Накануне в Астане открылись Международные интеллектуальные игры «Заковат», что-то вроде аналога нашего «Что? Где? Когда?» и выросшей из него «Лиги Знаний» только в странах Центральной Азии.
Как и российская «Лига Знаний», «Заковат» это не столько телеигра, сколько увлекательно организованная школьная Олимпиада сразу про всем предметам с упором на общую эрудицию. И потому рассчитаны эти Игры в первую очередь на местную молодёжь обоего пола. Идея, несомненно, благая и очень интересная.
В рамках открытия мероприятия Казахстан с визитом посетила помощник и по совместительству старшая дочь президента Узбекистана Шавката Саида Мирзиёева. По случаю у неё состоялись переговоры руководством РК и, в частности, с президентом республики Касым-Жомартом Токаевым.
Как сообщают казахские и узбекские СМИ, в ходе встречи были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего продвижения многопланового партнерства между двумя странами.
«Отметив союзнический и стратегический характер взаимодействия Казахстана и Узбекистана, Токаев указал на важность установления тесных контактов между администрациями президентов для эффективного расширения политического диалога на высшем и высоком уровнях. Отдельное внимание было уделено углублению взаимовыгодного сотрудничества в информационно-идеологической, культурно-гуманитарной и образовательной сферах, а также в области молодежной политики», – отмечается в официальных сообщениях.
После встречи с казахским лидером Саида Мирзиёева выступила на открытии международного турнира интеллектуального клуба «Заковат». Я внимательно послушал её выступление перед представителями молодого поколения Казахстана и Узбекистана и мне оно показалось крайне важным в разрезе – не удивляйтесь! – внутриполитического курса нашей страны, России.
Начать хотя бы с того, что помощник президента Узбекистана, являясь, по сути, олицетворением «освобождённой женщины Востока» в современных обстоятельствах, много внимания уделила правам женщин.
«Права женщин – раньше было стыдно говорить об этом. Мы молчали о домашнем и экономическом насилии, о домогательствах. У женщин не было возможности защитить себя. Сегодня и в Узбекистане, и в Казахстане приняты законы против домашнего насилия», – подчеркнула Саида Мирзиёева.
Не обошла она стороной в своём выступлении и довольно острую для обеих республик тему экологии.
«У Казахстана и Узбекистана есть много проблем, которые мы не сможем решить в одиночку. У нас одно высыхающее море на двоих. У нас один воздух на всех. Одна Сырдарья. Перед нами стоят задачи укрепления региональной безопасности, развития национальных языков, сохранения национальной идентичности и борьбы с дезинформацией», – подчеркнула узбекская чиновница.
И перейдя таким образом к гуманитарной сфере, Мирзиёева рассказала о том, какие цели ставят перед собой современные среднеазиатские государства, желающие достичь всеобщего благополучия и процветания.
«Самое главное – развитие образования. В Узбекистане ещё 7 лет назад каждую осень школы и институты стояли закрытыми. Учителя, студенты и ученики принудительно собирали хлопок на полях. Целое поколение не доучилось. Но мы победили столетнее хлопковое рабство! И миллионы вернулись за парты».
Затем, помощница президента Республики Узбекистан позволила себе небольшой экскурс в историю, увязав между собой прогрессивную и просветительскую, как она выразилась, деятельность на рубеже XIX-XX веков так называемых джадидов в Туркестане (частью которого был современный Узбекистан) и «национально-освободительного» движения «Алаш» в Казахстане.
«Все они мечтали о прогрессивном обществе. Наша интеллигенция глубоко понимала причины того, почему регион отстаёт от остального мира. Но им не дали осуществить задуманное. Сменялись поколения, но только сейчас благодаря политической воле лидера нашей страны мы подняли упавший флаг джадидов, которые так же, как и ваши представители движения Алаш, являются примером для прогрессивной молодёжи. Мы начинаем реализовывать их идеи и поднимать просвещение и образование на тот уровень, о котором они мечтали!», – подчеркнула госпожа Мирзиёева.
Ну, а теперь позвольте объяснить, для чего мне понадобились все эти многочисленные цитаты. И для начала необходимо ещё раз обратить внимание на несколько важнейших нюансов.
Всё, что было сказано, Саида Мирзиёева – женщина потрясающей красоты, в модном светском наряде, без каких-либо признаков принадлежности к религии, произносила на безупречном русском языке, обращаясь к молодым девушкам и юношам, столь же светского внешнего вида, как и она сама.
Таким образом, даже если не вдаваться в смысл ею сказанного, посыл, отправленный ей новому поколению молодых казахов и узбеков, тем, от кого и будет зависеть будущее этих стран, совершено понятен – мы строим современное, просвещённое, светское общество с опорой на национальную традицию, но без перегибов и перекосов вроде «квасного» (точнее, кумысного) патриотизма и религиозного фундаментализма.
А те, кто этого не понимает и не принимает, те, кто 7 лет назад не доучился, остановив собственное развитие на уровне хлопковых полей и потому предпочитает держать женщин за людей второго сорта, заматывая их в никаб или хиджаб, кто продолжает жить по дремучим законам первобытно-общинного строя с примесью тоталитарной религии и стремится навязать этот образ жизни другим – может ехать куда захочет.
Для лучшего понимания происходящего – маленькая историческая справка. Название течения джадидизм, о последователях которого говорила Саида Мирзиёева, происходит от арабского слова «новый» и означает «обновлённый» – это появившаяся в Российской империи идеология исламского модернизма, противопоставлявшая себя консервативному направлению в российском исламе и выступавшая за светский путь развития мусульманского общества: равноправие женин и мужчин, доступное образование, всеобщее избирательное право (об этом заговорили уже после революции 1917 года) и так далее.
В каком-то смысле это аналог победивших в Турции после Первой мировой войны идей Ататюрка, отказавшегося от религиозного фундаментализма в пользу построения светского государства на республиканских основах. Таким образом, не вдаваясь в подробности, то к чему призывает сегодня старшая дочь узбекского президента – это прогрессивный путь развития стран Центральной Азии.
И всё бы ничего, вот только с некоторых пор наши южные соседи – Узбекистан в большей, а Казахстан в меньшей степени – повадились сплавлять своих дремучих сограждан к нам, в Россию, в качестве трудовых мигрантов, которые бурным потоком, больше похожим на «сточные воды», растеклись по просторам нашей страны.
В результате, если в Узбекистане, Казахстане и даже Таджикистане, являющимся лидером по числу мигрантов в РФ, ношение никаба законодательно запрещено, а любое проявление радикального исламизма преследуется по закону – все, кто хотят жить как Средневековье, едут в Россию и чувствуют себя здесь вполне вольготно, создавая здесь излишнее социальное напряжение и потенциальные конфликты на межнациональной и религиозной почве. Я уже молчу про рост этнической преступности, о котором не так давно рассказывал глава СК РФ Александр Бастрыкин.
И что самое печальное, в первую очередь, виной тому наша собственная мягкотелость и ложно понимаемые традиционные ценности. И это как раз тот самый случай, когда стоило бы присмотреться к опыту среднеазиатских коллег и внимательно вслушаться в то, что они проповедуют собственной молодёжи. В частности, хотя бы обратить внимание на де-факто программное выступление Саиды Мирзиёевой.