Выступая на CNN, кандидат в президенты Америки, республиканец и мормон, гремел в микрофон: «Я говорю о геополитических оппонентах, о стране, которая поддерживает худшие мировые режимы. - Кто всегда встает на сторону самых худших в мире режимов? Это всегда Россия, и – обычно – Китай вместе с ней».
«Безусловно, с этим заявлением можно поспорить, - пишет обозреватель журнала «Foreign Policy» Джошуа Китинг, - но оно отнюдь не противоречит прежним высказываниям Ромни по поводу России. Это тот самый кандидат, который называл договор СНВ-3 «самой худшей внешнеполитической ошибкой Обамы».
А вот и цитата из одного недавнего выступления Ромни: «Новый договор СНВ-3 дает России значительные преимущества в ядерных вооружениях над Соединенными Штатами. В него не включено тактическое ядерное оружие, а по нему Россия превосходит нас в соотношении 10 к 1. Обама возвещает о сокращении стратегических вооружений с 2200 до 1550 ядерных зарядов, однако не упоминает о том, что Россия сохранит более 10000 ядерных боезарядов, относящихся к тактическому оружию, потому что эти боезаряды установлены на ракетах, не достигающих территории США. Но они, конечно же, могут долететь до наших союзников, до стран, рассчитывающих на наш ядерный зонтик».
И кто знает, продолжает дальше Ромни, как можно перенастроить эти тактические ядерные боезаряды? «Это поразительно, но администрация Обамы, исключая тактическое ядерное оружие из договора, идет на уступки России, - уверяет республиканский кандидат своих сограждан, - которая настойчиво заявляет, что обычные средства поражения, устанавливаемые на межконтинентальных баллистических ракетах, необходимо учитывать и включать в число ограничиваемых боезарядов и систем доставки».
Вывод Ромни – бескомпромиссен: «По всем показателям администрацию Обамы серьезно обошли на переговорах. Возможно, стремление президента к глобальному разоружению заставило его команду уступить российским требованиям, а также составить явно непродуманный документ».
И об этом он разглагольствует тогда, когда ведущие американские эксперты считают договор взаимополезным и устраивающим обе стороны.
Ничего необычного в этом нет: с одной стороны, Ромни озвучивает те антироссийские настроения, которыми заражена значительная часть американской элиты, а с другой – ведет себя вполне «по-мормонски». Об этом говорит и его кузен Парк Ромни, который когда-то был священником у мормонов, но сейчас осуждает эту религию, называя ее культом. В интервью ВВС П. Ромни сказал недавно, что ушел из лона церкви, так как «убедился, что это жульничество и обман»: «Есть неопровержимые доказательства того, что лидеры мормонской церкви сознательно и намеренно искажали историческую правду о своих и ее истоках, чтобы обманывать верующих и эксплуатировать их», - объяснял свою позицию бывший священник.
Хорошо усвоив приемы «искажения исторической правды» в мормонской среде, Митт Ромни, не моргнув глазом, искажает и историю современную – о «страшной угрозе со стороны России национальным интересам США».
Видя в России «главного геополитического врага», Ромни без устали бичует нынешнюю администрацию Белого дома за «попустительство» России. Отношение Ромни к "перезагрузке" он выразил в интервью блогеру газеты «Washington Post» Дженифферу Рубину, который замечает: «У Ромни нет иллюзий по поводу Владимира Путина. Он убежден, что Путин мечтает «восстановить Российскую империю». По его словам, «это включает в себя аннексию населения - как русские поступили в Грузии - и использование газовых и нефтяных ресурсов» для навязывания своей воли европейским странам. Он утверждает, что договор СНВ выгоден в первую очередь России.
«C этим пора заканчивать, - подчеркивает Ромни, говоря о «перезагрузке», – Мы должны продемонстрировать свою силу».
«Я спрашивал его и о вступлении России в ВТО, - продолжает Рубин, - Ромни в ответ решительно заявляет: «Впускать в ВТО тех, кто собирается жульничать – это, безусловно, ошибка»».
Ну, что же: вероятно, привыкший жульничать сам, Ромни не может видеть других иными. Правды ради, заметим также, что и окружение Ромни не способствует оздоровлению его воспаленного мозга, видящего во всем «козни Москвы».
Так, соратник Ромни по партии – Джон Маккейн (тот самый, проигравший на прошлых выборах Б. Обаме) тоже озабочен «мягкотелостью действующей администрации»: «Сейчас нам необходимо проявлять больше реализма в отношении России – в том, что касается нашего с ней взаимодействия в последнее время, явных недостатков ее властей, расхождений интересов России и США и отсутствия у наших правительств общих ценностей. Чтобы придти к этим выводам, нам не нужен WikiLeaks, друзья мои. Они уже давно вполне очевидны».
На эти «ястребиные трели» убедительно отвечает обозреватель «Chrisnian Science Monitor» Фред Уэйр: «Большинство российских экспертов отмечают, что распри по серьезным вопросам, таким как расширение НАТО и противоракетная оборона, в которых часто слышны отголоски холодной войны, случаются, но эти разногласия компенсируются в последние годы множеством примеров прогрессивной российской интеграции в международное сообщество. Россия является членом «Большой восьмерки» и Совета Европы, а в конце прошлого года, наконец, вступила и во Всемирную торговую организацию».
Более того, замечает Ф. Уэйр, закончились времена военного противостояния, которое когда-то делило Европу на разные вооруженные лагеря. И напоминает, что ряд бывших советских республик теперь являются членами НАТО, а Россия даже предложила своему бывшему противнику США использовать современную российскую воздушную базу на Волге в Ульяновске, чтобы облегчить задачу обеспечения поставок войскам НАТО в Афганистане.
Весьма удачным представляется и ответ российского президента на агрессивные эскапады кандидата в президенты США, который откровенно осадил Ромни:
- В том, что касается различных идеологических клише - я всегда опасаюсь, когда та или иная сторона использует конструкции типа «враг номер один», это пахнет Голливудом и определенными временами. Поэтому я рекомендовал бы всем претендентам на кресло президента США, не исключая того, о ком вы сказали [речь шла о Ромни – С.Н.], как минимум две вещи.
Во-первых, при формулировании позиции все-таки включать доводы рассудка, использовать голову – это для кандидата в президенты невредно, а во-вторых, посматривать на часы - сейчас 2012 год, а не середина 70-х годов, и к какой бы партии кто бы ни относился, он должен принимать во внимание политические реалии.
Эти слова Медведева были процитированы многими западными СМИ, правда, по-разному прокомментированы. И, тем не менее, лейтмотив комментариев: Ромни зря подставился в интервью ВВС.
Но упорный кандидат продолжает гнуть вместе со своим штабом прежнюю линию. Так, политический директор кампании Ромни Ланхи Чен ясно дал понять, что формулировка «политический враг номер один» - часть тщательно продуманной позиции Ромни, а вовсе не случайно оброненное замечание:
- В отличие от президента Обамы, - пояснял г-н Чен, - Ромни прозрачен в том, что касается геополитических сложностей, связанных с Россией. Ядерный арсенал России, ее энергетические ресурсы, географическое положение между Европой и Азией, право накладывать вето на решения Совета Безопасности ООН и набирающий обороты авторитаризм ее правительства – все это делает Россию уникальной геополитической проблемой.
Ликвидацией этой «проблемы», судя по всему, и собирается заняться г-н Ромни в случае своего прихода в Белый дом.
Комментируя слова воинственного мормона, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков подчеркнул:
- Заявление Митта Ромни следует рассматривать как выражение позиций тех кругов США, которые еще не навоевались, которые намерены навязать миру американскую гегемонию и которые видят в России главное препятствие своим планам.
Ромни, заметил А. Пушков, фактически повторяет позицию наиболее антироссийски и агрессивно настроенных руководителей США, входивших в администрацию Джорджа Буша-младшего, - речь идет о Ричарде Чейни и Дональде Рамсфельде: «Те же обвинения и те же характеристики мы слышали либо от них, либо от их окружения. Это не удивительно: среди главных советников Ромни по внешней политике мы видим все тех же неоконсерваторов, которые непосредственно влияли на выработку внешней политики США при Буше. Мы словно вновь слышим сенатора Маккейна: заявление делает Ромни, а ощущение такое, что говорит Маккейн. Митту Ромни надо бы напомнить, что точно с такими же подходами Маккейн проиграл четыре года назад. Тогда Америка отвергла его как прямого продолжателя дела Буша и выбрала Обаму».
Далее А. Пушков отметил:
«Похоже, что, несмотря на политическое поражение США в Ираке и на назревающее поражение в Афганистане, а также, несмотря на проигрыш на последних президентских выборах, республиканцы ничему не научились. Они не хотят понимать, что Америка не всесильна».
Эти слова главы внешнеполитического комитета Госдумы вряд ли отрезвят Ромни и Ко, но дают весьма точную оценку той ситуации, которая существует нынче на американском политическом Олимпе. И не учитывать ее российское руководство не может.