Сегодня

443,37    474,49    61,24    4,83
Общество
24 апреля 2024

Казахстанская армия и обороноспособность: кто будет стрелять, чем, по кому, да, и, вообще, будет ли?

Манкурт ШалаказаховСпик
9 января 2013

Казахстан вроде как милитаризованный, но боеспособный ли?

 

«– Будьте осторожны, лейтенант.
– Полковник, не беспокойтесь. Я по природе трус».
Их х/ф «Они шли на Восток»



Пока военные эксперты гадают, какими будут войны нового уклада – серия спецопераций или мгновенный удар из стратосферы – в Казахстане есть ясность. Вооруженные силы страны к любому виду полномасштабной войны не готовы. Вроде бы есть и оружие, и офицерский корпус, и (де)генералитет, и система всеобщей военной обязанности, а боеспособности нет. При сохранении нынешних тенденций нет шансов, что она появится.

Казахстан по уровню псевдомилитаризации похож на большинство других постсоветских государств. На Украине, например, уверяют, что сокращение флота в три раза не повлияет на боеспособность украинских вооруженных сил, поскольку ее нет. Правда, Незалежной в обозримой перспективе и воевать ни с кем не светит, а вот у Астаны ситуация совершенно иная. Вокруг слишком много болезненных точек от Ирана и Афганистана с одной стороны, до водно-этнических проблем в Узбекистане и Таджикистане с другой, чтобы можно было спокойно жить без обороноспособности.


В принципе, с Европой тоже не все решено раз и навсегда. Специалисты отмечают, что в научных монографиях 1913-го года было много тезисов о том, будто Европа – это очаг вечного мира и решенных проблем. До Первой мировой войны тогда оставалось меньше года.


Жизнь складывается так, что роль и значение силового фактора все последние годы неуклонно возрастает. Несмотря на мировой финансовый кризис, который затем перетек в экономический, расходы тех же США на оборону не уменьшаются. Там уже фактически разработано второе издание блицкрига, подразумевающее молниеносный глобальный удар (в том числе из космоса).


Есть мнение, что после 2016-го года никто на планете не сможет противостоять Вашингтону. В частности, американцы запустят в серию гиперзвуковые крылатые ракеты (скорость в 5-7 раз выше скорости звука), которые другим армиям мира в настоящее время нечем сбивать. Как результат, даже разворованная Россия, где губернаторам при обыске «подбрасывают» трехэтажные виллы с бассейнами и проститутками, тратит просто колоссальные средства на армию и военно-промышленный комплекс.


Россия – одна из немногих стран мира, где боеспособность поддерживается порохом и кровью. Дело это затратное, о чем свидетельствуют соответствующие статьи в бюджете и коррупционные скандалы то по линии Министерства обороны, то по финансовым ревизиям субъектов федерации от Северного Кавказа. Однако в 2008 году 18 тыс. российских военнослужащих 35-тысячную грузинскую армию довольно быстро превратили в нечто среднее между тушкой и чучелом. Не помогли ни натовское вооружение, ни израильские инструкторы, ни американские советники, ни украинские расчеты ПВО.


Если обратиться непосредственно к нашему региону, то бытует миф, будто самая боеспособная армия в здешних краях – это узбекская. Родовая особенность подобных утверждений в том, что их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, пока не началась реальная война. Это как в Советском Союзе перед Великой Отечественной войной. Там ведь население массово верило в войну на чужой территории могучим ударом, малой кровью. В генеральном штабе гитлеровской Германии в июле 1941 года тоже верили, что военная кампания на Востоке победоносно завершена за три недели. Ну а было то, что было, пока не закончилось 9 мая 1945 года.


Продолжая тему вооруженных сил Узбекистана все-таки отметим, что рост внутренних противоречий в этой стране продолжает накаляться. Вопрос даже ни столько в исламистах, сколько в региональном отчуждении от Ташкента по линиям Самарканда, Бухары, Ферганской долины. На этой почве невозможно предсказать, что будет происходить в армии данного государства на момент дестабилизации. Сроки и формы дестабилизации остаются открытыми, но сам ее факт неизбежен, как неизбежным был киргизско-узбекский конфликт в Оше. Неожиданными здесь были сроки, ход протекания и итоги, поскольку большинство экспертов в начале 90-ых годов прошлого века прогнозировало аннексию Оша Узбекистаном по Токтагульское водохранилище на реке Нарын включительно. Однако все сложилось иначе.


Казахстан формально вполне экипированная в военном отношении страна – от коррупционно-модернизированных артиллерийских систем «Найза» до спутников дистанционного зондирования земли, позволяющих пристально следить за армиями вероятного противника. Сам размер и рельеф территории республики уже позволяют ее успешно защищать. Тысячекилометровый танковый бросок через Джунгарские ворота в такую страну как наша ничего не решает – после этого надо переть еще половину такого же маршрута, чтобы захватить хоть сколько-нибудь крупный и важный стратегический город. При взрыве на территории Казахстана ракеты «Сатана», покрывающей радиационным облаком десять тысяч квадратных километров, данное событие впечатлит разве что пару десятков чабанов. А вот такую страну как Ливан одна «Сатана» сотрет с лица земли полностью. Но если копнуть местную обороноспособность вглубь, то ничего утешительного не накопаешь.


Перманентная военная реформа сожрала миллиарды нефтедолларов, но страна вряд ли стала более защищенной, чем в начале своего выхода на международную арену в качестве независимого государства, когда свалившиеся как с неба танки продавались налево партиями в сотни штук. Предмет НВП (начальная военная подготовка) в программу школьного обучения вернули, но кадровый состав преподавателей, материальную базу и систему военного обучения к этому времени потеряли. Система всеобщей воинской обязанности формально сохраняется, но в реальности выродилась в натуральный налог на бедных. Зажиточные слои населения стараются любыми средствами уклониться от службы в армии и выросло уже несколько поколений, которым это удалось.


Коррупция. Несчетное число проявлений данного явления фактически уничтожило в Казахстане и офицерский корпус, и контрактное звено как здоровые элементы. В республике вроде бы и не военное ополчение, но и однозначно не профессиональная армия. Когда в элитных родах вооруженных сил, которыми по определению являются пограничные войска, происходят такие катастрофы как Арканкерген, то что-либо говорить за мотострелков уже бессмысленно. Все, что имеет свойство отрываться от земли (самолеты и вертолеты) регулярно потом на землю не садится, а падает. Склады боеприпасов периодически горят. В силу развития информационных технологий до населения быстро доходят факты, когда специфические службы вроде военной прокуратуры или военно-следственного управления фактически обкладывают данью подведомственный офицерский корпус. Сами офицеры и контрактники избивают военнослужащих срочной службы с целью вымогательства денег и других материальных средств. Располагает ли страна подготовленным военным резервом кроме как на бумаге – не понятно.


У населения нет понимания кто наверняка является стратегическим союзником, а кто потенциальным противником для казахстанской армии. Астана участвует в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), проводит командно-штабные учения в рамках ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), предоставляет свою территорию для совместных военных учений со странами НАТО, имеет бригаду, совмещенную с войсками данного блока по вооружению и организационной структуре. Здесь надо заметить, что одни направления военного сотрудничества Казахстана явно противоречат другим векторам, из-за чего доходит до ситуации военно-политической шизофрении. Но если в мирное время в таком состоянии еще можно пребывать с допустимыми издержками, то в случае пресловутого часа «Х» отсутствие военно-политической целостности может привести к катастрофе. Тем более, когда в армии подразумевается, что за подчиненных думает начальство. В итоге получается, что людей в форме и при оружии в Казахстане вроде бы много (министерство обороны, МВД, КНБ, республиканская гвардия, МЧС, спецназы различных ведомств), но в целостный боеспособный механизм вся эта силовая мозаика не складывается.

0
    5 486
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.