Сегодня

441,44    473,09    60,96    4,75
Экономика

Производство против торгашества… «Неестественное существование законсервированного в феодальных предрассудках общества – такова картина жизни современного Казахстана»

Сакен Курмангалиев, Анатолий НестеренкоДиалог.кз
25 февраля 2013
Фото: «Русские в Казахстане»

«Реализуй себя» против «Пристрой себя»

«Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет».
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

 

Неестественное существование законсервированного в феодальных предрассудках общества – такова картина жизни современного Казахстана. Понятно, что это тупик и все будет меняться само, не спрашивая нашего желания. Вот только степень болезненности погружения в реальность остается открытой. По идее, лучше бы плавно эволюционировать в лучшую сторону. Однако на местных просторах просто дикое количество эшелонов разнообразной обороны против жизни в передовых стране и обществе.

Ключевая проблема сегодняшнего Казахстана: мало капитализма. Мы имеем в виду не эпоху первоначального накопления со всеми ее перегибами и злоупотреблениями, а капитализм как производство и продажа материальных и нематериальных продуктов. Фактически в республике ведут борьбу «продакшн» (производство и реализация тех самых товарных продуктов) и «конвенциальный неликвид». Пример конвенциального неликвида – это казахстанское высшее образование. Вузы «стригут» деньги и выпускают необразованных балбесов, а потом их с «корочками» дипломов принимают в различные государственные и квазигосударственные структуры. То есть неликвиду придается ликвидность с помощью специальной конвенции между участвующими в процессе сторонами, а не через механизм рыночных отношений. Однако у этой схемы есть уязвимое место: когда «конвенциальный неликвид» пропадает, то потерю никто не замечает, потому что пользы от него не было.

Назовите виды изделий и достижений, которые в мире говорят о нас без нашего пи-ара? Имеется что-нибудь вроде немецких автомобилей, бразильской самбы, китайской медицины, таиландского и турецкого туризма, непальского альпинизма. Если смотреть с данной точки зрения – нас в этом мире нет. И нечего обижаться, что нас соотносят с персонажами одного комедийного фильма, не зная более никаких проявлений от страны с девятой в мире площадью территории.

Мы пробездельничали серьезный отрезок времени, а возможно и всю суверенную жизнь. Где конина, кумыс, алматинский сорт яблок апорт, чимкентское пиво, минеральная вода «Сары-Агаш»? Ничто не превратилось в товар. Товарный продукт, в отличие мяса мамонта, должен быть продан. Страна лишилась национальной минеральной воды, торговые ряды, где торгуют кумысом, производят угнетающее впечатление от антисанитарии, задача угостить гостей казы часто превращается в какие-то первобытные сюжеты (мы сейчас не говорим об Алматы и паре известных торговых брендов). Даже вкуснейший казахстанский хлеб пропал. Поэтому, ужиная европейским мясом и заедая его китайскими яблоками многие окончательно смирились с тем, что руки у нас растут не из того места.

Если взглянуть на торговый баланс Казахстана, то может сложиться впечатление, что стране не о чем беспокоиться – экспорт всегда перекрывает импорт. Но стоит чуть-чуть присмотреться к структуре вывозимых товаров и сразу видно, что это продукты природы. О том, что производство многих из экспортных товаров ведется на оставшихся от советской эпохи производственных мощностях сейчас заостряться не будем. «Продакшн» есть, но по очень короткой линейке товаров – энергоносители (включая пшеницу как энергоноситель для человека), металлы, транзит. Здесь же и объяснимые трудности Казахстана в Таможенном союзе – посредникам и торгашам невозможно конкурировать с реальными производителями. А ларчик открывается просто: научись делать нужные людям вещи.

Казахстан всеми своими будничными реалиями демонстрирует альтернативу магистральному пути человечества. Наш герой – это человек конвенциальной системы. Он трудится. Только если человек в системе «продакшн» продает себя и реализуется в производстве и продаже товаров и услуг, то конвенциальные кадры все многотрудные усилия направляют на выбивание и оформление под себя государственного заказа на производство никому ненужного хлама. Скажем, относительно этого жестко и точно недавно высказался М.Тажин, кляня неразворотливость и импотентность прессы, получающей госзаказы.
 
Единственный источник благосостояния в Республике Казахстан – казна (наполняется благодаря природным ресурсам). Главная национальная идея – казнокрадство. Конвенциальное общество – это заповедник национализма, местничества, всех феодальных пережитков. Оно же враг всего практичного, производительного, современного. Конвенциальный сектор аккумулирует в себе ура-патриотические постановки, хвалебные саммиты да съезды. И никому в голову не приходит создать, построить что-нибудь путное и продать его на внутреннем и особенно на внешнем рынке. Немыслимо!

Один мудрый заметил, что бедность, как и богатство, строится на таком же упорном труде, только непродуктивном. Наш экзамен на зрелость – это продукты, в которые вложен человеческий труд. Когда появятся книга, поэма, музыка, кино, информация, услуга – в общем, что-либо из категории «продакшн» – тогда и можно будет говорить о вхождении в современный мир. Ну а исчезновение конвенциального сектора или в целом такого типа общества (непродуктивные работники – трутни) – никак не отразится на копилке мировых достижений.
0
    2 329
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.