Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Экономика

Туркмения. За фасадом дворцов — нищета и бесправие

Сергей КожемякинГазета «Правда»
14 октября 2022
«Города будущего» с архитектурными ансамблями, размах которых можно оценить только с высоты птичьего полёта, колоссальных размеров статуи и стадионы — на всё это власти Туркмении ежегодно тратят миллиарды долларов. На фоне подобной гигантомании всё чаще просачивается информация о тяжёлой социально-экономической ситуации в стране.

Мировая литература знает немало блестящих произведений, в которых разоблачается самодурство дорвавшихся до власти проныр. Здесь и «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, и «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса, и многие другие книги. Можно предположить, что этот список будет продолжен новыми шедеврами, поскольку тема со временем не становится менее актуальной. Прототипы героев буквально выстраиваются в ряд, просясь на страницы вместе со своей жестокостью, трусостью, манией величия.

Настоящим «творческим полигоном» для такого рода сочинений является современная Туркмения. Мало где в мире существуют столь же яркие диспропорции между показным шиком и нищетой, фантазиями властителей и проблемами простых жителей.

На конец этого года намечена торжественная сдача в эксплуатацию первой очереди новой столицы Ахалского велаята (области). Строительство ведётся в предгорьях хребта Копетдаг в 30 километрах к западу от Ашхабада. Город, для которого было вырублено 300 гектаров садов и виноградников и снесён посёлок, рассчитан на 70 тысяч жителей. Стоимость первого этапа оценивается в 1,5 миллиарда долларов.

На первый взгляд, это благая задумка, которая позволит снизить остроту жилищной проблемы. Однако более внимательное знакомство с амбициозным проектом показывает, что перед нами очередной каприз властей, призванный потешить их тщеславие. Львиная доля средств тратится на безумно помпезные сооружения. Так, в центре города возводится огромная статуя любимого коня экс-президента Гурбангулы Бердымухамедова. Среди других циклопических объектов — стадион на 10 тысяч мест, колоссальных размеров здания мэрии, цирка, музея, библиотеки. Всё это облицовывается белоснежным мрамором, закупаемым во Вьетнаме.

По сообщениям властей, в новом областном центре внедряются самые передовые технологии «умного города». Например, урны будут сообщать в службы благоустройства о своём заполнении, лифты оснащаются единой системой компьютерного управления, а светофоры — звуковибрационными модулями для слабовидящих и слабослышащих граждан.

«Отцом-основателем» «чудо-города» выступает Гурбангулы Бердымухамедов (на снимке), который после передачи полномочий сыну Сердару сохранил за собой пост спикера верхней палаты парламента. Начиная с мая этого года он проводит здесь еженедельные выездные совещания, широко освещаемые республиканской прессой. С дотошной тщательностью журналисты рассказывают о том, как Бердымухамедов утвердил дизайн ворот детского сада и дренажных решёток для бассейнов, крышек канализационных люков и изображений, которые будут использованы при оформлении фойе цирка. Не исключено, что городу будет присвоено имя бывшего президента. Намёки на это содержатся в материалах пропагандистских органов. «Строительство нового города в этом прекрасном уголке предгорий Копетдага демонстрирует социальную ориентированность государственной политики, инициированной Героем — Аркадагом», — написало одно из изданий. Напомним, что «аркадаг» (в переводе — «покровитель») — это официальный титул Гурбангулы Бердымухамедова.

Созданием нового административного центра архитектурные причуды туркменских правителей не ограничиваются. В южной части Ашхабада строится 60-метровый памятник поэту и философу Махтумкули Фраги. Готовится возведение очередного стоматологического центра вдобавок к уже существующей шестиэтажной клинике, построенной в форме зуба, что напоминает о профессии экс-президента. Только в столице построено шесть ипподромов и множество пятизвёздочных отелей, которые в условиях неразвитого туризма попросту пустуют. Как признались в прошлом году власти, стоимость строящихся в Туркмении объектов составляет 37 миллиардов долларов. В этом отражается суть государственной политики, направленной на создание внешнего блеска при равнодушии к нуждам простых жителей.

За фасадом мраморных дворцов скрывается совсем иная страна — с бедностью, неравенством, бесправием. Так, сотни рабочих, трудящихся на возведении новой столицы Ахалского велаята, месяцами не получают зарплату. Из-за этого коллективы строительных фирм «Мырадым», «Нусай йоллары» и других отказались выходить на работу. Начальство объясняет задержки тем, что государство не перечисляет компаниям деньги.

Сотни людей остались без работы в городе Туркменабад (бывший Чарджоу). Руководство одного из крупнейших предприятий города — маслозавода — заставило сотрудников написать заявления об уходе в неоплачиваемые отпуска. Причина — дефицит сырья, из-за чего завод уже долгое время работает с перебоями. Кроме того, объявлено о скором массовом сокращении. Из 1250 рабочих будут уволены как минимум 300.

Ситуация является следствием кризиса в сельском хозяйстве. Износ ирригационных сооружений и явные провалы в управлении привели к его деградации. По данным независимых источников, урожайность зерновых культур упала с 21—23 центнеров с гектара в 1980-е годы до 7—10 центнеров в настоящее время. Схожие трудности испытывает хлопководство. Здесь широко используется ручной труд, в который вовлечены и дети начиная с восьмилетнего возраста.

Сильно бьёт по жителям рост цен, особенно разогнавшийся в последние месяцы. Правительство замалчивает подобные проблемы, однако, по подсчётам Азиатского банка развития, в этом году инфляция в Туркмении составит 13 процентов, а в следующем году незначительно снизится — до 11 процентов. Видимо, руководство страны уверено, что еду, лекарства и другие товары первой необходимости людям легко заменяет любование архитектурными изысками, статуями любимых коней и собак правителей. Эта оторванность от реальности может дорого стоить власти.
0
    4 925