Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Экономика

«Постная диета»… «У каждого есть возможность сделать доброе дело – даже не очень далеко отойдя от дома»

Владимир БерезинВзгляд
16 марта 2013

Советская власть произвела на свет много причудливых явлений. Но совершенно особенное явление, которое возникло в вегетарианские послесталинские годы, был советский религиозный интеллигент.


Советская власть произвела на свет много причудливых явлений – одни из них были прекрасны, другие – забавны, а третьи – весьма неприятны.

 

Но совершенно особенное явление, которое возникло в вегетарианские послесталинские годы, был советский религиозный интеллигент. Нет, не какой-нибудь катакомбный правозащитник, а обычный человек, что ходил в свой научно-исследовательский институт, а потом мчался в какой-то укромный клуб.

 

В клубе этом  с придыханием смотрели фильм «Андрей Рублёв».

 

Во время отпуска эти прекрасные люди ехали на север и привозили стопки слайдов (сейчас уже мало кто помнит священные ритуалы вокруг диапроектора в ожидании сладкого). На слайдах были прекрасные храмы из белого камня и серебряного от времени северного дерева.

 

А на Пасху в их домах появлялись крашенные луком яйца и лукавое изделие из булочной «Кекс весенний».

 

В общем, это было чрезвычайно интересное явление – потому что эти интеллигенты питались русской религиозной культурой без религии.

 

Это было то поколение, что уже не помнило липкий страх верующих, мученичество священников и барабаны антирелигиозных кампаний.

 

Восхищение храмами и иконами было у них искренним.

 

И в храмах они искренне крестились (впрочем, иногда путая – слева направо это делать или же справа налево).

 

В общем, это была Пасха без Поста. Советское наслаждение религиозной фактурой. Этот феномен многое определяет в сегодняшней жизни, но до сих пор мало осмыслен.

 

Русский человек вообще с большим энтузиазмом относится к возможности разговеться, если не нужно перед этим поститься.

 

Переменилось с тех пор многое. Оказалось, что церковная жизнь сложна, и в ней много ограничений и установлений.

 

Интересно, что случилось с постами.

 

Про Великий Пост говорят много.

 

Но удивительным образом три других многодневных поста просеиваются через общественное сознание. Точно так же современный обыватель мало помнит о четырёх однодневных постах, да и о том, что почти на каждой неделе среда (в память о предательстве Иуды) и пятница (в память о смерти Христа) – тоже постные дни. В общем, это сложная и стройная система.

 

Да только в душе обывателя она сводится к одной простой мысли – раз в году до Пасхи мяса не есть.

 

И вот сейчас, на Масленицу, он норовит наесться до отвала блинов не только с мёдом-рыбой, но и с мясом.

 

Ан нет, неделя уже мясопустная.

 

Более того, в конце Масленицы многие добрые мои соотечественники становятся похожи на деда Щукаря. Этот шолоховский персонаж, как и прочие крестьяне, зарезал тёлку, чтобы не отдавать её в колхоз, объелся мясом и «несколько суток после этого обеда с база не шёл, мешочных штанов не застёгивал и круглые сутки пропадал по великому холоду за сараем, в подсолнухах».

 

Как-то под конец Масленицы на московских бульварах я видел замечательный транспарант «Поститесь с удовольствием!», соединённый с адресом какого-то ресторана.

 

Про это есть у Гончарова в романе «Обрыв». История следующая: дворовая баба дала зарок за больную барыню, если та выздоровеет. Вместо того чтобы идти в Киев, она обещала всю жизнь не есть мяса. Батюшка, с которым она беседует по этому поводу, спрашивает её вдруг:

 

А любишь ли ты мясо-то?

 

Та честно отвечает:

 

И-и-ии, батюшка, нет. В рот его не беру...

 

А что ж ты любишь?

 

Кофей, отвечает та.

 

Тот и наложил епитимью полгода кофе не пить.

 

Всё дело в том, что есть старая фраза: «Не то обрезание, кое на теле твоем, а то – кое на сердце твоем».

 

Ценен не тот обряд, который снаружи, а тот, что проник в душу.

 

Пост, превращённый в диету, глянцевые советы и кулинарные книги о ста способах нажраться без мяса – не менее нелепы, чем дед Щукарь, сидящий среди подсолнухов.

 

Непонятно, кого хотят надуть.

 

Человек, по правилам объевшийся лососем и сёмгой, выглядит смешно.

 

Не потому, что рыгает и икает, а потому, что этот объедала врёт.

 

Старушка, доставшая зубы с полочки, чтобы прожевать скоромную курицу, сердцу милее.

 

Старушке и самой, может, стыдно, но отчего-то, мне кажется, ей простится.

 

Известно, что от поста отлучали путешественников, беременных и воюющих солдат.

 

Оттого, что их удел иной. Известно также, что пост не спор с судьбой и людьми, а послушание иного рода.Пасха не победа чревоугодия над воздержанием.

 

Нечто совсем другое.

 

А старая привычка тянет всё к тому же – «с удовольствием».

 

Много классиков по этому поводу отметилось – был такой чудесный рассказ Сергея Писахова «Как купчиха постничала»: «Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиление! Вот как бывало в масленицу сядет купчиха блины есть. И ест, и ест блины и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой.

 

И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.

 

А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала.

 

Пила сбитень вместо чаю, кушала горох моченый с хреном, бруснику с толокном, брюкву пареную, тюрю мучную, моченые яблоки с мелкими грушами в квасу, а за ужином лещика фунтов на девять – да не впрок пошло.

 

Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!

 

Глянула к двери и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают.

 

Со страху купчиха закричала.

 

Прибежала кухарка, дала пирога с горохом полегчало купчихе.

 

Пришел доктор просмотрел, прослушал и сказал:

 

Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.

 

Да понятно, доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают».

 

Что до Льва Толстого, то у него есть известный и очень примечательный рассказ про двух стариков, что отправляются в дальние края. Так он и начинается: «Собрались два старика Богу молиться»... Этот рассказ не рассказ вовсе, а притча, поэтому его можно быстро пересказать. Два старика отправились к Гробу Господню, один из них – человек правильный, а другой праведный, но один не хуже другого. Один зажиточный мужик, другой так себе – середняк.

 

Этот середняк лысый пасечник, жизнь его небогата деньгами, как голова волосами. Он бредёт со своим зажиточным другом на юго-запад, и друг морщится от того, что лысый курит.

 

Святости в лысом мало.

 

Но потом они приходят на Украину, а на этой плодородной земле во все времена голод – частый гость. Товарищи разминулись, и лысый остался в избе, где дети с круглыми надутыми животами, где пахнет тленом, и жизнь выходит смрадом через щели.

 

Правильный мужик меряет ногами чужую землю, садится на пароход, а лысый пасечник кормит украинцев. Правильный уже в Иерусалиме, а лысый растратил деньги в чужой хате и вернулся обратно.

 

Правильный стоит в храме и видит, что впереди блестит лысина его спутника.

 

Каждый, исполнив своё, они стоят потом на пасеке, и зажиточный понял, «что на миру по смерть велел Бог отбывать каждому свой оброк любовью и добрыми делами».

 

Это история полна недосказанностей – лысый не открылся голодным, правильный мужик не открыл лысому, что видел его в Иерусалиме, а односельчане не знают, на что пасечник спустил деньги.

 

Это не сказание о мытаре и фарисее – все молитвы вознесены одинаково, вернее, с одинаковой надеждой.

 

Все нужны, и никто не лишний – и лысый и бородатый, худой и толстый.

 

У каждого есть возможность сделать доброе дело – даже не очень далеко отойдя от дома.

0
    1 673
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.