Сегодня

481,68    522,48    67,72    5
Общество

Можно ли заставить казахстанских чиновников и их близких быть скромнее?

Сауле ИсабаеваСпик.кз
Сегодня, 00:30

Пожалуй, ничто так не раздражает народ, особенно в периоды кризисов, как роскошная жизнь власть имущих, которой их жены, дети любят похвастать в соцсетях. И даже тогда, когда эти неуместные понты провоцируют публичный скандал, дело редко доходит до отставок или хотя бы извинений, как это принято во всем цивилизованном мире. О том, почему казахстанские чиновники и их близкие не стесняются демонстрировать свое богатство, тем самым подрывая авторитет власти в глазах населения, и как можно заставить их быть скромнее, размышляют наши собеседники.

Чингиз Лепсибаев, общественный деятель:
«Такое мышление госслужащих совершенно неприемлемо»

- В цивилизованных странах люди, идущие на государственную службу, особенно на значимые должности, прекрасно осознают, что не могут рассчитывать на абсолютную прайвеси (неприкосновенность частной жизни). Особенно это касается их доходов и расходов, информация о которых там достаточно прозрачна и доступна для общественности. Вспомните, как бывший монарх Испании Хуан Карлос отрекся от престола из-за подозрений в коррупции, которые позже были сняты. Или как Джо Байден стремительно терял поддержку избирателей по ине сына, уличенного во взяточничестве, налоговых и других преступлениях.

Увы, до понимания казахстанских чиновников эта истина никак не дойдет. Более того, некоторые из них, а также депутаты убеждены в том, что их зарплаты – чуть ли не государственная тайна. Но такое мышление совершенно неприемлемо и разрушительно для любой демократической страны. А чтобы его изменить, для начала нужно заставить чиновников и их родственников честно декларировать свои доходы и имущество.

На самом деле зарплаты госслужащих во всём мире, за исключением отдельных стран, не так уж велики и не позволяют вести роскошный образ жизни. К примеру, в Сингапуре их оклады зависят от результатов работы, то есть чем они эффективнее, тем богаче. У нас же зарплаты чиновников фиксированные, а потому бриллианты и дорогие автомобили их жен не могут не вызывать вопросов…

Особая каста – топ-менеджеры национальных компаний, которые выписывают себе многомиллионные премии при многомиллиардных убытках. И это тоже совершенно неприемлемо. Я вообще считаю, что зарплата руководителя или топ-менеджера госхолдинга со всеми бонусами и премиальными не должна быть выше, чем у министра. Ведь это такой же наемный работник. И тем более нацкомпании не должны становиться синекурой для родственников чиновников. Хочешь хорошо зарабатывать - иди в бизнес, а не пытайся это делать за счет налогоплательщиков.

Что касается скромности, то она должна стать главным правилом поведения госслужащих. Будучи слугами народа, они обязаны одеваться в казахстанское, а не в люксовое; лечиться в обычных клиниках, а не в президентской или заграничных; обучать детей в государственных школах, а не в Haileybury, и т.д. Вот тогда у них появится мотивация к тому, чтобы сделать всё отечественное лучше, качественнее. А ведомственные больницы и прочие преференции для чиновников – просто нонсенс в демократическом государстве. Необходимо от этого избавляться, и как можно быстрее. Лично бы я главным принципом в Этическом кодексе госслужащих прописал уважительное отношение к своим согражданам.



Как было сказано в докладе Нацбанка за прошлый год, у большей части казахстанцев среднедушевой доход не превышает 151 тысячу тенге в месяц, тогда как на относительно небольшое количество самых богатых людей приходится почти четверть суммарных доходов граждан страны. Собственно, на этом контрасте и растут протестные настроения в обществе…

Куат Кунболатов, общественный деятель:
«По каждому такому случаю нужно проводить проверки»

- Примерно с начала «нулевых» годов и до середины «десятых» между властью и народом существовал негласный договор: первая обеспечивает второму определённые социальные гарантии в обмен на невмешательство в свои дела. Но потом, по мере нарастания кризисных явлений экономики, этот договор стал сходить на нет. Мало того, государство, вынужденное латать дыры в бюджете, начало всё чаще заглядывать в карманы граждан.

При этом многие чиновники не хотят и не собираются отказываться от того образа жизни, к которому привыкли в «тучные» времена высоких цен на нефть. Они продолжают шиковать и бахвалиться своим богатством, что вызывает негодование у простых граждан, которым год от года становится всё труднее сводить концы с концами.

Вправе ли общественность интересоваться личной жизнью госслужащих, давать ей оценки? Однозначно да! Ведь они являются, прежде всего, олицетворением государства, а уже потом обычными гражданами. Поэтому спрос с них особый: им предписано быть честными, порядочными, справедливыми. Если же эти качества им не присущи, то пусть освободят занимаемые должности и ищут применения в других сферах.



Как заставить чиновников жить скромно? При желании и наличии политической воли сделать это не так уж сложно. Главное - не препятствовать журналистам и блогерам в их попытках выявить «нетрудовые» доходы власть имущих. И по каждому такому факту проводить расследования, применять соответствующие меры. В таком случае чиновники будут вынуждены быть скромными.

Мурат Телибеков, общественный деятель:
«Казахская рыба гниет не с головы, а с хвоста»

- Почему в Казахстане не удается справиться с чиновниками, без зазрения совести демонстрирующими наворованные богатства? Причина не только в круговой поруке. Здесь нечто большее, фундаментальное. Это явление уходит корнями в глубины человеческого сознания. И я бы назвал его «феноменом казахской рыбы».

Дело в том, что казахская рыба вопреки законам природы гниет не с головы, а с хвоста. Когда она начинает разлагаться, «местные знахари» лечат ее именно оттуда. При этом голова неприкосновенна, она не подвластна разложению, до нее дело никогда не доходит. Впрочем, в этом нет необходимости, ведь проблемы создает лишь хвост. У казахской рыбы он огромный и сложно устроен, поэтому чистка требует много времени и средств. По этому принципу функционирует вся политическая система страны.



В Европе дело обстоит иначе. Государственные деятели богатством не кичатся, их жены ведут себя скромно. Причина в том, что европейская рыба гниет с головы, поэтому чистку ее начинают с этого места. Чтобы не допустить заражения всего тела, общество очень внимательно следит за чистотой головы. Время от времени рыбе вправляют мозги, указывают на место, чтобы она не сходила с ума и не валяла дурака.

Специалисты считают, что до тех пор, пока казахская рыба не эволюционирует в европейскую, ничего не изменится. К слову, однажды в наш омут завезли тех самых европейских рыб, чтобы оздоровить местную ихтиофауну. К сожалению, ничего путного из этого не вышло. Местные рыбы сожрали пришельцев в мгновение ока.

Есть и другой нюанс. Однажды высокопоставленный казахстанский чиновник поведал мне занятную историю. Присутствуя при встрече Назарбаева с Путиным в неформальной обстановке, он стал свидетелем политического мастер-класса от Елбасы.

- Замучили меня коррумпированные чиновники. Не знаю, что с этим делать, – сетовал Путин.

- Не надо с этим бороться, пусть воруют. От этого больше пользы, чем вреда. Я, например, своим чиновникам разрешаю воровать. В меру, конечно, но разрешаю. Поэтому они шелковые, податливы как глина. Могу лепить из них все, что захочу. Людей, замешанных в воровстве, никогда не оставляет страх перед разоблачением. Сейчас они боятся меня как огня. Это гарант преданности. Советую тебе делать то же самое, - усмехнулся Назарбаев

- А если он откажется воровать? – спросил озадаченный российский лидер.

- Что значит откажется?! – глаза Елбасы гневно вспыхнули. - Заставь воровать. Силой заставь! И будет тогда вокруг тебя тишина и порядок.

Соответствует эта история действительности или нет, утверждать не берусь, но очень похоже на правду.

Галым Агелеуов, правозащитник:
«Исправить ситуацию можно лишь наказаниями и возвращением денег в бюджет»

- В современном государстве граждане должны не только фиксировать (с помощью независимых СМИ) любое коррупционное действие в семье чиновника, но и влиять на решение по его дальнейшей судьбе. Все-таки бюджет народный, поэтому общество имеет право знать о всех зарплатах, премиях и бонусах госслужащих, а фискальные службы обязаны докладывать ему обо всех коррупционных схемах и «откатах», в случае необходимости беря инициативу на себя. Ведь все это богатство и роскошь - украденные у населения возможности жить достойно.

Если ты чиновник, то будь готов быть как стеклышко перед медиа и отвечать на все вопросы, касающиеся твоей собственности. Но высшая номенклатура отказывается декларировать публично свои доходы, что нельзя назвать иначе чем двойными стандартами в и поощрением коррупции. Получается, что она лишена не только скромности, но и минимального набора нравственных качеств, а также государственного мышления. И мы, увы, тотально зависим от нее, поскольку ничего не решаем, хотя имеем полное право управлять своим государством.

Госслужащих не просто можно, но и нужно наказывать за непредоставление информации, за игнорирование СМИ, за любое злоупотребление служебным положением. Главное тут даже не жесткость, а неотвратимость наказания в соответствии с законами РК. Ведь как раз отсутствие общественного контроля, агрессивной и дотошной журналистики, цензура, попытки ограничить права СМИ и блогеров ведут к вседозволенности и деградации госслужащих.



Скоро из Нацфонда уже нечего будет брать, и мы останемся с огромным госдолгом. Исправить эту аховую ситуацию можно только наказаниями и возвращением денег в бюджет. Параллельно необходимо запустить общественный, независимый аудит. Во власти должны находится только такие люди, которые осознают свою ответственность перед гражданами, страной…

+1
    9