Москва начала реализовывать внешнеполитическую концепцию в отношении стран Центральной Азии. Киргизия стала первой страной в регионе, которая ратифицировала все соглашения с Россией, об этом вчера сообщила пресс-служба киргизского президента. Не исключено, что уже до конца года Бишкек сможет вступить в Таможенный союз и присоединиться к проекту создания Евразийского экономического союза (ЕАС).
Как отметил президент РФ Владимир Путин, «акцент в концепции делается на использование современных форм и методов внешнеполитической работы, включая экономическую дипломатию, внедрение элементов так называемой мягкой силы. Это конкретные недорогие кредиты бизнесу, гранты агентам влияния – местным НПО, гуманитарные проекты, возможность качественного образования и прочее.
Первые результаты нового подхода проявились в Киргизии. Президент Алмазбек Атамбаев вчера подписал закон о ратификации пакета соглашений между правительствами Киргизии и РФ, в числе которых – списание внешнего долга республики перед РФ в размере полумиллиарда долларов, строительство крупнейших ГЭС Камбаратинской-1 и Верхненарынского каскада электростанций и соглашение о создании объединенной российской военной базы в Киргизии. Обмен ратификационными грамотами должен состояться в ближайшее время. Таким образом, с одной стороны, Киргизия полностью выполнила взятые обязательства, с другой – Россия приступила к реализации своей внешнеполитической концепции в отношении стран Центральной Азии, отсутствие которой не раз становилось поводом критики в адрес российских властей, в том числе со стороны субъектов региона.
По мнению эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, внешняя политика РФ должна способствовать инновационным развитиям экономик тех стран, которые являются членами Евразийского экономического союза (ЕАС), и, может быть, тем, которые хотят туда вступить. «Иначе получится модель колониальной системы, при которой Россия развивается в числе прочего и инновационно, а ее «союзники» утверждаются в статусе ее сырьевых придатков. Подобное вряд ли кого-то устроит. В том числе и Киргизию, хотя ее экономика за последние годы деградировала», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
Но, несмотря на удручающие экономические показатели, Киргизия уже в конце нынешнего года может стать членом Таможенного союза. Об этом вчера заявил РИА Новости посол России в Киргизии Андрей Крутько. По его словам, ведется активная работа над тем, чтобы киргизская экономика, местное законодательство были подготовлены к вступлению в Таможенный союз. «Объективно база для этого есть, я думаю, что к концу года Киргизия будет готова к присоединению к «тройке», – заявил российский посол. Однако для этого, по словам российского эксперта Аждара Куртова, Бишкеку вначале надо будет отчитаться по «дорожной карте». То есть привести свое законодательство в соответствие с российским. Поскольку нормы ТС и будущего ЕАС ориентированы на Россию – страну, экономика которой более продвинута в рамках интеграционного объединения. Для этого России придется взять Киргизию на содержание. «Да, мы будем вынуждены вкладывать в развитие Киргизии. Это всегдашняя проблема интеграционных объединений с членами, находящимися на разных этапах экономического развития», – пояснил эксперт. Но для Киргизии в нынешнем ее положении – перспектива неплохая. Строительство крупнейших ГЭС предполагает не только создание новых рабочих мест, но и энергетическую независимость страны. Однако мнение российского эксперта в Бишкеке разделяют не все.
По мнению депутата Жогорку Кенеша (парламента) Равшана Джеенбекова, столь тесное сближение для Киргизии оборачивается еще большей зависимостью от России. «Под российским контролем находятся многие киргизские СМИ. Связь и рынок горюче-смазочных материалов в руках у российских компаний. Транспортировка и распределение газа, а также его разведка переданы «Газпрому». Вопрос о размещении или выводе иностранной авиабазы (американской авиабазы «Манас». – «НГ») может решаться только с согласия ОДКБ, а значит, России. Сегодня мы России передали гидроэнергетику. Если власть заботится о национальной безопасности, то в руки одного государства все стратегические отрасли не передаются. Наш президент решил иначе. Во внешней политике Киргизии Атамбаев ориентируется только на Кремль. Надо понимать, что имея такой экономический рычаг, можно влиять и на политику», – сказал «НГ» Равшан Джеенбеков. Он также отметил, что, подписав соглашения по строительству крупнейших ГЭС, Киргизия самоустранилась от переговоров с Узбекистаном, который, как известно, выступает против реализации в регионе крупных гидроэнергетических объектов. «Киргизское правительство передало право вести переговоры с Ташкентом Москве. Отныне, насколько мне известно, все вопросы будут решаться без участия Бишкека. Тем самым Киргизия попадает в зависимость еще и от Узбекистана», – сказал депутат.
Дивиденды для Киргизии, по мнению Равшана Джеенбекова, пока призрачны. «Для России – очевидны. Кто управляет гидроэнергетикой, тот управляет Центральной Азией. Москва считает Центрально-Азиатский регион зоной своих традиционных интересов. Экономическими рычагами можно воздействовать на руководство стран региона и их политику и держать ситуацию под контролем», – сказал «НГ» депутат киргизского парламента.