывода войск из Афганистана, сделана на Узбекистан. Слишком много силовых линий сошлось на одной стране, что рано или поздно должно сработать. Ислам Каримов, по всей видимости, не пойдет на то, чтобы нацеливать свою знаменитую дочь на пост президента, просто по той причине, что такое президентство может сорвать узбекскую «резьбу» практически сразу же после его ухода. Подставлять Гульнару Каримову для отца было бы крайне неразумно. Видимо, и по этой причине тоже можно согласиться с рядом аналитиков, которые не рассматривают ее в этом качестве», – сказал Григорий Трофимчук.

Узбекский политолог, живущий в эмиграции в США, Ташпулат Юлдашев убежден, что дальнейшее развитие событий в Узбекистане не может не вызывать обеспокоенности. «Формально Ислам Каримов контролирует ситуацию, но очевидно, что ему уже сложно в силу возраста отслеживать все процессы, которые происходят внутри элит, и рост внутренней оппозиции. Между тем до тех пор, пока узбекский лидер жив, он не отдаст никому вожжи правления», – убежден Ташпулат Юлдашев.

После часа «x»

Однако как только час «х» настанет, вне зависимости от того, кто придет к власти, в Узбекистане может начаться борьба за власть. Любой новый человек постарается избавиться от всех, кто был в команде Ислама Каримова, и нынешние чиновники начнут выторговывать лучшие для себя позиции, а те люди, которые выпадут из обоймы, могут лишиться всего, убежден Ташпулат Юлдашев.

Основными претендентами на пост президента после Ислама Каримова в течение долгих лет называются несколько ключевых фигур во властном истеблишменте Узбекистана. Это премьер-министр Шавкат Мирзияев, которого называют наиболее близким к Исламу Каримову политиком во властной иерархии. Министр финансов Рустам Азимов, которого называют выразителем прозападных взглядов в узбекской политике и человеком, стремящимся усилить сближение Ташкента с Вашингтоном. Рашид Кадыров, представляющий интересы андижанского клана, считается слабым звеном среди возможных претендентов на этот пост в силу его положения в системе. И, пожалуй, наиболее часто называется кандидатура главы службы национальной безопасности Рустама Иноятова, которого считают главным действующим лицом в драме Гульнары Каримовой, приведшей к ее последующему заточению под домашним арестом.

Однако абсолютно все опрошенные газетой «Литер» эксперты уверены, что на выборах 29 марта нет никаких предпосылок для сюрприза. Победу одержит Ислам Каримов, и в этом смысле в ближнесрочной перспективе ситуация в Узбекистане будет стабильной, а делать успокоительные прогнозы на среднесрочную перспективу в силу природы системы, выстроенной за последние четверть века в Узбекистане, не приходится, считают они.

Кстати

Конституция Узбекистана запрещает одному лицу занимать президентский пост больше двух сроков подряд. Второй президентский срок Ислама Каримова закончился в 2007 году. Представители оппозиции заявляли, что его переизбрание в 2000 году уже было незаконным, так как впервые Каримов был избран в 1990 году и переизбран в 1995 году. В 2000 году узбекские власти заявили, что выборы в 1990 году нельзя считать первым сроком Ислама Каримова, так как тогда еще не существовало независимого Узбекистана. И началом первого его президентского срока стал считаться 1995 год. В 2000 году Каримов был переизбран на второй срок, а в 2002 году был проведен национальный референдум, который продлил срок полномочия президента с 5 до 7 лет. Однако норма о продлении числа президентских сроков не была изменена. По новой конституции Ислам Каримов пошел в 2007 году уже на новый, де-факто, четвертый срок.
0
    367