Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Общество

Как депутаты решили хайпануть на «языковом вопросе» и что из этого вышло

Баян АхметQMonitor
12 мая 2022
Коллаж: © Русские в КазахстанеВ один из последних дней апреля премьер-министру РК был направлен запрос, подписанный то ли 36, то ли 34 мажилисменами – а это ни много ни мало треть всего состава нижней палаты парламента. Вскоре в ряде СМИ появились сообщения о том, что большая группа депутатов требует от правительства внести в Конституцию норму, лишающую русский язык его нынешнего статуса. 

Эти публикации, тем более на фоне объявленного верховной властью начала конституционной реформы, не могли не вызвать бурления в социальных сетях. Ведь речь идёт об изменении сложившегося статус-кво в столь болезненном для всего казахстанского общества вопросе, как языковой. Впрочем, уже в первых числах мая инициатор и автор упомянутого запроса заместитель председателя партии «Ак жол» Казыбек Иса, а также его непосредственный партийный начальник Азат Перуашев (оба они значатся первыми в списке подписантов) попытались дезавуировать содержание своего обращения.

Видимо, посчитав, что лучшая защита – это нападение, Перуашев предпослал своему заявлению заголовок «Вот так появляются фейки» и возложил вину на СМИ: «Наш коллега, депутат Мажилиса Казыбек Иса рассказал сегодня журналистам, что письмо об изменении статуса русского языка в Конституции в 2011 году подписали известные деятели культуры (такие как Мухтар Шаханов, Кабдеш Жумадилов, Дулат Исабеков, Асанали Ашимов и др). Депутатов среди тех подписантов не было. А 36 депутатов Мажилиса в прошлую среду подписали депутатский запрос о необходимости закона «О государственном языке». Улавливаете разницу?... Уважаемые журналисты. Мы очень дорожим вашим профессионализмом и вашим трудом. Пожалуйста, будьте внимательными». 



Сам Иса тоже стал утверждать, что его неправильно поняли: «В некоторых СМИ прошла информация, будто я инициировал поправку в Конституцию об отмене статуса русского языка, и это требование якобы поддержали 36 депутатов парламента. Настоящим сообщаю, что эти слова выдернуты из контекста. В депутатском запросе в прошлую среду я озвучил запрос, в котором указывал, что государственный статус Казахского языка установлен в Конституции, но до сих пор отсутствует соответствующий закон, который обеспечил бы реализацию этого статуса. Поэтому я … в очередной раз призвал принять специальный закон «О государственном языке», который бы позволил реализовать на практике его статус, предусмотренный в Конституции».

Но давайте последуем совету партийного вожака «быть внимательными» и ознакомимся с текстом запроса, подписанного 12 «акжоловцами», 19 «аманатовцами» и тремя «народниками» (кстати, в сумме набирается 34, а где ещё двое?), то есть представителями всех трёх партий, которые заседают в мажилисе. Благо он размещён на официальном сайте парламента РК. 

Писал его явно сам Иса, о чём можно судить по местоимениям «я», «мне», когда он рассказывает о том, как когда-то его сын, а теперь уже внук обращались к нему с одним и тем же вопросом: «Почему всё вокруг на русском языке?». После этого поэт и депутат упоминает об открытом письме на имя президента страны Касым-Жомарта Токаева под названием «Мемлекеттік тілдің тәуелсіздігі Ата заңда айқын көрінсін!», которое было опубликовано на сайте возглавляемого им издания «Qazaq Uni» и собрало 126215 подписей – эту цифру Иса гордо называет историческим рекордом. 

Правда, здесь он то ли лукавит, то ли недоговаривает: у открытого письма есть другое название, выделенное крупно и другим шрифтом – «Конституциядан 7 баптың 2-тармағын алып тастап, мемлекеттік тіл туралы заң қабылдау керек!», что в переводе с казахского звучит так: «Необходимо убрать из 7-й статьи Конституции 2-й пункт и принять Закон о государственном языке». А 2-й пункт, как мы знаем, касается статуса русского языка. Зачем Иса совершил эту подмену? Может, затем, чтобы текст депутатского обращения не выглядел слишком уж радикальным в глазах его коллег, поддержкой которых он хотел заручиться? 


 

Впрочем, далее в депутатском запросе прямо говорится: «Сондықтан, Конституциядағы 7-ші бапты өзгертіп, Қазақ тілінің Мемлекеттік тіл ретінде жеке дара статусын айқындау керек!». То есть звучит требование изменить 7-ю статью Конституции таким образом, чтобы казахский язык получил статус единственного государственного. Точно такая же формулировка повторяется в конце текста, где содержатся конкретные предложения, адресованные правительству РК. Иными словами, и Перуашев, и Иса пытаются ввести общественность в заблуждение, утверждая, что их запрос касался лишь необходимости принятия закона о государственном языке, – на самом деле в нём чёрным по белому написано, что нужно внести изменения в Конституцию. 

Но какие изменения имеются в виду, если в Основном законе и без того только казахский язык наделён статусом государственного? Очевидно, что речь идёт о двух других пунктах 7-й статьи – о статусе русского языка и о том, что «государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана». Кроме того, обращает на себя внимание ещё одна фраза из текста депутатского запроса: «елді біріктіріп, топтастыру үшін барлық ұлт тек мемлекеттік тілде сөйлеуі тиіс!» - «для объединения и сплочения народа нужно, чтобы все нации говорили только на государственном языке». 



Ладно «акжоловцы» - они в последние годы делают всё более заметный крен в сторону национал-популизма. Но почему запрос «подмахнули» около двух десятков членов партии «Аманат», включая политолога Саясата Нурбека, тележурналиста Артура Платонова, и даже несколько депутатов от НПК (бывшие «народные коммунисты»), партии, которая ещё совсем недавно стояла на позициях интернационализма? Не стали вчитываться в текст? Не разглядели, к чему на самом деле призывает Иса? Если так, то подобное когда-то называли политической близорукостью. А, может, они на самом деле выступают против существующего сегодня в стране языкового статус-кво? 

Видимо, после появления публикаций в СМИ «кураторы» из Акорды сделали руководителям партии «Ак жол» серьёзное внушение, и последним пришлось «пойти в отказ»: дескать, их не так поняли, они не то имели в виду и т.п. Словом, решили, как сейчас говорят, хайпануть на популярной и одновременно болезненной теме, взбудоражили общественность, а как только запахло жареным – сразу в кусты. 

Казахстанским властям подобные инициативы радикального толка, исходящие от официальных лиц, к коим относятся и депутаты, сейчас, в крайне сложной геополитической ситуации, совсем ни к чему. Доказательство тому и объявленный на днях президентом страны выговор Кайрату Ламе Шарифу, нашему послу в Египте, за несоблюдение этических норм: дипломат в одной из соцсетей призвал переименовать республику в Казахское государство, избавиться от спорных названий времен СССР и царской России, а заодно вернуть Нур-Султану прежнее название Астана.

Применительно к языковому вопросу руководство страны прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что резкие движения здесь абсолютно неуместны и чреваты опасными последствиями для Казахстана. В отличие от общественных активистов и некоторых депутатов, оно просчитывает возможные риски и не может позволить себе популистских решений, способных поставить под угрозу общественное спокойствие и даже целостность государства.

Тем более что перед нашими глазами стоит печальный украинский опыт. Вспомним, что там было. Отмена Верховной Радой в феврале 2014-го, сразу после Майдана, закона «Об основах государственной языковой политики», гарантировавшего использование языков национальных меньшинств в тех регионах, где они составляют не менее 10 процентов населения. Принятие законов, фактически лишивших эти меньшинства, включая русских, возможности получать школьное образование на родных языках. Введение в действие три года назад закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (видимо, к чему-то подобному призывает и Иса), который ещё больше урезал права представителей других этносов и вызвал критику со стороны европейских структур, отмечавших «отсутствие справедливого баланса между продвижением украинского языка и защитой языковых прав меньшинств». Все это не могло не вызвать раскол в стране. 

Кстати, даже сам Владимир Зеленский в начале своего президентства скептически относился к столь радикальным мерам. Вот что он заявил во время состоявшегося в октябре 2019-го пресс-марафона: «Вы помните, что с языкового вопроса начался Донбасс? Зачем в нашей стране, которую мы хотим объединить, сейчас, когда идёт война, когда люди с разными языками сидят в окопах – зачем мы поднимаем этот вопрос?». 

Конечно, создание ДНР и ЛНР, война на Донбассе были вызваны не только желанием жителей русскоязычных регионов Украины полноценно пользоваться родным языком, обучать на нём своих детей. Но эти настроения сыграли немаловажную роль в появлении сепаратистских республик, что вылилось потом в многолетнее вооружённое противостояние, а затем и в российское вторжение. И сейчас Украина рискует не только потерять значительные территории, но и вообще перестать существовать как государство. Даже при благоприятном сценарии ей грозят длительная и разрушительная война, массовые человеческие жертвы, огромные демографические потери. 

Задумываются ли Иса и поддержавшие его мажилисмены о том, что предлагаемый ими отказ от сложившегося в Казахстане баланса в языковой сфере тоже может вызвать трагические для нашего народа и для нашей государственности последствия? 
+11
    50 492