Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Экономика

Страсти по Евразийскому союзу... или их нагнетание?

Айгуль ОмароваCentral Asia Monitor
11 июля 2014
Страсти по Евразийскому союзу... или их нагнетание?ЕАЭС: тревоги и надежды

Правильно ли поступило руководство нашей страны, взяв курс на вхождение Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)? Чем это обернется для жителей республики? Подобные вопросы становятся тем актуальнее, чем ближе вступление в действие договора о создании нового интеграционного объединения.

В век Интернета настроения людей легко проследить по социальным сетям - они в определенной степени заменили социологические исследования, которые в Казахстане не проводятся уже давно. Конечно, полностью доверять тому, что появляется в "мировой паутине" вообще и в соцсетях в частности, не стоит, но при отсутствии других источников они дают хоть какую-то информацию к размышлению.

А настроения эти далеко не однозначные, и разброс мнений очень велик. Вместе с тем, большинство экспертов все же склоняется к тому, что Евразийский союз выгоден Казахстану по многим причинам. К примеру, вот что говорит представитель "Столичного клуба аналитиков" Адильбек Имажанов:

- По поводу союза скажу, что поддерживаю его. На сегодня постсоветским странам необходимо усиленно сплачиваться. Новый союз дает плюсы экономике, поскольку окажет влияние на развитие конкуренции, что скажется на качестве товаров. Я за здоровую конкуренцию.

Это мнение коррелируется с высказываниями известного немецкого журналиста, специалиста по Восточной Европе и России Инго Маннтойфеля: "Евразийство - это концепция другой, а именно антилиберальной и антиамериканской Европы. Вот где, а вовсе не в проекте Евразийского экономического союза, таится угроза для либеральной демократической Европы".

В таком глобальном масштабе перспективы ЕАЭС мало кто рассматривает не только в Казахстане или России, но и в целом в мире. В нашей республике больше озабочены даже не самим фактом создания нового интеграционного объединения, а имперскими устремлениями нынешнего руководства РФ. Не меньше тревожных оценок высказывается и по поводу ксенофобских проявлений в современной России, а также роста там ностальгии по сталинским временам. Но есть ли основания для такой тревоги? Казахстанский юрист Вадим Ни, много лет сотрудничающий с ООН и специализирующийся на европейском праве, считает, что определенные основания для таких опасений имеются. Вот что он говорит:

- Тревоги есть, и, будем откровенными, они преобладают среди казахов. Тогда как среди многих русскоязычных отношение к этому вопросу довольно ровное, я бы сказал так: без восторга и без особых ожиданий. Сегодня многие вещи доводятся в сетях до преувеличенных масштабов. Это своего рода "театр преувеличений" - так называется постоянная колонка на сайте англоязычного "Евроспорта". Один написал, другой испугался, передал страх третьему, и пошло гулять по сети. Положительные эмоции передаются точно так же. Немногие подвергают сомнению распространяемую информацию… "Возрождение" явлений сталинского периода в России беспокоит, но не столь сильно. Ведь чтобы осуществить сценарий по образцу того времени, надо закрыть границы, лишить население доступа к современным средствам коммуникаций. На мой взгляд, люди сами способствуют воссозданию такого сценария.

По мнению Вадима Ни, те казахстанцы, которые сейчас боятся Путина, ранее восхищались им.

- Но меня больше беспокоит скорее "расслабленность", аналогичная той, которая была в брежневский период, - продолжает юрист. - Цены на нефть высокие, но при этом уровень доходов многих казахстанцев явно не дотягивает даже до средних мировых показателей.

Не так давно стали известны результаты проведенного ВЦИОМ среди россиян опроса на тему "Братские народы: миф или реальность". Для многих стало неожиданностью то, что третьими, после украинцев и белорусов, в списке таких народов граждане РФ назвали казахов. Эти данные опровергают мифы, имеющие место в казахстанском секторе Интернета. В качестве дополнительного аргумента можно привести ответы на наши вопросы обозревателя газеты "Московский комсомолец", лауреата премии "Золотое перо России" за 2012 год Михаила Ростовского:

- Тревоги, о которых вы говорите, хорошо известны, но в узких кругах. Тема номер один (и номер два, и номер три) для российского общественного сознания - Украина, Украина и еще раз Украина. И я считаю, что здесь мы имеем дело с тем редким случаем, когда отсутствие широкого обсуждения важной проблемы - это скорее плюс, чем минус. С моей точки зрения, разногласия между Россией и Казахстаном, при всей их значительности, носят технический характер. Налицо совпадение стратегических целей наших стран - по меньшей мере, я страстно в этом убежден. Но это не мешает ни той, ни другой стороне корректно и в то же время очень жестко отстаивать свои интересы по конкретным вопросам. Так происходит во всех работающих интеграционных объединениях. Смотрите, какого накала, например, достигают споры в ЕС. Но эти споры только укрепляют европейский интеграционный блок, а не наоборот.

Могу заверить вас, что в Москве относятся к Казахстану и к его лидеру с исключительным уважением. Да, в отношениях между нашими странами много проблем. Но при наличии соответствующего желания все они решаемы. В Москве такое желание есть. Надеюсь, что оно по-прежнему будет и в Астане.
Фразу про "имперские амбиции нынешнего руководства России" мне даже не хочется комментировать. Путину можно предъявить множество претензий, но только не эту. Все нынешние внешне агрессивные жесты Кремля в реальности носят исключительно оборонительный характер. Например, если бы Запад не спровоцировал и не поддержал государственный переворот в Киеве, то Крым по-прежнему был бы сейчас украинским.

Россия не собирается ни на кого нападать, но она будет давать сдачу в случае наступления на ее жизненно важные интересы - таково, во всяком случае, мнение большинства граждан РФ в данный момент.

Негативные явления во внутренней политике РФ, конечно, есть. Но то же самое можно сказать и про Казахстан, да и про любую другую страну мира. Важно, чтобы эти критические явления не достигли некой критической массы, после которой все необратимо может поменяться. В России я этого не вижу. В Казахстане - тоже.

Что касается ксенофобии, то я с одинаковым чувством отвращения читаю о подобных случаях и в РФ, и в РК. С моей точки зрения, и в той, и в другой стране есть "партия разумных людей" и "партия экстремистов". Для меня понятие "интернационализм" - не пустой звук. Я с ним вырос и собираюсь жить с ним дальше.

Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, говорят о том же самом. Следовательно, тревоги и опасения по поводу ЕАЭС в большей степени искусственны и кем-то сознательно нагнетаются - похоже, такой вывод можно сделать на основании комментариев аналитиков и препарирования того, что пишут в Интернете.
0
    583