Сегодня

441,66    475,14    61    4,86
Общество
24 апреля 2024

Мягкая сила имиджа России: две стороны одного противоречия

Валерий МошевГолос России
20 июня 2013

Объективный образ России за рубежом, вероятно, предполагает трансляцию того образа, который существует внутри страны. А каков этот образ? Из чего он состоит? Какой предстает Россия перед самими россиянами?

 

Недавно всех нас вновь порадовало особое внимание, проявленное государством к близкой нашей аудитории теме: «Россия кардинально изменит систему работы по улучшению образа страны за рубежом и продвижению ее интересов. В мае президент РФ Владимир Путин подписал указ, регулирующий деятельность Россотрудничества, которое становится главным проводником концепции "мягкой силы". С одной стороны, РФ сократит финансирование через международные организации обезличенных программ за рубежом, а деньги, более $500 млн, перенаправит на адресные двусторонние проекты, прежде всего в странах СНГ. С другой — собственный бюджет Россотрудничества, вырастет в разы — до 9,5 млрд рублей».

 

Не будем вдаваться в хитросплетения распределения сфер влияния, думаю, что в любом случае все возрастающее финансирование структур, отвечающих за формирование положительного образа России в мире и работу с соотечественниками и, конечно, не только соотечественниками, за рубежом – пойдет на пользу и нашей стране, и всем нам.

 

В конце концов, такие большие деньги просто не могут расходоваться бесцельно, и руководитель «Россотрудничества» Константин Косачев достаточно подробно и аргументировано высказался о планах агентства и перед депутатами Государственной Думы, и в недавнем интервью нашим украинским коллегам, и, конечно, на радио «Голос России», в собственной авторской программе, регулярно затрагивающей важнейшие аспекты деятельности нашего государства в сфере внешнеполитического влияния.

 

Я же, как человек неискушенный в большой политике, очень люблю задавать так называемые «детские вопросы». И вот один из них. Читаю, я, скажем, вполне захватывающие слова: «Как следует из документов, все это призвано способствовать "формированию объективного образа РФ" за рубежом, "росту внешнеполитического эффекта от оказания Россией помощи странам СНГ и другим государствам", "созданию оптимальных условий для продвижения российского бизнеса, науки, образования и культуры". То есть эффективному использованию "мягкой силы"».

 

Итак, есть цель: формирование объективного образа России за рубежом, формирование позитивного образа нашей страны, усиление культурного влияния… Но у меня вопрос, а формирование позитивного образа у кого? У наших соотечественников за рубежом, у патриотов России? Или у широких масс мирового сообщества, преимущественно, наверное, западного? Или у всех сразу? Задача сложная на самом-то деле. Ведь объективный образ России за рубежом, вероятно, предполагает трансляцию того образа, который существует внутри страны. А каков этот образ? Из чего он состоит? Какой предстает Россия перед самими россиянами? Из чего слагается объективное представление нашего народа о своей собственной стране? Из собственного опыта и здравого смысла, из калейдоскопа российских СМИ? Есть ли у нас самих объективный и позитивный и, главное, непротиворечивый образ России? Есть ли, что транслировать посредством пресловутой «мягкой силы» на весь мир?

 

Конечно, можно сказать, что надо постараться передать образ нашей великой страны во всей ее цветущей сложности. Но пропаганда, а давайте назовем вещи своими именами, разве это стыдно? Так вот, пропаганда, то есть, буквально, «распространение идей», предполагает наличие этих идей. И идей, желательно непротиворечивых, иначе цельному образу не сложиться. И потом, адрес, адрес аудитории крайне важен. Может ли быть позитивным один и тот же образ России одновременно и для наших соотечественников за рубежом, и для широких масс населения стран проживания соотечественников? Для кого все же «быть хорошим и нравиться»? Для всех сразу с одним и тем же образом все равно не получится, придется выбирать главную целевую аудиторию, а вот как раз об этом ни в одном из документов не сказано – кто для нас важнее? Чье мнение о нас? Пытаться быть хорошими для всех сразу во всем мире невозможно. А вот потратить на это огромные деньги – возможно вполне, тут, хоть до бесконечности финансируй…

 

Да что уж далеко за рубеж ходить, возьмем, к примеру, ближнее зарубежье: Казахстан или Латвию, нет, лучше Украину… А впрочем, никакой разницы. Одни и те же слова в адрес наших соотечественников в Казахстане, Прибалтике или на Украине – и в адрес властей и титульного населения этих стран будут восприняты столь разными аудиториями совершенно противоположно. И примеры этого мы видим каждый день. Что уж говорить о «позитивном образе» нашей страны не на постсоветском пространстве, а в зарубежье дальнем. Понравимся ли мы широким массам населения США или Израиля, или Франции, если будем распространять образ, приятный (смею надеяться) нашему российскому соотечественнику в этих странах?

 

Конечно, можно работать по-разному, имея дело с разной аудиторией. Но дело в том, что информационный мир в наше время трудно разделить на кусочки, на сегменты, так или иначе, но информационные потоки пересекаются и все, сказанное для одной аудитории, неминуемо будет услышано и другой, в адрес которой говорилось нечто противоположное – просто, чтобы быть приятным, чтобы сформировать «позитивный образ». И тут же эти противоречия будут использованы…

 

Но главная проблема, все же, это непротиворечивый образ России внутри ее самой. Потому что, если рассуждать «по-детски», то если мы в собственной стране не можем определиться, какой образ Родины для нас, для единого российского общества позитивен, то, что можно транслировать за рубеж, пусть даже посредством «наимягчайшей силы»? За примерами далеко ходить не надо, вспомним, хотя бы недавно отпразднованный нами День России. В самый прайм-тайм, после программы «Время» по ОРТ транслировали художественный фильм «Офицеры». Прекрасный, любимый многими фильм. Но каким образом, скажите, этот фильм сочетается с этим праздником и этим днем в истории? Может быть, я чего-то не понимаю в своей наивности, но мне лично кажется, что образы этого фильма и образ новой, ельцинской России, прямо противоположны друг другу…

 

Ну вот, давайте будем транслировать эти «непротиворечивые ценности» одновременно в адрес всей зарубежной аудитории. Что мы получим? И что вообще, сами получили в тот день, внутри страны? Какой образ России явился для нас «объективным и позитивным»? Красный советский флаг «Офицеров» или российский триколор, и Ельцин, проклявший коммунизм? Я просто хочу разобраться в целеполагании нашей пропаганды, осуществляемой посредством «мягкой силы» за весьма приличные государственные деньги, которые, как говорится, «счет любят». О том, что любит транслировать НТВ, например, 9 мая, даже не буду упоминать, да и других примеров раздвоения сознания сугубо российских СМИ у нас хватает.

 

Разумеется, можно обойти все острые углы, все нерешенные пока что нами вопросы. И я искренне верю в профессионализм наших внешнеполитических ведомств и их сотрудников. Тем более, что успехи есть. Это и сложнейшая в нынешних условиях работа радио «Голос России», очень аккуратно и ответственно транслирующего образ России практически на все страны мира, и относительно недавно созданный, но успешно развивающийся телеканал «Russia Today», который недавно посетил президент России. И это еще один знак внимания государства к интересующей нас всех теме. И вот что сказал Владимир Путин, обращаясь к сотрудникам канала: «Хорошие впечатления. Когда мы задумывали это предприятие в 2005 году, мы исходили из того, что на мировой информсцене должен появиться ещё один сильный игрок, который не только будет объективно рассказывать о том, что происходит в нашей стране, в России, но и попытается – я хочу это подчеркнуть, попытается – сломать монополию англосаксонских СМИ на информационные мировые потоки. И, мне кажется, вам это удаётся».

 

Высокая и вполне заслуженная оценка. Но есть одна небольшая проблема, прямо связанная со всем, что мы обсуждали выше – спутниковые каналы того же ОРТ или НТВ уже десятилетиями несут зарубежной аудитории образ России, который, скажу искренне и при этом полагаясь на свой собственный опыт недавнего еще российского соотечественника из Латвии, – перечеркивает порой все усилия RT или ГР, или того же «Россотрудничества» по созданию объективного и положительного образа нашей страны в мире. Наши соотечественники за рубежом, которые судят о нас по информации этих мощных телеканалов, Россию и не понимают, и просто даже боятся! Следует учесть, что если мы, россияне, при просмотре российского ТВ все-таки делаем обязательную поправку на то, что мы видим в реальной российской жизни, то БЕЗ этого реального опыта просмотр даже главных наших телеканалов формирует иногда такой мощный отрицательный заряд восприятия, который не в силах смягчить самые героические усилия специализированной внешнеполитической пропаганды.

 

Что же со всем этим делать? Ну, это, конечно, решать тем, кто призван в государстве решать все поставленные задачи. Думаю, что ответственные товарищи давно знают все ответы на мои наивные рассуждения. Просто очень хотелось бы, чтобы этими ответами с нами периодически делились. И это уже было бы много.

 

А что касается финансирования, то, по моему, негосударственного уровня мышлению, главные усилия по формирования позитивного образа России должны быть направлены на скорейшее решение одной проблемы: репатриации русских и других коренных народов России на Родину – любыми средствами! Точнее, не жалея никаких средств. Если выбрать одну и главную цель, то финансов на ее достижение хватит. Выполним моральный долг перед 25 миллионами соотечественников, не бежавших в эмиграцию из России, напротив, брошенных когда-то ею и все равно Россию любящих и стремящихся вернуться на Родину, – и тогда решим одним ударом массу животрепещущих проблем, не решаемых уже долгие годы. И позитивный образ России будет на высоте среди соотечественников, и политическое влияние на постсоветском пространстве укрепится вследствие одного этого решительного шага, и демографию поправим, и вопросы нелегальной и прочей трудовой миграции отойдут на второй план. Да и будет что пропагандировать, не спотыкаясь на противоречиях. А насильно мил не будешь. Любовь купить нельзя. Ни за какие деньги. Опыт 1991 года это показал не первый уже раз, но думаю, что уроки эти надо запомнить навсегда.

 

Определиться все же надо с целями, определить приоритеты. И тогда все получится. И дополнительное финансирование будет как никогда кстати. А вы как думаете?

0
    3 048
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.