Любой конфликт на постсоветском пространстве легко и охотно списывают на «проклятое наследие СССР». Но с развала Союза прошло три десятилетия, за которые у этих республик, «наконец-то» получивших независимость и скинувших с себя «колониальное ярмо», было достаточно времени, чтобы столь порочное наследие трансформировать на воле в нормальную и мирную жизнь, по-соседски договориться, а не убивать и калечить друг друга.
Время-то было, а вот политической воли — нет. Для стабилизации обстановки сторонам требовалось цивилизованно договориться о демаркации государственной границы, которая присутствует по 504 километрам из 970. Спорными остаются 70 участков. Проволочка в этом деле и привела к тому, что на границе Таджикистана и Киргизии снова стреляют и похищают людей.
По версии Бишкека, после недавнего похищения таджиками двух киргизов (вскоре их освободили), накануне граждане Таджикистана начали грузить щебень с берега реки Ак-Суу в нескольких метрах от условной линии госграницы. Затем таджикская сторона решила установить камеры видеонаблюдения на столбах ЛЭП у «Головного водораздела» в Баткенском районе. С обеих сторон собрались порядка 150 человек, пуляющих друг друга камнями. К вечеру страсти утихли — таджикская сторона согласилась демонтировать камеры, но, как утверждают киргизы, обещания не сдержала.
И уже сегодня утром, кроме камней, в ход пошло охотничье оружие: таджики стали обстреливать автомобили киргизов. Дальше — больше: из минометов, автоматов и пулеметов таджики открыли массированный огонь по водозабору, принадлежность которого оспаривает каждая из сторон. В Баткенской области КР введен режим ЧС.
Заметим, что минометами и пулеметами располагают, естественно, не крестьян, а силовые структуры. По словам очевидцев, их активность наблюдалась с обеих сторон границы.
Считается, что всему виной, причем многолетней, является водораспределительный пункт «Головной» в верховьях реки Исфара. Он предназначен для ирригации земледельческих хозяйств приграничных территорий трех стран — Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В Госкомитете нацбезопасности Таджикистана утверждают, что киргизы «оккупировали» это сооружение. Более того, некоторые руководители Баткенской области КР подстрекают к конфликту даже граждан, живущих в отдаленных от «Головного» местах.
Как бы то ни было, а ситуация, похоже, становится неуправляемой. Женщин и детей эвакуируют с мест боев пока что локального назначения — будем надеяться, что ареал конфликта не разрастется. МИД Узбекистана предложил всемерно содействовать скорейшему урегулированию конфликта и призвал стороны «немедленно прекратить столкновения, принять совместные меры по стабилизации ситуации и воздержаться от действий, которые могут привести к дальнейшему росту напряженности». По мнению Ташкента, все проблемы должны решаться только путем переговоров и консультаций «в духе отношений многовековой дружбы, добрососедства и партнерства, которые присущи братским народам Центральной Азии».
Но, как видим, «по-братски» не получается. «Вопрос очень сложный», — говорит президент Киргизии Садыр Жапаров. Конечно, сложный, гораздо сложнее, чем пить кумыс. Однако решаемый. Разумеется, если не разглагольствовать 30 лет, а начать практические переговоры с соседней страной, чего и требуют сейчас на митинге в Бишкеке киргизы. Вряд ли им легко понять и принять признание своего президента, что «С Таджикистаном пока переговоры не начались. … Мы должны будем делить поровну. Вы скажете, что хотите получить 75%, и я скажу то же самое. Споры так и будут идти, пока в конце не придем к одному решению». А конца-то не видно! Он добавил, что власти КР «не намерены решать пограничный вопрос в ущерб государству и народу». И так три десятилетия! Необходимость проявления инициативы в вопросах демаркации границы и сдержанности касается, разумеется, и Таджикистана.
А пока лидеры обеих стран заняты болтологией, Минздрав Киргизии информирует о 17 пострадавших и одном погибшем во время беспорядков на границе. Вероятно, «малой кровью» дело не обойдется: по последним данным ГКНБ КР, таджикская сторона открыла огонь по трем пограничным заставами и двум пограничным постам в Баткенской области, одна застава загорелась. В ответ на действия таджикских силовиков, отряд специального назначения Киргизии захватил таджикскую пограничную заставу Ходжа Аълло. По всему периметру границы с обеих сторон стягиваются дополнительные силы и средства.
Как в насмешку, сегодня в Душанбе состоялось заседание Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ — их принял президент РТ Эмомали Рахмон. По официальной информации, участники заседания «обсудили вопросы безопасности, противодействие вызовам и угрозам, а также меры по их нейтрализации». Может, самое время просить посредничества у ОДКБ? Но, как передает Sputnik, пресс-секретарь президента Киргизии Галина Байтерек заявила, что «Такой вопрос не стоит, уверены, что конфликт на границе удастся разрешить своими силами». По ее словам, Садыр Жапаров убежден: с соседней республикой удастся договориться миром.
На это, однако, не похоже, если только временный мир не будет навязан Бишкеку и Душанбе третьей, более сильной стороной, заинтересованной в стабилизации обстановки в террористически уязвимой Центральной Азии. Трудно утверждать, но можно достаточно уверенно предположить, что раздрай между таджиками и киргизами не обходится без подстрекательства экстремистских сил, в интересы которых входит ослабление безопасности региона.