Как уже сообщалось, казахстанскую полицию ожидает очередная грандиозная "чистка" и масштабная реорганизация. В частности, по итогам недавнего заседания в правительстве было принято решение о том, что в самое ближайшее время всех сотрудников силовых структур еще раз проверят на боевую готовность и психологическую устойчивость.
А министр внутренних дел Калмуханбет Касымов уточнил о том, что в настоящее время министерством предусматривается новая организация служебной, боевой подготовки личного состава. Кроме того, в целом будет пересмотрена система подготовки полицейских кадров и организация работы патрульной службы.
Что ж, безусловно, после трагических событий в Алматы подобные решения как то напрашивались автоматически. Ведь при всем уважении к погибшим на боевом посту сотрудникам полиции, можно констатировать и тот прискорбный факт, что, как выяснилось, готовность к отражению любых серьезных атак у местной полиции, мягко говоря, не на высоте. А уровень профессиональной подготовки таков, что в случае более серьезных вызовов реакция стражей правопорядка и вовсе может быть непредсказуемой. Вплоть до деморализации и паники в собственных рядах. Вот и было решено о том, что от тех, кто не пройдет очередную переаттестацию и не докажет свой высочайший уровень подготовки начальство намерено избавиться – их попросту уволят в кратчайшие сроки…
Вообще-то, увольнять в рядах казахстанской полиции всегда было кого. Вот, например, практически параллельно с информацией о трагедии в Алматы прозвучали и забавные новости с мест. А именно об осуждении двух сотрудников полиции из Каргалинского района Актюбинской области, которые приговором Хромтауского районного суда были признаны виновными в получении взятки. Взяткой являлась достаточно откормленная овцематка, за обладание которой участковый инспектор вместе со своим подельником обещал вернуть некоему гражданину ранее конфискованное у него оружие. Что это за гражданин и что там было за оружие, так и осталось тайной. А вот зато приговор любителям бишбармака и куырдака стал явью – позорное увольнение из органов внутренних дел, конфискация имущества и штраф в размере 70-кратной суммы взятки, что составляет 1,75 миллионов тенге. Ну а говорить о том, что оба эти сотрудника ранее явно успешно прошли все возможные аттестации и, соответственно, до прискорбного эпизода с овцой у непосредственного начальства к ним особых претензий не было, наверное, также будет излишне.
Подобных случаев во внутренней криминальной хронике казахстанских ОВД, что называется, "вагон и маленькая тележка". Причем, что особо тревожно, мелким рогатым скотом дело может не ограничится, а в сводках начинают фигурировать куда как более серьезные правонарушения допускаемые полицейскими самого разного калибра. Включая "крышевание" наркоторговли, проституции или местечковых ОПГ, терроризирующих население.
Так, например, в марте прошлого года в результате проведенного комплекса розыскных мероприятий Национальным бюро по противодействию коррупции был задержан бывший заместитель начальника Регионального управления по борьбе с наркобизнесом КБН МВД РК полковник полиции Серик Бегасилев. Полковника задержали не по каким-то делам, непосредственно связанными с наркотиками. По версии следствия, он всего-навсего "руководил организованной преступной группой, занимавшейся сводничеством и оказанием интимных услуг с корыстной целью".
Не сильно оказался причастен к делу наркоторговли и экс-начальник управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Карагандинской области Ержан Кульжакаев, который обвинялся в мошенничестве, незаконном присвоении чужого имущества, ну и (а чего уж не сделаешь ради победной статистики) такой небольшой "шалости", как подбрасыванию наркотических средств так называемому "подведомственному контингенту".
В сентябре прошлого года рапорт об увольнении написал начальник отдела по борьбе с наркобизнесом Абайского районного отдела полиции Карагандинской области. По версии местных СМИ, это произошло после громкого скандала и последующего задержания полицейского из тамошнего ОБН в момент продажи героина местному наркоману. Руководство ДВД в те дни крепко раскритиковало начальника РОВД Серика Алиева за нулевую дисциплину в коллективе и отсутствие контроля над подчиненными, которые не только незаконно хранят героин, но и зачем-то еще и распространяют его.
А примерно в это же время в Кустанае начался судебный процесс, главным фигурантом которого выступил теперь уже бывший майор полиции и бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по организации борьбы с наркобизнесом и разработки межрегиональных наркогруппировок Управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Костанайской области. По версии обвинения, полицейский в течение достаточно долго времени являлся "крышей" для местных ОПГ, промышляющих наркобизнесом, за что получал солидную прибавку к месячному жалованию из рук наркоторговцев.
Кстати, незадолго до этого в той же в Кустанайской области суд приговорил бывшего начальника полиции Узункольского района Сейпела Байбулова к десяти годам лишения свободы за хранение и сбыт наркотиков в особо крупных размеров. Как выяснило следствие, он организовал довольно масштабную артель по продаже марихуаны. Правда, буквально за несколько часов перед арестом подполковник успел в срочном порядке уволиться из органов внутренних дел и таким образом не запятнал честь ведомства…
А еще чуть раньше разразился громкий скандал в Алматы, когда волевым решением руководства практически полностью был разогнан отдел управления по борьбе с наркобизнесом департамента внутренних дел южной столицы.
– В этом подразделении подлежал аттестации 31 сотрудник, из которых лишь 7 соответствуют занимаемым должностям, 6 – подлежат к понижению в должности, а 18 – рекомендованы к увольнению, – сурово подвел итоги проверки официальный представитель Министерства внутренних дел Казахстана Нурдильда Ораз.
Среди рекомендованных к увольнению оказались начальник отдела контрольно-методической работы Е. Малдыбаев заместитель начальника отдела организации борьбы с наркобизнесом М. Шаймерденов и еще много сотрудников ранга пониже.
– Кое-кто из оперуполномоченных показал нулевое знание кодекса чести, – несколько загадочно, но тем не менее весьма веско отметили в те дни в МВД РК.
Через некоторое время отдел, конечно же, возобновил свою работу уже в несколько обновленном составе. И тогда грянул очередной скандал, связанный с незаконными проверками ночных клуба с привлечением СОБР, а также фальсификацией доказательной базы, в результате чего несколько офицеров УБН ДВД Алматы попали под следствие, а впоследствии против них было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями...
Подобные, скажем так, не очень позитивные примеры из жизни некоторых недобросовестных борцов с наркопреступностью в погонах, постепенно превратившихся в авторитетных наркосбытчиков, их прямых покровителей или по иному "крышевателей", а в лучшем случае – банальных "очковтирателей" и борцов за эфемерную положительную статистику, при желании, можно продолжать и дальше…
Периодически, озвучиваются и некоторые обобщения. Так, буквально на днях заместитель председателя Национального бюро по противодействию коррупции Талгат Татубаев в ходе расширенного заседания коллегии Министерства по делам государственной службы РК, загибая пальцы, перечислял наиболее коррумпированные структуры. Как выяснилось, помимо традиционных акиматов сомнительную планку первенства по-прежнему держат органы внутренних дел. Кстати, примерно к такому же выводу пришли и участники столичного совещания о ситуации борьбы с коррупцией, прошедшего в июне нынешнего года. В нем приняли участие заместитель акима Андрей Лукин и заместитель председателя Национального бюро по противодействию коррупции Алик Шпекбаев, которые, рассмотрев информацию, предоставленную Нацбюро по данным правовой статистики, пришли к выводу о том, что "наиболее коррумпированной столичной структурой являются органы внутренних дел, в том числе местная полицейская служба…"
Ну и если уж двигаться в направлении из серии "вспомнить все", то можно воскресить в памяти шумный скандал, разгоревшийся год тому назад в Южно-Казахстанской области, когда офицеры Департамента внутренних дел ЮКО написали обращение на имя тогдашнего руководителя администрации президента РК Нурлана Нигматулина. В своем письме полицейские жаловались на беззаконие со стороны своего руководства и заявляли, что ежемесячно начальство вымогает с каждого полицейского по несколько десятков тысяч тенге…
Примерно в это же время работу органов внутренних дел крепко раскритиковал и сам президент страны Нурсултан Назарбаев, заодно поручивший провести внутреннюю реформу и создать с начала нынешнего года муниципальную полицию, которая будет подотчетна населению.
Реформа началась буквально тут же и чуть ли не первым делом, как сообщил председатель центральной военно-врачебной комиссии МВД РК Нурлан Исабеков, в 2015 году более 11 тысяч соискателей должностей в правоохранительных органах РК было проверено на детекторах лжи. Тогдашний анализ результатов проверки выявил склонность к коррупционным правонарушениям как минимум у 800 кандидатов. Заодно к потенциальным полицейским стал предъявляться ряд новых требований, одно из которых гласило о том, что рост сотрудников строевых подразделений должен составлять не менее 170 сантиметров...
Ну что ж... Рост, наверное, дело хорошее, однако одними только приятными внешними данными работа полицейского все-таки не ограничивается.
Вот и опять в ситуацию, судя по всему, должен был вмешаться непосредственно президент, который в ходе очередного совещания с представителями правоохранительных органов призвал МВД публично наказывать уличенных в произволе полицейских, а заодно отметил, что порой стражи правопорядка как будто забывают, кто им платит заработную плату, и напомнил, что вообще-то платят им эту самую зарплату простые налогоплательщики, граждане Казахстана.
– Какое будет доверие? – обратился тогда Нурсултан Назарбаев непосредственно к главе МВД. – Полицейский нанят, чтобы служить людям и помогать им. Просто надо молодых ребят, которых вы принимаете, воспитывать. Я сколько вам говорю?..
В итоге, начиная с марта текущего года, в системе Министерства внутренних дел были созданы общественные советы. Их членам вменяется в обязанности рассматривать жалобы населения на действия полицейских, которые нарушают этические нормы, а наряду с этим решать и многочисленные проблемы самих стражей правопорядка.
А таковых, справедливости ради, тоже немало. Например, как сообщил на брифинге в СЦК председатель общественного совета при Министерстве внутренних дел Марат Когамов, необходимо повышение социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел. Ведь до сих пор у многих сотрудников очень низкий уровень зарплаты.
– Усугубляется это тем, что, к примеру, 90 процентов сотрудников патрульно-постовой службы Петропавловска – выходцы из сельской местности. Им приходится кооперироваться, чтобы снять жилье…
По словам Марата Когамова, аналогичные социальные проблемы есть в Астане и в других городах страны Также он рассказал, что общественный совет в этом году планирует изучить проблемные вопросы участковых инспекторов полиции. Параллельно с этим продолжится работа по процессуальному положению следователей для решения проблемы большой текучести кадров.
Кстати о кадрах. По данным 2012 года, в Казахстане насчитывается в общей сложности 4500 полицейских. И практически всем им, согласно отчетам руководства местных департаментов, постоянно чего-то не хватает. Например, относительно недавно назначенный начальник местной полицейской службы Актюбинской области Канат Алиев на сессии местного маслихата жаловался на хватку служебных машин, видеорегистраторов, участковых пунктов, и спецсредств в целом.
Причем, это было еще до недавних бурных событий в областном центре, после которых на достаточно высоком уровне были озвучены и вовсе мрачноватые проблемы. Как выяснилось, у тамошних полицейских нет даже технической защищенности их собственного ведомства. Кроме того, областному и городскому ДВД не хватает оперативников по борьбе с террористами. Силовики работают на устаревшей технике, которая порой и вовсе выходит из строя. В результате, по их собственному выражению, при проведении спецопераций полицейские "буквально хватались за головы".
– Из-за отсутствия собственных транспортных средств, имеются в виду автобусы, постоянно возникали проблемы в оперативной переброске личного состава из одного района города в другой при изменении обстановки. Каждый раз нам приходилось выходить на акимат, что существенно замедляло оперативность реагирования, – рассказывал премьер-министру Кариму Масимову руководитель ДВД Актюбинской области Махсудхан Аблазимов.
Более того, у полицейских, как выяснилось, нет даже блокпостов. Приходилось буквально собственными руками сооружать их, наполняя мешки песком. Руководители силовых ведомств ну очень сильно попросили премьера решить эти проблемы. Премьер вроде пообещал. Правда в рамках одной отдельно взятой области или всей страны, к сожалению так и не уточнил. А значит, вполне возможно что в случае возникновения ЧП в другом регионе ситуация с жалобами на недостаточное обеспечение и кадровый голод может повториться вновь.
А ведь в теории (ну если вообще обращаться к таковой) никакого "кадрового голода" у казахстанских полицейских не должно быть в принципе. Согласно данным, озвученным заместителем начальника Управления ведомственного образования Департамента кадровой работы МВД РК полковником полиции Розой Онгаровой:
– В настоящее время подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в шести высших учебных заведениях МВД: Алматинской, Карагандинской и Костанайской академиях, Актюбинском юридическом институте, Кокшетауском техническом институте Комитета по чрезвычайным ситуациям, Военном институте Национальной гвардии. Все высшие учебные заведения МВД РК имеют государственные лицензии на право ведения образовательной деятельности. В контексте Государственной программы модернизации правоохранительных органов на 2014–2020 годы и Концепции кадровой политики правоохранительных органов проводится работа по повышению профессионального уровня подготовки кадров… Данные меры позволят нам повысить качество подготовки специалистов в ведомственных вузах и приблизить учебный процесс к практической деятельности ОВД...
В принципе, вроде все понятно. Только вот согласно еще одному докладу, озвученному руководством министерства в рамках "правительственного часа" в стенах парламента:
– У нас вообще выпало среднее звено, у нас работают либо совсем молодые, либо люди в возрасте старше 50 лет, а удельный вес более трудоспособной части сотрудников от 35 до 45 лет, к сожалению крайне не велик…
То есть, переводя это с бюрократического языка, молодые люди в органы все же идут. Да вот только почему-то там не засиживаются. А те, кто остается, это уже фактически ветераны системы, часто больше думающие о грядущей заслуженной пенсии (и о том, как бы собственно, до нее "дотянуть"), нежели о ежедневном выполнении своих профессиональных обязанностей. И возможно именно благодаря неопытности молодых кадров (отсутствия должной подготовки уже непосредственно во время службы и нехватки возможностей повышения квалификации) только за последние годы при исполнении служебных обязанностей погибли 736 и получили ранения 1975 сотрудников органов МВД. То есть, фактически казахстанские полицейские вынуждены принудительно выбирать – либо им добросовестно служить чуть ли не в экстремальных условиях, либо… Либо – второе. И какой выбор делает для себя тот или иной сотрудник, мы иной раз можем видеть собственными глазами. И делать соответствующие выводы. Только вот почему аналогичные выводы так неохотно делает профильное руководство – это уже, пожалуй, будет совсем другой вопрос.