Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Экономика

Изношенные сети, гнилая система

Сергей КожемякинГазета «Правда»
10 февраля 2024

Коллаж: © Русские в Казахстане Центральная Азия продолжает пожинать плоды отказа от социализма, расплачиваясь здоровьем, жизнями и безопасностью людей за рыночные эксперименты. Износ оборудования и негодное управление привели к масштабным авариям в Киргизии и Казахстане.


 Утром 2 февраля жители Бишкека проснулись в холодных домах. В результате аварии на ТЭЦ — единственной в столице — без отопления оказались 60 тысяч квартир. И это в условиях морозов, доходящих ночью до минус 10 градусов. Вдобавок была прекращена подача горячей воды, из-за нагрузки на энергосети начались многочасовые отключения света. Нормальная жизнь города нарушилась. Закрылись школы и детсады, в больницах были отменены плановые операции.


Причины «коммунальной катастрофы» до сих пор не установлены. Согласно первоначальной версии, взорвался один из котлоагрегатов, затем власти заявили о возможном воспламенении скопившихся газов или угольной пыли. Так или иначе, взрыв и последующий пожар причинили зданию ТЭЦ большой ущерб, несколько работников получили серьёзные травмы.


Выяснить обстоятельства аварии должна государственная комиссия под председательством замглавы правительства Бакыта Торобаева. Но, каковы бы ни были её выводы, очевидно, что случившееся стало возможным из-за соединения годами накапливавшихся негативных факторов. Один из них — износ оборудования и повышенная нагрузка на теплоэлектроцентраль. Последняя была введена в эксплуатацию в 1961 году, когда население города едва превышало 200 тысяч человек — впятеро меньше, чем сейчас. Практически построенная к 1991 году бишкекская ТЭЦ-2 так и не запущена и, скорее всего, никогда не даст тепло и свет. Территория вокруг главного корпуса была самовольно захвачена для жилищного строительства, а недавно власти узаконили пользование этими земельными участками.


«Старая» ТЭЦ между тем стремительно ветшает. Проведённые в 2014—2017 годах работы, несмотря на громадные затраты (почти 400 миллионов долларов), позволили лишь частично модернизировать стратегический объект. Основное техническое оснащение, включая котло- и турбоагрегаты, давно выработало установленный срок службы, преодолев пятидесяти-, а то и шестидесятилетний возраст. То же самое касается теплосетей, изношенных почти на 80 процентов. Из их общей протяжённости в 460 километров ежегодно заменяется максимум 6—7 километров.


Несмотря на то, что это уже вторая масштабная авария на ТЭЦ за последние шесть лет, власти и теперь вряд ли сделают необходимые выводы. Хвастаясь рекордным объёмом ВВП, они предпочитают заниматься изменением государственного флага и очаровывают подданных фантастическими проектами наподобие «города будущего» Асман и футуристических небоскрёбов. Мало того, предлагаемые чиновниками шаги способны лишь ухудшить ситуацию. Так, премьер-министр Акылбек Жапаров поручил начать перевод жилых домов и бюджетных организаций на локальные котельные. Это не только удорожит услуги теплоснабжения, но и отрицательно скажется на экологии Бишкека, бичом которого в холодное время года стал смог.


Схожие проблемы испытывают другие республики региона, выбравшие в 1991 году тот же социально-экономический курс. Серия аварий (власти, правда, предпочитают использовать термин «технологические нарушения») произошла в последние месяцы на объектах тепло- и энергоснабжения Казахстана. Нештатная ситуация на столичной ТЭЦ-2 привела к отключению света в половине районов Астаны. В декабре «нарушения» были зафиксированы на теплоэлектроцентралях Экибастуза, Риддера, Кентау, Жезказгана, ГРЭС-1 в Темиртау и т.д. Например, на Жезказганской ТЭЦ на двух котлоагрегатах образовались трещины, третий остановился из-за поломки системы дымоудаления. В Актау из-за повреждения теплотрассы снизилась температура почти в 27 тысячах квартир, а в Кустанае из-за прорывов труб без отопления остались 122 дома, школа, международный аэропорт.


Это закономерное следствие наплевательского отношения руководства, которое привыкло пользоваться советским наследием, принимая меры лишь в экстренных случаях. Например, степень изношенности сетей теплоснабжения оценивается властями в 54 процента, причём в ряде регионов (Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская области) показатель превышает 60 процентов. Из 12,7 тысячи километров теплотрасс в срочной замене нуждаются 3,2 тысячи километров. Для этого нужно потратить более 1 триллиона тенге (свыше 200 млрд руб.), но, как уверяют чиновники, таких денег у государства нет. В бюджете на текущий год запланировано выделение 67 миллиардов тенге (13 млрд руб.) на замену… 89 километров труб.


Выходом власти называют привлечение бизнеса, а оплачивать модернизацию должны простые жители. Это предусматривается запущенной в Казахстане программой «Тариф в обмен на инвестиции». Коммунальные платежи пойдут в карманы частников, которые к тому же выставляют государству требования о повышении тарифов. Например, с начала года стоимость теплоснабжения в среднем выросла на 30 процентов. Таким образом, кардинально решать проблемы руководители постсоветских стран не хотят, обрекая жителей на новые мучения. Исправить же ситуацию способна замена не отдельных труб, а системы целиком.

+1
    38