Новый вид кодекса - миграционный - может в скором времени появиться в России. К работе над сводом законов уже приступили депутаты Госдумы и представители Федеральной миграционной службы.

 

Сейчас порядок трудовой миграции в стране регулируют несколько сотен нормативно-правовых актов, которые зачастую противоречат друг другу. Новый кодекс должен устранить эти разночтения.

 

Проблема трудовых мигрантов в России действительно есть, однако в ходе поисков оптимальных путей ее разрешения не следует забывать о том, что есть люди, которые хотят и могут жить и работать в России отнюдь не в качестве мигрантов. Речь о наших соотечественниках за рубежом.

 

Есть расхожее мнение, что наши люди не хотят возвращаться на Родину. По самым разным причинам, от экономических и политических до семейных. Об оправданности этого мнения можно долго и упорно спорить, но то что эта точка зрения громче всего звучит в медиа – очевидно. Однако, как часто бывает, самое, казалось бы, очевидное – не является правдой. 

 

И тут следует обратиться к истории того, кто из наших людей и по каким причинам в свое время оказался вне России. Причем к истории не только формальной.

 

Есть решения, которые взрослый человек просто обязан принимать сам. Можно прислушиваться к советам, перебирать аргументы «за» и «против», но решение все равно надо принимать самому.

 

Однако в свое время 25 миллионов русских людей, оставшихся за пределами новой России права принимать решение просто лишили. Речь, конечно, же о распаде СССР. Конечно, тогда несколько миллионов человек сделали и осознанный выбор, – эмигрировали на Запад. Что ж, время было лихое, но выбор был сделан самостоятельно – никто из России никого не выгонял, – это не трагедия белой эмиграции. Численность которой, кстати, была около 2 миллионов человек.

 

Но в 1991 году, повторимся, вынужденно остались без Родины в независимых постсоветских государствах чуть ли не в 15 раз больше российских соотечественников. Кто смог и очень сильно хотел, в первые же постсоветские годы правдами и неправдами вернулся в Россию, несмотря на то, что и в ней тогда было совсем несладко. Но дома и стены помогают, и сегодня те, кто нашел в себе силы сделать этот отчаянный рывок домой, растят уже не только детей, но и внуков, выросших на Родине и не испытавших "прелестей" русофобской и антироссийской политики, ставшей мейнстримом в некоторых бывших национальных республиках СССР. Да и в экономическом плане эти люди выиграли вместе со всей Россией, пережившей лихие девяностые, оправившейся после тяжелейшего кризиса.

 

Сейчас уже выросло целое поколение молодых людей, родившихся в новой постсоветской реальности. Но проблема разделенного русского народа так и не решена до сих пор. Об этой проблеме не очень любят вспоминать сегодня, даже на праздновании воссоединения Германии, главную роль в котором сыграла Россия – как бы не вдохновился слишком народ столь прозрачной аналогией.

 

Новая Россия пошла по другому пути: выстоять и подняться самой, потом выстроить новую конфигурацию постсоветской географии на основании добровольного стремления к объединению пока что в единое экономическое пространство. Но даже в рамках уже состоявшегося Таможенного Союза сотни тысяч наших людей возвращаются из Казахстана в Россию по Госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников. Очереди стоят из желающих вернуться домой, понимающих, что как бы там ни было, а только в России русские и представители других коренных народов Федерации всегда будут своими, чтобы ни случилось еще в бурно меняющемся мире.

 

И Россия как никогда нуждается в соотечественниках, не отказывая при этом в гостеприимстве никому, по-прежнему считая братьями всех бывших граждан Советского Союза, даже тех, у кого с тех пор появились собственные независимые государства. Но есть гости, а есть родня. И тут миграционная политика в последнее время претерпевает некоторые реалистические изменения, чтобы не доводить ситуацию совсем уж до абсурда.

 

Трудно согласиться с этим сердцем, но холодным рассудком понимаешь, что, наверное, правильно, когда в Россию не зазывают всех подряд. Нужно предоставить возможность переселения на Родину тем, кто искренне этого желает. Тем, кто не порвал связи с Родиной. Тем, кто любит Россию и свой народ. Тем, кому это действительно нужно.

 

Первая Госпрограмма переселения, закончившаяся в 2012 году, как бы часто её ни критиковали, выполнила свою задачу – был выстроен огромный работоспособный механизм, обеспечивающий переселение соотечественников. В масштабах огромной страны – самой большой в мире, да еще переселяющей соотечественников со всего мира – сделать это было совсем непросто. Безусловно, не обошлось без ошибок, многое пришлось перестраивать на ходу. Но в результате новая, уже фактически бессрочная, Госпрограмма переселения гораздо удобнее и перспективнее старой. Но и эта программа тоже будет совершенствоваться, тем более, что все мы уже в августе ждем поправок к Закону о гражданстве Российской Федерации, которые должны существенно упростить процедуру получения российского гражданства теми соотечественниками, кто стремится переселиться в Россию.

 

Все это делается для тех, кому нужна Родина. Следует помнить, что всем нам, оставшимся вне России не по своей воле, Родина нужна больше, чем мы ей. Худо-бедно, Россия без нас проживет, а мы без нее – нет. Вот самая важная мировоззренческая позиция, которая отличает соотечественников настоящих от соотечественников теперь уже навсегда бывших.

 

Конечно, неустройств и проблем в России, как и в любой другой стране мира, много. Но одно дело вернуться на Родину и своими руками, головой и делами эти проблемы решать – и совсем другое дело ждать, пока тебя под белы руки перенесут во хрустальный дворец с пожизненным пенсионом, а если нет, то ругать ту самую Родину самыми последними словами.

 

Мой многолетний опыт работы в СМИ, занимающихся проблемами соотечественников, ярко свидетельствует: миллионы вернувшихся в Россию (не только по Госпрограмме) – счастливы и довольны жизнью на Родине. Но именно эти люди просто живут нормально и не кричат на форумах о том, как они хорошо устроились. А на порядок меньшее количество людей, столкнувшихся с проблемами, у которых жизнь в России по тем или иным причинам не сложилась – громко жалуются везде, где только можно. И, конечно, их голос всегда громче тех, у кого все хорошо, потому что, когда у человека болит – он жалуется, и это по-человечески очень понятно.

 

В любой стране мира, даже самой благополучной, переселенцы, мигранты, беженцы или репатрианты часто сталкиваются с проблемами, ведь такой переезд – это всегда тяжелейшее испытание. Множество проблем возникает и с реализацией Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Но проблемы нужно решать. И это вовсе не значит, что если при реализации какого-то нужного и хорошего дела возникают проблемы, то думать о переселении не стоит. Но главное, человек сам должен для себя решить, нужно ли ему это? И нужно ли ему это такой ценой? И что перевешивает?

 

Сегодня возникает повод задуматься о возвращении на Родину не только у тех, кто был ее не по своей воле лишен в 1991 году. Сегодня и многим сознательным эмигрантам из России на Запад приходится решать сложную проблему: принять ли те мировоззренческие, политические, да и экономические проблемы, которые раскалывают и Европу, и Соединенные Штаты, и весь западный мир? Как выживать в условиях кризиса? Кризиса экономического и кризиса нравственного? Смириться ли с тревогой за судьбу своих собственных детей и произволом ювенальной юстиции? Смириться ли с жестко навязываемой избирательной толерантностью к перверсиям? Верить ли в свободы и права человека на Западе, если они все чаще идут вразрез с интересами нормального консервативного большинства? Верить ли в возможность выжить на Западе в условиях резко сворачиваемых социальных программ и стремительно прогрессирующей безработицы? Со мной многие будут спорить, но с моей частной точки зрения запас прочности выживания: экономической, политической, социальной, нравственной – в России сейчас самый большой в мире. Несмотря на все прекрасно нам известные российские проблемы.

 

Госпрограмма переселения соотечественников не разделяет людей на тех, перед кем Россия в моральном долгу, кого она оставила за своими пределами в 1991 году, и на тех, кто когда-то сам принял решение от России отказаться. Россия принимает всех. Одно условие остается неизменным – это любовь к Родине, которая готова тебя принять. Если это есть в человеке – любые трудности будут преодолены. Если этого нет – малейшая проблема станет неразрешимой. 

 

Да простит меня читатель за то, что я не сказал ничего нового, эксклюзивного, и сенсаций не было в этом коротком материале о переселении соотечественников. Мы ведь, бывает, за частностями, многочисленными пунктами ведомственных инструкций ФМС и Минрегиона, законами и подзаконными актами, многочисленными положениями уже новой Госпрограммы, которая затормозила на утверждении региональных программ уже на полгода, надеюсь, что перед рывком вперед – часто за деревьями леса не видим. А главное, на самом-то деле, просто взять на себя ответственность за свое будущее и за будущее своей семьи. Не сидеть на двух стульях, а определиться: нужна мне Россия или нет?

 

Вот тогда, когда вы поймете, что сейчас самое главное в вашей жизни, когда вы сделаете свой выбор, за который спрашивать будете только с себя – вот тогда изучайте досконально все возможности, предоставляемые новой Госпрограммой, а они немалые. Вот тогда все силы отдайте, но добейтесь возвращения на Родину. И она, пусть не сразу, пусть через трудности, но воздаст вам сторицей. 

 

А если не нужна вам Россия… То и не надо тратить время на то, чтобы отговаривать друзей возвращаться, чтобы выискивать на ней пятна и злорадствовать в блогах. Не проще ли просто вживаться там, куда забросила вас судьба, строить там свое будущее, не оглядываясь и не выкрикивая что-то обиженное вслед бывшей Родине.

 

А многие ведь еще просто спокойно живут за пределами России, оставаясь с ней в нормальных дружеских отношениях, вспоминая тогда, когда защемит сердце. Это очень порядочно и на пользу всем нам. Без истерик – в ту или другую сторону.

 

А те, кто без России жизни просто не видит, особенно те, кто и не думал, что она когда-нибудь от них уйдет… Для них Россия куда ближе сегодня, чем вчера. Она ждет их. 

А вопрос, вынесенный в заголовок статьи, в этом контексте, думается, имеет вполне очевидный ответ. 

 

P.S. Почему-то принято полагать, что статьи о переселении соотечественников пишутся исключительно чиновниками, в жизни не выезжавшими за пределы Садового кольца. Автор этого материала родился в Туркмении, детство провел в Эстонии, почти всю взрослую жизнь в Латвии. В Россию вернулся в 2005 году, как только появилась такая возможность, со всей семьей. Живет в Санкт-Петербурге. Жалеет только о том, что не смог вернуться в Россию раньше.