Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Соотечественник

Валентин Тимаков: «Наша задача - найти такие формы поддержки, чтобы гражданам было выгодно приезжать на Дальний Восток»

Светлана СметанинаРусский век
3 мая 2017

В ближайшие годы именно Дальний Восток должен стать точкой роста экономики России. Здесь открываются новые предприятия, а благодаря программе «Дальневосточный гектар» даже закладываются новые поселения. О новом освоении и возрождении Дальнего Востока - в интервью генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентина Тимакова.

 

- Создание Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке - важный знак того, что об этом регионе наконец-то вспомнили и намерены серьезно им заниматься. На Ваш взгляд, почему для России так важно дальневосточное направление?

 

- Дальний Восток - это не только красивейший и богатый природными ресурсами регион, но и также точка роста всей экономики России. Во-первых, близость Азиатско-тихоокеанского региона обеспечивает перспективы его интеграции в мировую экономику. Второе - возможности, связанные большим количеством минеральных и природных ресурсов, включая рыбу и добычу полезных ископаемых. Треть всех лесных запасов - тоже Дальний Восток. При том, что население на Дальнем Востоке - чуть больше четырех процентов от всего населения России. К примеру, по показателю плотности населения это в 8 раз ниже, чем, скажем, в Тульской области. Совокупность этих факторов, необходимость обеспечения опережающего развития региона привели к тому, что Дальний Восток объявлен приоритетом на весь XXI век - об этом Президент страны Владимир Путин открыто заявил на первом Дальневосточном экономическом форуме. И для решения стратегических задач по развитию Дальнего Востока по привлечению и закреплению новых жителей - для этого и было учреждено наше Агентство.

 

Агентство учреждено постановлением правительства в лице министерства по развитию Дальнего Востока в сентябре 2015 года. Оно выполняет ключевые задачи. Первое: это привлечение и закрепление новых жителей, трудоустройство граждан на предприятиях Дальнего Востока на территориях опережающего развития, свободного порта «Владивосток» и других крупнейших предприятиях Дальнего Востока.

 

Второе направление связано с программой «Дальневосточный гектар» - Агентство отвечает за информационно-методологическое сопровождение данного закона. Это разработка мер поддержки для получателей «гектаров», информирование о существующих мерах, о реализации самого закона, о том. Это весь набор сервиса, который необходим гражданину для получения гектара, его освоения и для закрепления на территории.

 

Закон по своей сути революционный и новаторский, потому что впервые предлагается провести все действия дистанционно в режиме онлайн. Сейчас срок оформления составляет около сорока дней, но в будущем он будет занимать чуть около трех недель. То есть сидя дома, в любом городе России вы при желании можете выбрать землю, которая вам нравится и на которой вы планируете что-то делать, и получить ее во владение. Понятно, что права на землю появятся через пять лет, но уже сейчас там можно что-то выращивать.

 

- А уже есть первые результаты? Кто эти люди, которые берут гектар земли на Дальнем Востоке - как их можно охарактеризовать?

 

- В июне 2016 года в эту программу включились первые 9 пилотных районов. В октябре земля стала доступна всем дальневосточникам, а с 1 февраля 2017 года всем жителям России. Кто те люди, которые берут землю? Мы сейчас формируем социологический портрет такого гражданина. Но уже можно сказать, что люди берут участки осознанно, понимая, чем они будут заниматься на данной земле. По нашим данным, около 18% граждан займутся сельским хозяйством, около 8% готовы реализовывать проекты в сфере туризма и рекреации, 4% планируют заняться охотой и рыбалкой, более 40% планируют построить дом.

 

Что важно? Граждане могут выбрать вариант использования земли - в течение первого года они определяются с его использованием.

 

В основном, конечно, землю берут в Приморье. Это самый теплый регион, где растет все, что растет в Крыму. На втором месте по популярности - Якутия. На третьем - Хабаровский край. Самыми активными получателями гектара, помимо самих дальневосточников, являются жители Москвы и Московской области. Далее Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край. Свердловская область.

 

Нас спрашивают - почему Краснодарский край? Несколько причин. Во-первых, большое число дальневосточников, жителей Сибири, выходя на пенсию, переезжают именно в Краснодарский край. То есть там целая дальневосточная диаспора. Второе - все-таки земли в собственность для ведения бизнеса там недостаточно. И поэтому мы видим значительное количество обращений именно бывших дальневосточников, которые хотели бы вернуться и что-то делать.

 

- А какое-там может быть сельское хозяйство? Оно и в центре нуждается в дотациях, а уж на Дальнем Востоке тем более.

 

- Амурская область по количеству чернозема не уступает Кубани. И второе - сами климатические условия, и что особенно важно - количество солнечных дней. Не зря же космодром «Восточный» построили именно там - в районе города Циолковский. Благовещенск - один из самых солнечных городов в России: до трехсот солнечных дней в году. А в Москве 117 солнечных дней. Поэтому сельское хозяйство успешно развивается и в Амурской области, и в Приморье. При этом направление деятельности может быть самое разное - сбор дикоросов, пчеловодство.

 

На наш взгляд, участники программы - это социально активные люди, которые хотят что-то поменять. Недавно в «Комсомолке» была статья про одного из жителей Иркутска, который съездил в бухту Посьет в Приморском крае, влюбился в это место и взял там гектар, чтобы открыть детский спортивный лагерь. С нашей стороны мы поможем реализации этого проекта. Мы сейчас готовим типовое решение - бизнес-план «Как создать детский спортивный лагерь» - и будем безвозмездно предлагать гражданам его реализовывать. Мы также поможем со всеми мерами поддержки, которые ему положены. Есть разнообразные виды поддержки - для предпринимателей, для развития туризма, фермерства.

 

Интересный момент - мы обнаружили, что на территории Дальнего Востока начали формироваться так называемые агломерации. То есть это скопление участков, где граждане предполагают совместное поселение. Только в Приморье у нас 25 таких мест, где взяты от ста и более участков рядом друг с другом. Таким образом, граждане планируют там создавать целые поселения. Соответственно, задача органов местной власти - оказать им поддержку и предоставить соответствующую инфраструктуру. Такое поручение дал Вице-премьер Правительства России - Полномочный представитель Президента в ДФО  Юрий Трутнев.

 

Основная часть новых поселений находится недалеко от дорог. Доступ к электричеству также возможен. Вот такая интересная новая форма взаимодействия, о которой мы даже и не думали. И наша задача - помочь им организационным методологическим сопровождением. Потому что представьте - 300 человек, которым надо где-то собраться. И кто-то должен провести эту организационную работу, найти инициатора, подготовить все документы, которые необходимы для формирования селения. И это будет делать Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

 

- Есть количественные показатели - сколько человек должны переехать, благодаря программе «Дальневосточный гектар»?

 

- У нас есть расчеты и ожидания, что порядка ста тысяч человек в течение 2017 года воспользуются этой мерой поддержки. При том, что сама продуктовая линейка у нас расширяется. Это не только меры поддержки, которые предоставляются со стороны региона. В ближайшее время выходит новый кредитный продукт для получателя гектара: под 10% можно будет получить кредит в виде товаров и услуг, необходимых, например, для развития инфраструктуры на участке.

 

В ближайшее время выйдет продукт, ориентированный на тех, кто подает коллективную заявку. К примеру, десять человек объединились и вместе подают заявку на получение десяти гектаров. Вообще 12 % от общего числа заявок - это коллективные заявки.

 

Отдельная тема - это создание рабочих селений. К примеру, в Индии у ряда международных компаний есть такой подход, когда они строят рядом с предприятиями очень комфортные и модернизированные рабочие селения, где работники могут жить вместе с семьями. Что это дает? Во-первых, люди ценят заботу и это сказывается на качестве работы. Потом - нет накладных расходов на перемещение. Наши индийские коллеги нам рассказали об этом опыте, и мы сейчас изучаем возможность его применения в России. У нас уже есть четыре предприятия, которые к нам обратились с просьбой создать рабочие поселения именно с использованием дальневосточного гектара.

 

Как это выглядит? Есть предприятия, а рядом есть земля, которая доступна в рамках программы «Дальневосточный гектар». Соответственно, работники предприятия берут землю, а предприятие с помощью Агентства разрабатывает ипотечную программу. И таким образом сотрудники обеспечиваются жильем. Пока мы тестируем этот проект, но надеемся, что в ближайшее время у нас будут подписаны первые соглашения.

 

- Неизбежно возникает сравнение со столыпинской реформой, когда на Дальний Восток также переселялись целыми семьями. А на Ваш взгляд, можно провести какие-то параллели с сегодняшним днем?

 

- Понятно, что, если сто лет назад люди ехали три года на лошадях на Дальний Восток, сегодня это восемь дней на поезде или семь часов на самолете. Время и требования стали другие. Мне кажется, в каждую эпоху есть свои ключевые особенности, которые востребованы гражданами. Сейчас граждане в первую очередь хотят получить работу - как для себя, так и для членов семьи. Преимущество нашей современной программы в том, что у нас создается 80 тысяч рабочих мест к 2025 году. Кстати, на нашем сайте размещен навигатор «Востребованные профессии Дальнего Востока» - там даже можно видеть, какие предприятия будут созданы. Наше преимущество в том, что не заселение как таковое главное, как это было при Столыпине, а упор делается именно на экономическое освоение Дальнего Востока. У нас создаются предприятия, где нужны люди. А людям в свою очередь требуются меры поддержки - в том числе для перевозимых семей. Вот в этом, мне кажется, основные отличия и главные плюсы.

 

Наша задача, об этом неоднократно говорит Александр Сергеевич (прим. редакции: Галушка  - Министр по развитию Дальнего Востока), найти такие формы и меры поддержки, чтобы гражданам было выгодно сюда приезжать и осваивать территорию.

 

У нас есть 15 территорий опережающего развития - ТОРов. И в этом году свыше 60 новых предприятий начнет там свою работу. И соответственно, уже в этом году мы планируем появление не менее 11 тысяч новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Что касается новых предприятий - это 25 отраслей экономики, начиная от судостроения - завод «Звезда», куда в этом году мы привлечем свыше 700 человек, до горно-обогатительных комбинатов. Вот, к примеру, сейчас в Приморье создается кластер по алмазной обработке, и компания KGK привлекла нас для поиска 150 огранщиков алмазов.

 

- Кстати, одна из задач Агентства - привлекать квалифицированных специалистов для переезда на Дальний Восток. А чем их привлекать? Какие стимулы предусматриваются?

 

- В первую очередь, это заработная плата. Уже сейчас на Дальнем Востоке она составляет 42 тысячи - выше, чем в центральной части России. Второе - на предприятиях в ТОРах, как правило, зарплата выше, чем на обычных предприятиях. И конечно, очень важен такой стимул, как карьерный рост. У нас есть предприятия - например, авиационный завод имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре - там средний возраст начальника отдела 32 года. Если молодежь ищет места, где можно быстро сделать карьеру, где работают те самые социальные лифты, - это как раз Дальний Восток.

 

- Считается, что Приморье и Амурская область наиболее развитые регионы на Дальнем Востоке. А что остальные?

 

- Много предприятий создается в Хабаровском крае, на Камчатке. Территории опережающего развития создаются везде, где есть инвестиционный спрос. Тот набор льгот, который есть сейчас у ТОРов, конечно, беспрецедентный и привлекает работодателей.

 

Помимо рабочих мест появляется возможность учиться - создан Дальневосточный Федеральный университет.

 

И как результат - в 2016 году зафиксирована лучшая за последние 25 лет демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Отток населения по сравнению с 2015 годом снизился вдвое, а по сравнению с 2014 - в три раза. За последние 25 лет ничего подобного на Дальнем Востоке не происходило.

 

Потом есть ряд программ для привлечения - например, программа трудовой мобильности: поиск и предоставление квалифицированного персонала для предприятий. При этом предприятия получают субсидию за то, что они привлекают людей из так называемых трудоизбыточных регионов.

 

Есть программа «Соотечественники», которая привлекает тех представителей русскоязычной диаспоры, которые проживают в других странах. Семь из девяти субъектов Дальнего Востока являются участниками программы - кроме Якутии и Чукотки. За минувшие десять лет на Дальний Восток переехало 44 тысячи соотечественников. Но этого недостаточно, и мы поднимаем вопрос об этом, поскольку сейчас в программе доля Дальнего Востока составляет лишь 7% - по общему объему субсидий. Наше предложение - повысить не размер выплат на человека, а общую сумму, чтобы мы могли привлекать не 700 человек ежегодно, а порядка семи тысяч человек.

 

- На Ваш взгляд, что еще необходимо сделать, чтобы больше соотечественников приезжало именно на Дальний Восток?

 

- Во-первых, это информирование наших соотечественников о существующих возможностях жизни и работы на Дальнем Востоке. Для многих это такая терра инкогнита - далеко, непонятно, много мифов.

 

Второе - должна работать программа по адаптации и поддержке переехавших граждан. Хочу сказать, что в агентстве есть такая структура - служба адаптации и поддержки переезжающих на Дальний Восток. Это означает, что работник или предприятие, которое переводит людей на Дальний Восток, получают поддержку. В чем она состоит? Мы информируем людей о том, какие меры поддержки им положены, что там с жильем, где находится школа. Также действует горячая линия для работников, чтобы они могли задать интересующие их вопросы. Как правило, вопросов много - ведь люди едут из другой части страны или вообще из-за границы. К слову, в 60-е годы при освоении Дальнего Востока были аналогичные службы. Первый вопрос, который волнует граждан - это информация о жизни на Дальнем Востоке.

 

Очень важен вопрос с жильем. Граждане должны иметь возможность приобрести жилье или внести первоначальный взнос для его покупки. Должна быть оказана такая форма поддержки, как предоставление контейнеров. Мы обнаружили, что для многих это является таким сдерживающим фактором - готовы переехать, но нет денег на контейнер, чтобы перевезти технику, машину, мебель. Мы считаем, что это серьезное ограничение, и предложили включить предоставление контейнеров в меры поддержки переезжающим.

 

Мы также считаем, что в целях поддержки демографической ситуации должен быть увеличен срок действия материнского капитала и его размер.

 

- То есть люди, которые хотят переехать на Дальний Восток, теперь могут обращаться и в ваше Агентство?

 

- Разумеется. Также у нас был положительный опыт поддержки староверов, которые переехали из Уругвая в Амурскую область. Мы оказывали им методологическую и юридическую помощь при переезде. Рассчитываем, что вслед за ними поедут и другие семьи.

 

- Не могу не спросить про Китай. Существует представление о том, что Китай чуть ли не захватывает наш Дальний Восток. Это правда?

 

- Это миф. Ничего подобного мы не наблюдаем. В 2016 году на Дальний Восток было привлечено свыше 37 тысяч иностранных граждан, включая жителей Китая. Существуют квоты на привлечение иностранной рабочей силы - не более 20% должны быть иностранцы, а 80% - россияне, главным образом дальневосточники.

 

- И последний вопрос: Вы видите реальный интерес населения к программе «Дальневосточный гектар»?

 

- Да. Интерес есть, продукт востребован - можно об этом смело говорить. Безусловно, требуется ряд законодательных изменений. Мы видим, что есть ряд узких мест, которые нужно решать совместными усилиями. И главное - оказывать поддержку гражданам, которые берут гектар, чтобы они реально его освоили в течение пяти лет. И начали жить на Дальнем Востоке.

0
    2 524