Сегодня

442,05    474,14    61,07    4,74
Экономика

Технология управления «бей овец палкой»?.. «…из инстинкта государственного самосохранения нужно вывешивать объявления «Требуются умные люди»

Виктор МайлинДиалог.кз
25 октября 2012

Критика дикого разума

 

В Казахстане усиливается технология управления, которую можно обрисовать как «бей овец палкой». Данный подход считаем однозначно проигрышным и тупиковым. Вообще примитивизация управленческих технологий наряду с интеллектуальным ослаблением правящей элиты ни к чему хорошему привести не может. Тем более в современном мире, где спрос на интеллектуальные ресурсы и продукты растет, глобальная конкуренция усиливается и всевозможных новых вызовов становится все больше. В общем, в мире генеральная тенденция – умнеть, а в Казахстане – как-нибудь и без мозгов управимся.

Как-то довелось пообщаться с человеком, который знает о быте и нравах сталинского ГУЛАГа не понаслышке. Начало Великой Отечественной войны он встретил в Кабардино-Балкарии на солидной хозяйственной должности. Деньги, кабаки, внимание женщин – все имелось у него до войны в достатке. Вот и с началом военного времени ему дали бронь от мобилизации как важному и нужному специалисту. Но в 1942 году мужчине пришлось пойти в военкомат и попросить снять бронь, потому что женщины элементарно «перестали давать» и смотрели на здорового мужика в тылу как на конченную сволочь. В общем, нетерпимая морально-психологическая обстановка заставила отказаться от брони, а вскоре после этого его мобилизовали.


Нашего героя назначили на хозяйственную должность в полку (продовольствие, горючее, боеприпасы, медикаменты) и с этой частью под Ростовом-на-Дону он попал в окружение. Из окружения выходил без винтовки, потому что смысла тащить ее без патронов не видел. Когда вышел к своим, то за утерю оружия отправили с эшелоном таких же окруженцев без оружия в Воркуту добывать для страны уголь.


В лагере, когда начальник увидел запись «инженер-экономист», то назначил строить шахту. Наш герой пытался объяснить, что к шахтам его профессия и опыт работы никакого отношения не имеют, но поскольку вертухай по определению умнея зэка – пришлось работать на указанном участке. Благо, среди заключенных, отряженных для работы на этой шахте, всевозможных технарей хватало.


В 1945 году в лагерь привезли несколько тысяч японских военнопленных. Их отправляют работать – они отказываются. Их бьют – они не работают. Их не кормят – они не работают. А план-то на каждого из этих пленных на лагерном начальстве висит.


Мнение о том, будто в сталинских лагерях стреляли налево и направо – несколько упрощенное. Отношение к людям – как к коровам на молочно-товарной ферме. Скотина должна давать молоко. Если она болеет, ушла в побег и ее пристрелили, то всегда спросят и за недолжный уход, и почему довел до побега. Так что вертухаи и зэки находились в определенном симбиозе.


Нашего героя – начальника шахты – лагерное начальство уполномочило на переговоры. Этот человек в лагере был среди зэков в авторитете. Например, с тех, кто перевыполнял норму, он снимал «излишки» и распределял их среди женщин и детей, которые с нормой не справлялись. В тех условиях это было по справедливости и по понятиям, а потому зэки такие правила игры принимали.


Нашли какого-то деда из тайги, который знал японский. Через него вышли на контакт с военнопленными. Те обрисовали свои условия. Генералу – отдельную хату и такую-то кормежку, полковникам – майорам такие условия, капитаны и лейтенанты на работу рядовых водят, но сами кайлом в руках не машут. Это в советской армии с генерала погоны сорвали и он рядом со своими вчерашними подчиненными на строительстве канала лопатой шурует, да еще по шее от них получает, если в генеральскую бытность вел себя неправильно. В японской армии генерал и в плену остается генералом. Разумеется, не все японские условия лагерное начальство могло потянуть, но в ходе продолжительных переговоров пришли к консенсусу и японцы на работу вышли.


Теперь вернемся к нашим баранам. Подобных вызовов, как случай с японцами, в эпоху глобализации Казахстан ожидает просто море(кстати, говорят у казахов и японцев имеются отдаленные общие корни!). А современный отечественный менеджмент по уровню своего развития опустился ниже, чем в сталинский период. Для наглядности: с компьютерами, интернетом и геоинформационными технологиями не могут дать четкой информации о состоянии дел на местах в центр. А раньше все это на бумажных носителях работало как часы. Инфраструктурные объекты, которые в сталинские годы были созданы, сегодня не то что воспроизвести не могут, а хотя бы поддерживать в рабочем состоянии.


Если внимательно прослушать вопли национал-популистов, то все они призывают к самоограничению в плане интеллектуального развития. Русский язык забыть, книжек неказахских авторов не читать, эрудицию поменять на знание шежире, вместо науки изучать фэнтези от местных интеллектуально ущербных деятелей и дальше в том же духе. А передовой мир тем временем движется в совершенно ином направлении.


Психологи говорят, что агрессия – это результат всевозможных страхов. Если посмотреть, сколько агрессии изливают национал-популисты, то получается, что они под воздействием страха ходят под себя по большому и маленькому не останавливаясь. Эти же механизмы перенимает и управленческая элита. Но стрельба в Жанаозене показала тупиковость однобокого подхода «бей баранов палкой». Нужны интеллектуальные способы решения проблем.


Сегодня самый рискованный вид бизнеса в Казахстане – это заниматься производственной деятельностью. Но такую проблему агрессивным наскоком невозможно решить в принципе. Если тему разложить более подробно, то получится: сложный доступ к финансовым и сырьевым ресурсам; трудоемкие процедуры сертификации, стандартизации и лицензирования; эскалация тарифов, квот и технических барьеров, систем преференций в межгосударственных отношениях; несовершенство налогового администрирования, многочисленные сборы и пошлины; необходимость дорогостоящих мер по охране труда работника; ограничения по условиям экологии; неразвитость культуры сотрудничества – кооперации, аутсорсинга, субконтрактации и формирования кластеров; отсутствие необходимой логистики. Это если не вдаваться в детали вроде дорогой аренды производственных мощностей. Ну и что здесь сможет сделать человек, который из всех способов решения проблем знает только получение взятки? А ведь с экономической точки зрения производственное предпринимательство – это самый важный и определяющий вид бизнеса.


Вроде бы пора что-то делать, уже и пинки судьбы получены достаточно увесистые, но люди с высокой культурой лени не хотят переучиваться. Все чиновники от малых и до топовых надеются на какое-то чудо, с помощью которого все рассосется. Гитлер тоже уповал на вундерваффе (чудо-оружие), но он для этого и многое делал – ассигнования и кадры на ракетостроение, реактивную авиацию, обогащение урана. Наши элитарии просто уповают на чудо. При этом как-то упускается из вида, что если девять раз подряд таким манером не получилось, то трудно ожидать, будто на десятый раз все закончится успехом.


Деградация структур управления дошла до той точки, где уже из инстинкта государственного самосохранения нужно вывешивать объявления «Требуются умные люди». Однако данный инстинкт остается придавленным под грузом лени, глупости и коррупции, из-за чего все не может заработать. Ну а если не заработает, тогда и спасения не будет. Это не означает, будто все казахстанцы погибнут биологически. Просто положение неоколонии еще больше усугубится. Так неужели, черт побери, как сказал один циник, колониализм – это форма прогресса отсталых народов?..

+2
    3 497