Сегодня

478,93    534,96    67,8    5,16
Общество

Узбекистан: Молодёжь равняется на… басмачей

Сергей КожемякинГазета «Правда»
26 августа 2024

Коллаж: © Русские в КазахстанеАнтисоветская ложь остаётся главной «скрепой» постсоветских режимов. В школах Узбекистана появятся «уголки памяти жертв репрессий», продолжается массовая реабилитация осуждённых за бандитизм преступников.


Как ненависть со стороны непорядочных персон является мерилом честности отдельного человека, так и попытки очернить СССР нынешними правителями лишний раз подтверждают его величие и гуманность. Антисоветизм, чей накал не спадает уже больше тридцати лет, выдаёт врождённые пороки буржуазных классов — жадность, эгоизм и отношение к трудящимся как к «тягловому скоту». Пытаясь скрыть свои грехи, они обрушивают все имеющиеся в их руках идеологические и информационные ресурсы на социалистическую эпоху. Чем безобразнее сущность нынешнего строя, тем громче нападки на прошлое.


В Узбекистане начало нового витка антисоветизма пришлось на 2020 год. Вскрывшиеся в ходе пандемии недостатки существующей социально-экономической модели заставили власти многих постсоветских стран обратиться к испытанным инструментам манипуляции сознанием. Обвинив Советскую власть в уничтожении «цвета нации», президент Шавкат Мирзиёев поручил создать рабочую группу для «глубокого изучения жизни и деятельности жертв репрессий и увековечивания их памяти».


Со своей стороны, Верховный суд занялся реабилитацией «невинно пострадавших». На сегодняшний день отменены приговоры в отношении свыше 1200 человек. Почти все они состояли в басмаческих отрядах и были осуждены за бандитизм и кровавые расправы над мирным населением. Не стало исключением и недавнее заседание, проходившее под председательством замглавы Верховного суда Икрома Муслимова. Судьи рассмотрели кассационные жалобы по дюжине дел, оправдав 205 репрессированных. Большинство из них являлись басмачами, сражавшимися под началом таких главарей, как Мадаминбек, Джунаид-хан, Ибрагимбек. Вопреки навязываемым стереотипам, к высшей мере наказания были приговорены единицы, остальные отделались мягкими приговорами от одного до пяти лет заключения или ссылкой.


Правда, на этот раз власти решили разбавить «бандитский сонм», добавив к нему фигурантов громкого дела 1930 года. В судебной системе Узбекской ССР тогда вскрыли преступную сеть, поставившую на поток взяточничество, несправедливые приговоры, хищения. В неё были вовлечены председатель Верховного суда республики Сагдулла Касымов, председатель Бухарского окружного суда Бадриддин Шарипов и ряд других работников. Помимо этого, осуждённые за мзду покрывали контрреволюционеров, вместо них отправляя под расстрел ни в чём не повинных крестьян.


В сегодняшнем Узбекистане подобные фигуры возводятся на пьедестал почёта. «Восторжествовали справедливость и правда, не раскрывавшаяся годами. Чистые имена жертв репрессий, самоотверженно боровшихся за независимость и даже отдавших свою жизнь, навсегда будут жить в сердцах нашего народа», — заявили в Верховном суде.


Но и этот процесс переворачивания истории с ног на голову кажется чиновникам недостаточным. В конце июля президент подписал постановление «О расширении работы по изучению жизни и деятельности, увековечиванию памяти соотечественников, ставших жертвами политических репрессий». Его целью объявлено «всестороннее укрепление независимости страны, восстановление и глубокое изучение с научной точки зрения неизвестных страниц нашей истории, утверждение в обществе приоритета прав и свобод человека как высшей ценности». Постановлением создана республиканская комиссия, которая займётся изучением судеб осуждённых и популяризацией их «исторических заслуг». Также в её задачи входят издание многотомника «Жертвы репрессий», пополнение государственного музея памяти жертв репрессией, организация тематических научных экспедиций, сотрудничество с зарубежными архивами и т.д.


Ежегодно в октябре в стране будет проводиться Неделя памяти жертв политических репрессий — и это не считая «будничной» работы, включающей театральные постановки, съёмки художественных и документальных фильмов, конференции, просветительские мероприятия среди молодёжи. Связанные с именами репрессированных объекты включат в туристические маршруты, на их домах будут установлены мемориальные доски. В школах и махаллях (кварталах) появятся «уголки памяти жертв репрессий» со стендами и другими наглядными материалами. Наконец, документ поручает в двухмесячный срок разработать проект нормативно-правового акта, направленного на ускорение процесса реабилитации.


Главной мишенью войны с прошлым является молодёжь. На это указывает подключение к антисоветской кампании дочери президента и «по совместительству» его помощницы Саиды Мирзиёевой. 5 августа она выступила на открытии международных интеллектуальных игр «Заковат» («Сообразительность») в столице Казахстана, призвав равняться на движения джадидов и «Алаш». Представители первого в начале XX века выступали за модернизацию ислама и буржуазно-либеральные реформы феодальных порядков. Хотя многие из джадидов (например, Садриддин Айни, Хамза Хаким-заде и другие) приняли Советскую власть, в сегодняшнем Узбекистане прославляются те из них, кто сделали контрреволюционный выбор и «боролись за независимость» в рядах басмачей и других антисоветских течений. То же самое касается казахского «Алаша», пошедшего на сговор с белогвардейцами Колчака, Дутова и Анненкова.


В интерпретации Саиды Мирзиёевой всё выглядит иначе. «И джадиды, и представители движения «Алаш» имели общую цель — освободить наши народы и сделать страны процветающими, — уверяет она. — Интеллигенция понимала, почему регион отстаёт от остального мира. Но им не дали осуществить задуманное. Сменились поколения, но только сейчас благодаря политической воле лидера нашей страны мы подхватили упавший флаг джадидов… Мы начинаем реализовывать их идеи и поднимать уровень просвещения и образования на тот уровень, о котором они мечтали».


Действуя в интересах политической выгоды, власти загоняют страну в ловушку. В начале прошлого века «идейные антисоветчики» сначала открыли двери для исламистов-мракобесов из числа верхушки басмачества, а затем растворились в их среде. Кроме того, они запятнали себя сотрудничеством с иностранными разведками — главным образом, британской, — щедро помогавшими контрреволюционному движению. Такие же перспективы ждут Узбекистан при новом «издании» антисоветской истерии.

0
    28